Принципы социальной политики в отношении пожилых людей. Социальная политика в интересах пожилых людей Содержание социальной политики отношении пожилых
1
1
Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье представлены результаты сравнительного исследования существующих национальных моделей социальной политики в отношении пожилых людей в странах Западной Европы, США и России. Отмечая их специфику, заложенную социально-экономической системой каждой страны, автор приводит доказательства того, что на современном этапе идет активный процесс диффузии различных моделей и их корреляции, что означает стремление мирового сообщества к созданию некой универсальной модели, которая будет являться продуктом общецивилизационного развития. На современном этапе Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением. Сопоставление и обобщение фактического материала в результате изучения национальных моделей социальной политики в отношении пожилых позволило выявить общие принципы и механизмы ее реализации.
социальная политика в отношении пожилых
качество жизни
интеграционные процессы
1. Люблинский В.В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран // ПОЛИС. – 2008. – № 6. – С. 130–146.
2. Макайвер Р. Реальность социальной революции // Американская социологическая мысль. – М.: МГУ, 1994. – С. 89–111.
3. Общий обзор экономики Японии [Электронный ресурс] // Внешнеэкономическая деятельность. – URL: http//www.vneshmarket.ru (дата обращения 10.10.2011).
4. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни [Электронный ресурс] // Президент России. – URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9332 (дата обращения 29.09.2011).
5. Yao Yuan. Weakening Family Support for Elderly in China / Yuan Yao // Chinese Society and Anthropology. – 2001. – Vol. 34. – № 1. – P. 26–34.
Социальная политика есть специфический продукт культурно-экономических отношений, находящихся в социальной плоскости и регулируемых государством. Реагируя на современные социальные вызовы расширяется спектр ее направлений. Одним из формирующихся направлений является социальная политика в отношении пожилого населения (СПП). В настоящее время под социальной политикой в отношении пожилых подразумевается система общественных приоритетов и мер, направленных на создание достойных условий жизни и успешной социализации пожилого населения. Национальные модели этого направления социальной политики находятся в процессе развития, что актуализирует вопросы ее теоретической рефлексии.
В конце ХХ — начале ХХI веков развитие постиндустриального общества в направлении становления социального государства стало фактором, обеспечивающим социальную стабильность в мире и утверждающим принципы его справедливости и солидарности. Американское государство одним из первых встало на этот путь.
В основе американской модели СПП лежит принцип взаимодействия государственных и предпринимательских структур, переплетение социальной составляющей с другими сторонами внутренней государственной политики: трудовой, миграционной, образовательной и др. США — одна из немногих стран, которая большое внимание уделяет регулированию отношений в обществе между всеми возрастными категориями граждан .
Пожилое население страны имеет право на выборочные медицинские пособия, на различные виды социальных пособий и пенсии, которые пересматриваются ежегодно и индексируются в зависимости от уровня инфляции. Кроме того, в Америке создана национальная сеть агентств по планированию и координации служб для пожилых людей, целью которых является разработка и согласование специальных программ .
Для современной Европы характерны две ведущие модели СПП. Одна основана на системе социального страхования, организуемой и финансируемой «социальными партнерами», и характерна для таких стран, как Германия, Испания, Австрия и др. Она устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права пожилых обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов).
Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Социальная защита оказывается независимой от государственного бюджета. При этом в социальной сфере действуют солидные благотворительные фонды, занимающиеся вопросами социальной адаптации людей, в том числе и пожилых. Кроме того, существует много социальных и благотворительных программ от медицинских до клубов ровесников и международного туризма.
Показательно, что социальные работники и педагоги в Германии в союзе с профессионалами из Испании разработали и активно внедряют программы посттрудового образования. Для обучения создаются специальные группы, в основном в них входят «интеллектуально сохранные» пожилые люди в возрасте от 60 до 75 лет, преимущественно бывшие работники интеллектуального труда. Проблему занятости пожилых людей подобные организации не решают, но решают проблему социальной реабилитации. Важно отметить, что такая система социальной защиты является достаточно эффективной, что признается и определяется высокими стандартами социальной помощи.
Вторая модель, распространенная в таких странах, как Англия, Франция, Швеция и др., исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель СПП, действуют пенсионные системы, которые обеспечивают минимальные доходы всем пожилым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости.
