Презентация число и цифра 0 гармония. Конспект занятия по математике

Презентация число и цифра 0 гармония. Конспект занятия по математике

Разделы:


Работа с дошкольниками

Актуальность нашего занятия заключается внеобходимости
приучать детей дошкольного возраста к
логическому мышлению, а различные игровые
моменты способствуют развитию интереса к
математике.

  • Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о
    составе чисел 8 и 9.
  • Формировать умение составлять числовые
    равенства по рисункам и наоборот, переходить от
    рисунков к числовым равенствам.
  • Воспитать интерес к математическим знаниям:
    старательность, привычку к точности, умение
    контролировать свои действия, активность,
    самостоятельность.

Материалы к занятию:

  • числовой демонстрационный отрезок;
  • демонстрационные таблицы для закрепления
    знания состава чисел в пределах 9;
  • картинки к логическим задачам.

Раздаточный материал:

  • геометрические фигуры (1-зеленая, 2-фиолетовых,
    3-синих, 8-оранжевых);
  • модели «мешков» на каждого ребенка;
  • линейки;
  • цветные карандаши;
  • цифры карточки 0 — 9;
  • модели мячей (1- большой и маленькие — красный,
    синий, желтый, зеленый).

Предварительная работа:

  • Индивидуальная работа с Афоней К., Полиной Д.,
    Вероникой В., Денисом В., Женей П., Колей Ф.
  • Рассматривание в рабочей тетради заданий.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня на
занятии мы с вами познакомимся с числом и цифрой
«0». А для начала давайте поиграем в игру
«Вспомни сказку».

Хотите отдохнуть за городом? Сначала вспомним
сказку «Жили-были дед да баба и была у них
курочка Ряба». Что было дальше? (Дети
рассказывают сказку до конца).

Сколько золотых яиц осталось у деда с бабкой?
(Нисколько, ноль)

Как это записать? Какая цифра обозначает, что
нет ни одного предмета? Покажите ее движением
руки. (Цифра 0)

Покажите число 0 на числовом отрезке.

Что можно поставить вместо знака вопроса 0
0>?

Воспитатель: Молодцы! Сейчас вам расскажу
историю о том, как в гости к дедушке и бабушке в
деревню приехали из города их внуки. Им было
очень интересно посмотреть на домашних животных
— побывать на скотном дворе, погулять по лесу,
сходить на рыбалку. Эти дети живут в городе и о
животных имеют почти такое же представление, как
в шуточном стихотворении

Сколько рук у поросенка?

Сколько ласт у индюшонка?

Сколько гребней у гуся?

Сколько ног у карася?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (Ни одного,
нисколько, ноль)

Воспитатель: Давайте попробуем решить
логические задачи. Для этого я выставлю картинки,
а вы ответите на вопросы.

А) Два брата, Вова и Вася ловили рыбу. Не Вова
поймал 3 рыбки. Как зовут брата, поймавшего 3
рыбки? Сколько рыб поймал Вова?

Б) Оля, Таня и Нина пошли по грибы. Таня нашла не 3
гриба и не 2 гриба. Оля нашла не 2 гриба. Сколько
нашла Нина?


Обобщение

Воспитатель:

Что обозначает число 0? Сколько это предметов?
(Нисколько, ни одного)

Где расположено число 0 на числовом отрезке
(Слева в начале отсчета)

Какие числа больше числа 0? (1, 2, 3,: — все числа)

Какие числа меньше числа 0? (Таких чисел нет.
Ноль самое маленькое число)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо поработали.
Теперь давайте поиграем.

Ходит по двору индюк (Руки на поясе, ходьба с
высоким подниманием ног)

Полетел над полем жук (Взмахи руками)

По цветку ползет паук (Шаги с движением рук
вперед и к груди)

Обломал он старый сук (Присесть, хлопок).

Воспитатель: Сейчас вы будете самостоятельно
работать. (Дети работают с раздаточным
материалом. Все действия дублируются на
демонстрационной доске)

Дедушка с бабушкой попросили детей сходить в
магазин. Поможем им сделать покупки и все
сосчитать?