Социальная помощь пожилым оказывается в основном на добровольных началах. Кроме того, существуют специальные коммуны для пожилых людей, но они экономически слабы и малопродуктивны. Такое проживание в настоящее время рассматривается как место социального исключения, во-первых, потому, что оно ограничивает свободу передвижения, а во-вторых, закрывает возможность для развития и жизни в нормальном обществе.
В связи с этим все большее значение приобретает такая форма ухода за пожилыми, как семейное проживание. Таким семьям, которые взяли пожилого человека на попечение, предоставляются специальные государственные пособия для ухода. Они компенсируют потерю заработка тому члену семьи, который осуществляет уход за подопечным. Продукты и горячее питание доставляются на дом, оказывается помощь в поддержании контактов и повышении дееспособности пожилых людей, организован специальный канал на телевидении. Каждое воскресенье транслируется месса для католиков, которые не могут прийти в костел. Кроме того, сохранились полустационарные формы обслуживания: дневные, недельные и пр. (по выбору). Организуются группы взаимопомощи и группы давления, которые восстанавливают отношения между личностью, обществом и государством. Фактически работу социальных служб выполняют местные сообщества.
В течение двух последних десятилетий для европейских моделей СПП характерным является то, что они стремятся к объединению, преодолению различий между странами. Ведущим принципом трансформирующейся европейской модели СПП стал принцип социальной справедливости и ориентация на ценность квалифицированного труда и знания. Спецификой объединенной общеевропейской модели СПП является изменение направленности социальных программ с универсального уровня на индивидуальный. Это значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся. Кроме того, такая ориентация позволяет поддерживать достойный уровень качества жизни пожилого населения. Модернизация европейских моделей идет по аналогии с американской.
Эпоха постиндустриальных обществ — это период активной передачи опыта от одной культурной среды к другой. В этот процесс вовлекается все большее количество стран, перед которыми встает задача привести свой социально-экономический уровень в соответствие с мировым (Япония, Китай, Корея, Сингапур и др.). Восточные страны также встали на путь реформ в сфере СПП. Особенностью восточной модели СПП можно назвать то, что ее концепция предусматривает гарантию минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли государства. Приоритетной задачей определена возможность изыскания дополнительных материальных средств для выплат пожилому населению и созданию достойных условий жизни для тех из них, кто проживает отдельно от детей вследствие изменения внутрисемейных отношений. Разрабатываются специальные государственные программы по совершенствованию системы социальной защиты и обеспечению достойных условий. Пожилым людям находят работу на мелких предприятиях, в ремонтных мастерских, сфере общественного питания, розничной торговле. Поскольку им приходится часто менять профессию, создаются специальные центры переподготовки.
Традиционная система семейного ухода за пожилыми людьми в новых социально-экономических условиях стала неэффективна, поэтому в настоящее время в восточных странах создаются государственные реабилитационные центры. В их компетенцию входит информационное обеспечение пожилого населения о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний, консультационная и медицинская помощь. Развиваются досуговые центры, где пожилые могут заниматься хоровым пением, танцами, каллиграфией, фотографией, спортом и др.
Помимо этого активно стимулируется участие пожилых людей в общественных делах. Местные сообщества на общественных и благотворительных началах организуют службы по оказанию медицинской и психологической помощи пожилым людям, которые решают и вопросы их ежедневного быта.
В последние годы появились многочисленные службы знакомств, причем их клиентами являются не столько молодежь, сколько люди среднего возраста и овдовевшие пожилые люди. Средства массовой информации широко освещают позитивные моменты такого рода повторных браков, их благотворное влияние на психологическое состояние пожилых людей, решение их ежедневных забот и проведение досуга.
Ускоренное развитие восточных стран привело к интеграции западной модели СПП, в результате чего при создании собственных моделей Восток начал ориентироваться на мировой уровень . Восточная модель СПП носит комплексный характер . Она включает материальное обеспечение, которое гарантирует минимальный размер пенсии, обеспечивающий прожиточный минимум, страхование здоровья и социальные пособия, на которые можно рассчитывать в случае острой нуждаемости. Система социального обеспечения базируется на том, что для ее нормального функционирования необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.
Из всего комплекса проблем СПП наибольшее внимание уделяется созданию специальных рабочих мест в государственном и частном секторах экономики. Это связано с тем, что из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы, пожилые люди становятся важным компонентом рынка труда.