Положите в первый мешок 1 зеленый треугольник.
Посмотрите на запись

  • сколько фигур надо положить во второй мешок?
    (Нисколько)
  • сложите все фигуры в общую сумку, в большой
    мешок. Сколько получится треугольников? (Один)
  • дорисуй в тетради и допиши равенство (1+0=1)

Как вы будете рассуждать? В первом мешочке
фигур нет — 0. Во втором мешочке

Два квадрата. Когда все сложим вместе, получим
два квадрата: 0+2=2.

Положите в первый мешок 3 синих кружочка.
Сколько кружков надо отложить во второй мешок?
(Нисколько, ни одного)

Сколько кружков останется? (3 кружка)

Дорисуйте и сделайте запись в тетрадях (3-0=3)

Расскажите и дорисуйте, что происходит в
последнем задании (Было 4 треугольника. Взяли все
4 треугольника, в результате треугольников
больше не осталось: 4-4=0)

Воспитатель: Давайте обобщим.

Что получается когда к числу прибавляем 0 или к 0
прибавляем число? (Получается то же самое число).

А когда отнимают это же число? (Получается 0).

Воспитатель: Дети решили поиграть «в школу».
Поиграем вместе с ними? Рассказываю детям
правила игры: каждый выбирает по собственному
желанию одно из равенств и вставляет в него
вместо звездочки «+» или «-«. При этом может
оказаться, что знак подобрать нельзя или что,
наоборот, возможны различные варианты решения.
Выигрывает тот, кого за отведенное время (2-3 мин.)
правильно ответит на вопрос и обоснует его. Для
выполнения задания можно использовать
геометрические фигуры или числовой отрезок.
Разбираю фронтально несколько похожих заданий,
проиллюстрировав их с помощью фигур или
числового отрезка.

Воспитатель: Все дети оказались победителями
игры. Молодцы! А теперь покатаемся на лошадках:

Цок, цок, цок, цок
Я лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь прокачу!

Воспитатель: Ребята, давайте повторим.

Дети вернулись и увидели, как дедушка во дворе
выкладывал из плиток мозаику. Дети тоже выложили
свои фигуры. Что они вам напоминают?

Каждая фигурка занимает определенную площадь.
На глазок попробуй угадать у какой фигуры самая
большая площадь? Самая маленькая?

А как можно проверить, верны ли ваши догадки?
(Надо сосчитать сколько клеток в каждой фигуре)

Что вы заметили (Площадь у всех фигур
одинаковая — по 9 клеточек)

Из каких трех чисел можно составить число 9? (2, 4
и 3; 2, 5 и 2; 3, 5 и 1; 3, 3 и 3)

Дети очень любят играть. Для игры в мяч они
просят раскрасить маленькие мячи так, чтобы
большой мяч был между красным и синим, желтый
слева от красного, но справа от зеленого. Какие
мячи надо раскрасить — маленькие или большие?
(маленькие мячи)

Это трудное задание. Чтобы не ошибиться,
сначала разложим мячи в нужном порядке. Начнем с
большого мяча: он должен быть между красным и
синим маленькими мячами. Как это можно сделать?
Дети раскладывают по разному.

Теперь положим желтый мяч так, чтобы он был
слева от красного. В первом случае это можно
сделать? А во втором? А теперь положите зеленый
мяч так, чтобы желтый находился справа от
зеленого.

А теперь раскрасьте так же маленькие мячи на
картинке.

Воспитатель:

Ребята наше занятие подошло к концу.

Что вам понравилось больше всего во время нашей
поездки в деревню?

Что интересного вы можете рассказать о числе 0?

Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!

Использованная литература:

  1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для
    школьников: Кн. Для воспитателя дет. сада. — 2-е
    изд., дораб. — М.: Просвещение 1990. — 94 с.
  2. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 — 6 лет:
    Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И.
    Касабуцкий Г Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М.
    Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. — М.:
    Просвещение, 1991. — 80 с.

Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Цель:
Познакомить с числом и цифрой 0.

Задачи.

Образовательные:
Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие:
Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные:
Прививать любовь к математике.