В России процесс модернизации СПП начинается в 90-е годы ХХ века. Первоначальная идея реформаторов заключалась в создании условий, обеспечивающих увеличение благосостояния граждан пожилого возраста в соответствии с международными нормами. Для осуществления задуманного было решено выстроить новую модель таким образом, чтобы она соответствовала произошедшим необратимым изменениям во всех сферах российской действительности и отвечала на перспективные запросы общества .
Общая ориентация СПП была направлена на развитие социально-компенсирующих мероприятий. Резервные фонды социальной защиты населения формировались за счет бюджетов всех уровней: федерального, региональных и муниципальных. Активно стала развиваться адресная, в основном натуральная (социальные магазины, благотворительные столовые и т.д.) помощь пожилому населению. В результате реализации обозначенных мероприятий количество служб срочной социальной помощи в стране достигло одной тысячи пятисот восьмидесяти пяти, а единовременную поддержку ежегодно получали до 5,3 миллионов человек. В сети учреждений социального обслуживания населения стали работать геронтологические и геронтопсихологические центры. Они приняли на себя заботу об оказании специализированной, в том числе медицинской помощи. Появились учреждения социального обслуживания нового типа: специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные или социально-реабилитационные центры, работающие по принципу санатория или дома отдыха.
Стала развиваться новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей в Москве, а также в Свердловской, Челябинской, Читинской областях и Красноярском крае — создание социальных квартир. Проживающие в этих квартирах обслуживаются социальными работниками. Социальная поддержка, повышение качества жизни пожилых людей, предоставление широкого спектра социальных услуг, в том числе и на дому, — одна из приоритетных задач СПП на сегодняшний день.
Общее право на социальную поддержку реализуется в контексте развития права на обеспечение доступности культурных ценностей. Многие учреждения культуры разрабатывают и осуществляют программы содействия людям старших возрастов. В 450 государственных театрах введены дни льготного показа спектаклей для людей старшего поколения. Большинство выставочных залов и художественных галерей, в том числе негосударственных и частных предоставляют пожилым людям билеты по льготным ценам. Помогают преодолевать дефицит общения и специальные центры-клубы пожилых людей на базе действующих учреждений культуры. Все это позволяет пожилым людям реализовать с пользой для общества свой потенциал и поддерживать социальные связи.
В целях расширения возможностей обеспечить свое материальное состояние в период посттрудовой деятельности в последнее десятилетие активно развиваются различные финансовые программы. Создана сеть негосударственных пенсионных фондов, которые принимают как личные вклады граждан на будущее обеспечение пенсионных выплат, так и целевые вклады предприятий и организаций. Кроме того, у фондов есть полномочия по переводу застрахованным лицом накопительной части пенсии из государственного пенсионного фонда в негосударственный.
Таким образом, современная СПП, формируясь в пределах общеевропейского пространства, стремится к такой организации, при которой она перестанет экстренно реагировать на отдельные факты социальной несправедливости и начнет применять превентивные меры. Для этого Россия активно инкорпорирует опыт развитых стран в практику взаимодействия государства с пожилым населением и выравнивает вектор развития СПП, равняясь на американскую модель. В связи с этим задачей ближайшего будущего является вложение капитала и инвестиций в развитие таких социальных проектов, которые будут способствовать устранению негативных зависимостей, изменению дискурса в отношении лиц пожилого возраста, разрушению стереотипа истощения социально-экономического потенциала личности в пожилом возрасте.
Сравнительное исследование позволяет утверждать, что в данный момент все цивилизованные страны активно занимаются реформированием СПП с целью ее адаптации к современным реалиям. Трансформационно-модификационные процессы, происходящие в различных регионах мира, способствуют преобразованию и интеграции существующихмоделей СПП в общемировом масштабе. Проведенный анализ также позволил выделить ведущие принципы, способствующие формированию общецивилизационной модели СПП:
1. Принцип взаимодействия общества с социальными группами: сопряжение интересов социально-демографической группы пожилых с общегосударственными интересами и интересами «третьего сектора».
2. Принцип социальной справедливости, ориентированный на ценность квалифицированного труда и знаний: создание соответствующей нормативно-правовой базы; опора на ресурсный потенциал людей пожилого возраста.
3. Принцип поддержания достойного качества жизни: акцентирование на социально-экономическом положении социально-демографической группы пожилых.
В то же время стало возможным определить различия этих моделей посредством выделения ведущих механизмов реализации СПП, зависящих от степени государственного участия (ГУ) в решении проблем социальной сферы:
В целом можно говорить о несущественных различиях, так как на практике и в западных, и в восточных странах применяются все отмеченные в представленной работе механизмы. От степени государственного участия зависит только интенсивность их применения.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что современная трансформация модели СПП — продукт общецивилизационного развития, в меньшей — результат специфических условий отдельных стран. Очевидным становится, что мировое сообщество стремится к созданию единого вектора формирования отдельного направления социальной политики, призванного решать проблемы пожилого населения.
Рецензенты:
Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, ТГАКИ, г. Тюмень;
Борко Т.И., д.филос.н., профессор, ТюмГУ, г. Тюмень.
Работа поступила в редакцию 15.01.2014.
Библиографическая ссылка
Мосина О.А. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ: ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-8. – С. 1746-1750;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33415 (дата обращения: 01.02.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Современная социальная политика в отношении пожилых людей строится в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей.
- – разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
- – поощрять благотворительные организации;
- – защитить пожилых людей от экономических потрясений;
- – обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
- – полностью обеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места его проживания – на родине или в другой стране.
Эти принципы сгруппированы следующим образом: 1) независимость; 2) участие; 3) уход; 4) реализация внутреннего потенциала; 5) достоинство.
Государственная социальная политика в отношении пожилых людей направлена на то, чтобы, во-первых, подготовить общество к происходящим демографическим изменениям, во-вторых, улучшить качество жизни лиц старшего возраста, в-третьих, развить социальные услуги в соответствии с потребностями и нуждами этой категории населения.
По оценкам, в России примерно 5 млн граждан старшего возраста могут нуждаться в различной помощи. Из них 1,5 млн человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах по причине неудовлетворительного состояния здоровья или преклонного возраста. Среди них около 300 тыс. человек, которым необходимы социально-медицинские услуги на дому. На что в этой связи следует обратить внимание прежде всего?
Многим пожилым людям необходим нс только адекватный уход, но и разнообразная общественная помощь для налаживания полноценной жизни, что связано с задачей переоценки взглядов на их нужды и потребности. Это касается и обустройства материальной среды, переоборудования жилья соответственно функциональным возможностям пожилых людей. Первый, кто должен увидеть и сказать, что жилищные условия пожилого человека требуют улучшения, – это приходящий на дом социальный работник.
Во-вторых, появление все большего числа долгожителей, которым нужен уход на качественно новом уровне и которые при этом не желают переселиться в стационарные учреждения социального обслуживания, приводит к значительному возрастанию нагрузки на тех, кто обеспечивает уход на дому за пожилыми и престарелыми родственниками.
Однако обычная российская семья не имеет достаточных финансовых ресурсов, возможности приобрести по доступной цене или взять напрокат современные технические средства, облегчающие уход, получить консультации специалистов по организации ухода, а также профессиональную помощь. Социальные службы недостаточно используют свои возможности для работы с такими семьями.
Что касается предоставления социальных услуг и стационарного обслуживания, то, несмотря на огромный объем оказанных социальных услуг, спрос на них удовлетворяется не полностью.
Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации определяет сочетание стационарных, полу стационарных
и нестационарных
форм социального обслуживания.
Бурное развитие нестационарных форм социального обслуживания в 80–90-е гг. XX столетия (на дому, временное проживание в стационаре и срочная социальная помощь) наряду со стабильным ростом сети стационарных учреждений социального обслуживания сыграло главную роль в формировании современного типа социального обслуживания.
В настоящее время насчитывается около 3 тыс. самостоятельных учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям.
Ежегодно социальные услуги в том или ином виде получают более 14 млн пожилых людей (46% числа граждан пожилого возраста). При этом лишь около 200 тыс. человек проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах).
Социальное обслуживание на дому включает социально- бытовые, социально-медицинские, психологические, правовые и другие услуги. Продолжая жить в привычных домашних условиях, 12,6 млн человек ежегодно получают социальные услуги в отделениях срочной социальной помощи, 1,1 млн человек – в отделениях социального обслуживания на дому.
Параллельно со службами по предоставлению социальных услуг на дому ускоренными темпами развивается сеть центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. С 1987 г. создано 1833 таких центра, причем около 600 центров имеют отделения временного проживания (на 2–3 месяца). Происходит преобразование центров социального обслуживания граждан пожилого возраста в комплексные учреждения по видам услуг и одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые люди, дети, подростки, женщины).