Оборудование:
плоскостные персонажи сказки «Колобок»; цифра 0. Раздаточный материал: на столах у детей крупные семена тыквы, фасоль, цветные палочки.

Ход занятия.

    Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель игры:

развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал:

несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры:

на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

    – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).


А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

— … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

Колобок, Колобок я тебя съем!

Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе Заяц его съест! (Дети решают задачи: карточка из картотеки «Праздник числа», «Думай, считай, отгадывай!» Задачи на сообразительность -0-:

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

(Нисколько).

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

Заяц отпустил Колобка.

А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

Правильно, ноль!

Ну почему мы попали именно в эту сказку?

Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

На что ещё похожа цифра 0? (карточка «на что похожа цифра?»).

Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их: —
Есть хотите? — Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?

(Нисколько).

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха — …)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите — у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

(Нисколько)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат —
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

На что похожа эта цифра?

Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Презентация.
Число 0. Цифра 0
Сегодня мы снова с вами в стране Математики пойдём в гости к очень интересному и необычному жителю.
И, как всегда, в этом нам помогут рыжий маленький Лисёнок и умный Гном из Лесной школы.
А для начала попробуйте найти закономерность
Посмотрите внимательно, и посчитайте, сколько мячей лежит на каждой полке.
Как вы думаете, как можно записать, что на последней полке нет ни одного мяча?
Среди жителей страны Математики есть житель,
имя которому

В математике используется особое число «ноль», которое можно записать цифрой
Наш Ноль не значит ничего,
А в математике нельзя и без него.
Без этой цифры нам не обойтись,
Писать его скорей учись.
Ну как, его уже ты написал
знакомый и приветливый овал?
На что похож наш ноль, попробуй угадай
Нет проще ничего:
Похож на букву «О».

На вкусную баранку
На обруч, что крутит сестра спозаранку
На Ноль похожа полная луна
На Ноль похожа круглая Земля
Похожи на Ноль круглые часы, что в комнате у бабушки висят.
На мячик, что
любимец всех ребят

И колобок из детской сказки
который убежал от всех,
похож на ноль
.
И солнце в вышине такое ж круглое, как Ноль.
Видите, ребята,
какая важная цифра

На числовой линейке Ноль всегда стоит впереди всех чисел.
Кому-то Ноль покажется числом простым,
Ничего не значащим, пустым.
Но если слева мы к нему
Цифру любую припишем,
То совсем другое число запишем.
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100

Умный Гном задал Лисёнку задачки, а тот так в них запутался, что не знает ответа.
Давайте поможем ему справиться с задачами. Ну-ка, кто первый ответит?
Лисёнку дано было задание написать все числа по порядку. Посмотрите и скажите,
какие числа пропустил Лисёнок.
На гумне клевали зёрнышки цыплята с наседкой
один убежал, двое спрятались, пятеро ушли в курятник. Посмотри на картинку, и скажи, сколько осталось с наседкой цыпляток?
Собрала Маша в лукошко
5 лисичек, 5 опят, и белый гриб
и присела на пенёк, отдохнуть немножко
а с берёзы прыг да скок, белка рыжая спустилась, у лукошка очутилась,
3 грибочка, утащила,
а за нею еж, взяв себе на спинку 3-х лисичек и опят, убежал скорее в норку.
Отдохнув немножко, Маша глянула в лукошко,
и немного растерялась,
подскажи скорее ей,
сколько же грибов осталось…
У Пети было 3 фиолетовых кубика и 5 жёлтых. Он взял краски и раскрасил 8 кубиков в зелёный цвет. Сколько осталось у Пети жёлтых и фиолетовых кубиков.
3+5=8
8-8=0

На день рождения у Веры
было 9 гостей,
торт разрезали на 9 частей,
кусочки гостям раздали,
сколько на тарелке
кусочков торта осталось?
9-9=0
Если из числа вычесть
тоже число,
всегда получается ноль.

5-5=0
3-3=0
10-10=0

Сегодня на уроке вы познакомились с особой цифрой

Запомните её, и с нею подружитесь, она на пути к знаниям в стране Математики вам очень пригодится.
А сейчас звенит звонок,
значит кончился урок.