Объединение «под одной крышей» социальных услуг для различных категорий населения связано не только с трудностями финансирования социальных учреждений из муниципальных бюджетов в небольших населенных пунктах. Оно несет положительное начало, поскольку пожилые люди не обособляются от других получателей социальной помощи и услуг. Большой популярностью у пожилых людей пользуются отделения дневного пребывания
(1142 отделения) – структурные подразделения центров социального обслуживания. В течение года их посещают более 730 тыс. пожилых людей и инвалидов. Потребность в стационарном социальном обслуживании остается высокой, поэтому происходит развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
В период ожидания места в доме-интернате социальные службы предоставляют на дому необходимые услуги по физическому уходу, поддержанию нормальных условий в жилище, приготовлению (доставке) горячей пищи, ведению текущих дел (оплата счетов, отправка корреспонденции и др.).
Развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания идет по нескольким направлениям:
- – создание более комфортных условий проживания;
- – организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации;
- – предоставление услуг социокультурной направленности;
- – укрепление коммуникативных связей.
Постепенно происходит разукрупнение существующих
домов-интернатов, а также открытие домов малой вместимости (на 25–50 мест). За десять лет средняя мощность дома-интерната для престарелых уменьшилась с 280 до 160 мест.
Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. Завершен переход на страховую систему медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в таких учреждениях.
Дома-интернаты, геронтологические центры – учреждения открытого типа. Законодательно гарантируется свободное посещение проживающих в этих учреждениях адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений, священнослужителем, родственниками и другими лицами.
В стационарных учреждениях социального обслуживания образовываются советы проживающих и общественные попечительские советы.
Предоставляется также помещение для отправления религиозных обрядов, обеспечивается создание для этого необходимых условий с учетом интересов верующих различных конфессий.
Несмотря на интенсивное развитие учреждений социального обслуживания, более 17 тыс. человек ожидают в них места. Надомного обслуживания ожидают около 80 тыс. человек.
Озабоченность вызывает техническое состояние многих учреждений социального обслуживания. Более 25% зданий, в которых расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в аварийном состоянии или относятся к категории ветхих.
Средний возраст проживающих в описываемых учреждениях – 82–83 г., и такой контингент растет, поэтому предстоит расширить сеть этих учреждений для оказания специализированной помощи лицам преклонного возраста и долгожителям и проведения организационно-методической работы по проблемам социальной геронтологии. Дальнейшее развитие должна получить сеть хосписов, которая недостаточно развита; в системе социальной защиты населения можно предусмотреть развитие так называемых хосписов на дому.
Все бо́льшую роль в оказании адресной помощи пенсионерам и инвалидам, предоставлении им социальных услуг в соответствии с индивидуальной нуждаемостью играют центры социального обслуживания (около 2 тыс. учреждений). В последние годы прирост новых центров составляет до 50 единиц ежегодно. Почти половина центров – комплексные. В них предоставляется полный комплекс социальных услуг, включая медицинские, коммунальные и торговые, всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, независимо от возраста.
В структуре центров предусмотрены геронтологические отделения, кабинеты психологической разгрузки, телефоны доверия, хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, социальные аптеки, библиотеки, прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники, клубы общения, банки вещей, пункты проката медицинской и реабилитационной техники, предметов длительного пользования, мини-пекарни, мини-птицефермы, подсобные хозяйства.
Учитывая возросшую плату за проезд в пределах регионов, учреждения социального обслуживания населения вынуждены организовать для малообеспеченных пенсионеров социальные автобусные рейсы, службы социального такси.
Следует отмстить популярность отделений временного проживания для престарелых, действующих в структуре центров социального обслуживания населения или муниципальных отделов социального обслуживания. Они позволяют пожилым людям сохранить годами сложившиеся родственные и социальные связи. Число отделений за последний год увеличилось на 100 единиц и составляет более 700.
Продолжается развитие специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому.
Существенный объем работы выполнен отделениями и службами срочного социального обслуживания, количество которых превысило 2 тыс. единиц. Эти службы в течение года оказали разовую помощь более 13 млн людей.
На базе бывших санаториев, пансионатов появляются полустационарные социально-оздоровительные центры (всего 50 учреждений) для реабилитационных мероприятий среди престарелых и инвалидов, укрепления их здоровья, повышения физической активности.
Перспективной моделью жизнеобеспечения пожилых людей в условиях старения населения стали специальные дома для одиноких престарелых. Всего в них проживает более 21,7 тыс. граждан, почти 6,2 тыс. из них пользуются услугами отделений социального обслуживания на дому.
Популярна такая новая форма улучшения условий проживания одиноких пожилых людей, как социальная квартира. Проживающие в них обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому.
Расширяется сфера предоставления платных социальных услуг. Так, на условиях оплаты получали помощь в среднем по России 36,5% общей численности лиц, обслуживаемых отделениями социального обслуживания на дому.
Всего по Российской Федерации различными видами платного надомного обслуживания охвачено 435,1 тыс. чел., что составляет 34,7% от общего количества обслуживаемых.
На рис. 2 представлена структура основных элементов социального обслуживания населения.
Рис. 2.
Характерные черты формирующейся системы социального обслуживания лиц старшего возраста – комплексность социального обслуживания, использование технологий и подходов, которые необходимы конкретному пожилому человеку и доступны в имеющихся социальных условиях. Новые службы и их структурные подразделения создавались как максимально приближенные (в организационном и территориальном отношении) к пожилым людям. В отличие от прежних стационарных служб, относящихся к ведению региональных органов социальной защиты, центры социального обслуживания имеют как региональную, так и муниципальную принадлежность.
Еще одним важным аспектом социальной политики в отношении пожилых людей являются меры их социальной поддержки. Эти вопросы с 2005 г. переданы в ведение субъектов Российской Федерации, на уровне которых приняты свои нормативные правовые акты по поддержке лиц старшего возраста.
Но главной целью социальной политики в отношении данной категории населения остается сохранение включенности пожилых людей в общество.
При этом включенность распространяется на все сферы социальной жизни – трудовую, культурную, социальную и т.д.
Социализация пожилого населения приобретает в современных условиях все более актуальный характер, поскольку в стареющем обществе роль представителей старшего поколения объективно увеличивается в связи с возрастанием их активности.
Государственная политика в отношении пожилых граждан
Замечание 1
Сегодня в России наблюдается яркий демографический кризис, который вызывает волнение у многих исследователей. Из года в год наше население стареет, при этом рост рождаемости нестабилен. Пожилые люди, чей возраст достигает 60 лет и выше, – это самая растущая социальная группа, а в среднем ее доля от общей численности населения составляет более 12%, хотя мировая практика указывает, что весьма желательно, чтобы этот показатель не превышал 7%.
В связи с этим, перед нами стоит достаточно актуальная задача: рассмотреть аспекты государственной социальной политики в отношении пожилых людей и выявить ее специфику. Нормативно-правовая база, которая сегодня отражает права и положение пожилых граждан, а также их статус, выглядит емко и фундаментально. Она представлена следующими законодательствами:
- Законодательство общего характера в отношении пожилых людей;
- Законодательство специального характера в отношении пожилых людей.
Основы законодательства были заложены в Конституции Российской Федерации, хотя новые положения и меры выходят ежегодно, в соответствии с постоянно трансформирующимися социально-экономическими условиями в государстве.
Замечание 2
Согласно Конституции, пожилым гражданам гарантируются равные со всеми другими категориями граждан права и свободы. Эти нормы становятся базисом для иных законов и приказов, которые исходят со стороны Президента РФ и Правительства РФ. Нормы определяют направления социальной политики государства в области обеспечения пожилых граждан, а также в сфере организации их досуга.
Особую роль для пожилых граждан приобретает законодательство, которое определяет нормы и правила пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Это законодательство представлено Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных актов». Большую роль также играет Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В этих документах обозначены правила и основы социального обслуживания и обеспечения категории граждан, которая вышла из трудоспособного возраста и нуждается в особой социальной помощи и поддержке со стороны государственных органов власти и его субъектов.
Если оценивать пенсионное законодательство, которое мы обозначили выше, с точки зрения всех возможностей, которые могут повысить социальное обеспечение и поддержку граждан Российской Федерации, то стоит отметить, что работающие пенсионеры сегодня также получают пенсионные выплаты в полном объеме, без ограничений или учета их трудового статуса. В действующем пенсионном законодательстве эксперты отмечают довольно большое количество положительных моментов. Также они акцентируют внимание на том, что нормы, которые регламентируют размер исчисляемых пенсий, значительно отстают от тех реалий, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В связи с этим, пенсионеру и пожилому человеку этих выплат не всегда хватает на полное удовлетворение своих потребностей и интересов, поэтому он вынужден дополнительно обращаться в органы социальной защиты и опеки, чтобы получать оттуда дополнительную помощь.
Социальное обслуживание пожилых граждан
В социальном обслуживании нуждаются пожилые граждане, которые не могут в силу тех или иных обстоятельств в полном объеме удовлетворить свои потребности и интересы. Сегодня социальное обслуживание пожилых граждан, а также лиц с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми органами социальной защиты населения и подведомственными им учреждениями.
Эта деятельность осуществляется в соответствии с документами (договорами), которые заключаются органами социальной защиты с учреждениями, чья деятельность направлена на социальное обслуживание иных форм собственности.
Замечание 3
Социальное обслуживание может осуществляться лишь в том случае, когда гражданин пенсионного возраста проявляет инициативу и дает добровольное согласие на получение необходимым социальных услуг и социального обслуживания. Исключением являются те случаи, которые предусмотрена в рассматриваемых нами Федеральных законах.
Пожилые граждане сегодня нередко остаются наедине со своими проблемами. Многие старики попросту оказываются брошенными своими родственниками, без средств к существованию и значительной поддержки, даже в психологическом плане. Безусловно, если опустить момент с материальной помощью, то такая категория граждан нуждается в психологической поддержке. С пожилыми людьми работают социальные психологи, которые демонстрируют им преимущества пожилого возраста. Пенсионеры нередко помещаются в центры, где могут познакомиться со своими ровесниками, обрести новое любимое занятие и осознать, что жизнь при выходе на пенсию вовсе не останавливается. Также работа с медиками очень важна для выявления определенных, опасных для жизни пенсионера заболеваний, их своевременного лечения и профилактики.
Юридическая помощь необходима пенсионерам в случае, если они столкнулись с несправедливостью или обманом со стороны мошенников. Сегодня пожилых людей часто обманывают, устраивают денежные и жилищные махинации, в результате чего пенсионер попросту оказывается на улице без средств к существованию. Это необходимо разрешать путем ведения юридических консультаций и задействования органов власти, которые уполномочены в разрешении подобных проблем.
Конечно же, материальная сторона вопроса имеет особое значение. Помимо пенсий, пенсионерам и пожилым людям необходимо предоставлять льготы:
- на проезд в транспорте,
- на приобретение необходимых медикаментозных препаратов,
- на обслуживание в иных органах государственной и исполнительной власти.
Пожилым людям необходимо ощущать свою значимость и иметь возможности удовлетворять свои потребности, которых ничуть не меньше, чем у людей трудоспособного и молодого возраста.
1. Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.
Применительно к лицам пожилого возраста и инвалидам в Р.Ф. охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка через систему социальных служб, гарантируются условия для культурно-образовательной деятельности. Особое значение для создания пожилым людям и инвалидам достойных условий жизни имеют, конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. Конституционная гарантия права на свободный труд полностью распространяется на пожилых людей и инвалидов и не содержит каких-либо ограничений.
Законодательство Р.Ф., реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей и инвалидов, содержит 3 вида норм:
Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей и инвалидов;
Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и инвалидов и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;
Нормы, регулирующие положение особых групп(ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).
Кроме того, разрабатываются государственные программы. Основополагающие целевые установки Программ — это улучшение социального положения граждан старшего поколения и инвалидов, создание благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни России, улучшение межведомственной координации при решении проблем пожилых людей и инвалидов.
2. Деятельность государства в интересах пожилых людей и инвалидов.
3. Законодательство РФ. реализующее конституционные права пожилых людей и инвалидов.
В целях наиболее полной реализации, права пожилых граждан и инвалидов развиваются в указах Президента Р.Ф., постановлениях Правительства Р.Ф., актах федеральных органов исполнительной власти законодательстве субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ»О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Постановление правительства РФ от 25 ноября 1995г. № 1151 «О фед-ом перечне гарантированных гос соц услуг, предоставляемым гражданам пожелого возраста и инвалидам гос-ыми и муницип-ми учреждениями соц обслуживания».
I. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания:
материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально -медицинские и санитарно -гигиенические услуги.
II. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:
услуги по организации питания, быта и досуга(покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов); социально — медицинские и санитарно -гигиенические услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями; содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.
III. Дополнительные услуги
, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения (социально — медицинское обслуживание на дому): наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной доврачебной помощи; выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача; оказание санитарно — гигиенических услуг; кормление ослабленных больных; проведение санитарно — просветительной работы.
VI. Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания
(срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовым и наборам и; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций.
V. Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях
(отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга; социально — медицинские услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственным и способностям и; правовые услуги.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Р.Ф., целью которой является обеспечение инвалидам равных с другим и гражданам и возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Р.Ф., а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международным и договорам и Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Определяет условия получения пенсий, в том числе по инвалидности.
4. Региональная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.
5. Сущность социальной политики в отношении ветеранов.
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;
4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Федеральный закон о ветеранах
Закон о ветеранах содержит три главы:
Глава I
содержит общие положения для ветеранов: категории ветеранов, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, ветераны военной службы. Ветераны труда, ветераны государственной службы, расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов, организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов, государственная политика в отношении ветеранов, законодательство Российской Федерации о ветеранах и сфера применения этого Федерального закона.
II глава
рассматривает социальную защиту ветеранов: социальная поддержка ветеранов, меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки инвалидов войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Рассматривает меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, меры социальной поддержки военнослужащих, меры социальной поддержки награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Также рассматривает меры социальной поддержки лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, меры социальной поддержки лиц, работавших операционных зон действующих флотов, меры социальной поддержки лиц, работавших на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.
Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, меры социальной поддержки для ветеранов труда. Также эта глава рассматривает ежемесячную денежную выплату ветеранам, обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем и оказание ритуальных услуг.
Глава III
— это заключительные положения, которые включают в себя: общественные объединения ветеранов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах, Судебную защиту прав ветеранов, документы, подтверждающие права ветеранов.
6. Хартия третьего тысячелетия в отношении инвалидов.
Хартия третьего тысячелетия 1999 года.
Отражает стремление создать мир с равными возможностями для инвалидов я обеспечить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества. Хартия призывает к устранению физических и психологических барьеров перед людьми с инвалидностью, к использованию всех ресурсов и достижений человечества для обеспечения инвалидам к социальной инфраструктуре в полном объеме. Особое внимание уделяется праву инвалидов на реабилитацию и созданию условий для восстановления способностей инвалидов к самостоятельной жизни.
Для обеспечения эффективного осуществления права на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни нетрудоспособных лиц независимо от возраста, характера и происхождения их нетрудоспособности Стороны, в частности, обязуются:
1. Принять необходимые меры для того, чтобы профессионально ориентировать лиц с пониженной трудоспособностью и предоставить им возможность профессиональной подготовки (там, где это возможно) в рамках общей системы образования, а там, где это невозможно, через специализированные государственные и частные учреждения
2. Активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов. В некоторых случаях такие меры могут потребовать обращения к специализированным службам занятости и поддержки инвалидов.
3. Содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью в общественную жизнь, их участию в делах общества путем проведения мер, включающих техническую помощь, направленную на преодоление барьеров в общении и затруднений мобильности, и обеспечивающих доступ инвалидов к транспортным средствам, жилью, культурным учреждениям и учреждениям досуга.
Социальное партнерство.
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство)
— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Принципы социального партнерства:
Равноправие сторон;
Уважение и учет интересов сторон;
Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Полномочность представителей сторон;
Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в
случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Уровни социального партнерства:
— На федеральном уровне
, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
— На межрегиональном уровне
, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
— На региональном уровне
, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
— На отраслевом уровне
, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в
отрасли (отраслях);
— На территориальном уровне
, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
— На локальном уровне
, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Формы социального партнерства:
Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Участия работников, их представителей в управлении организацией;
Участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Документы:
Трудовой Кодекс РФ.
Введение. 3
Глава 1.Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. 5
Глава 2.Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения 6
Глава 3.Нормативно-правовая база. 9
Глава 4.Социальные проблемы развития пенсионной системы России 11
Глава 5.Реформа пенсионной системы_ 14
§ 1.Становление системы пенсионного обеспечения в России. 14
§ 2.Предпосылки пенсионной реформы_ 16
§ 4.Пути проведения пенсионной реформы_ 23
§ 5.Мировой опыт реформирования пенсионных систем_ 25
§ 6.Проведение пенсионной реформы_ 27
§ 7.Прогноз развития пенсионной системы_ 28
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.
Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика — составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная помощь — одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.
Целью моей работы является анализ социальной политики в отношении пенсионеров, выделение основных проблем и перспектив развития.
Глава 1. Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:
1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;
8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;