Праздник весны мэрцишор у других народов. Мэрцишор и Баба Марта – старинный праздник прихода весны. Что мы знаем о Мэрцишоре

Праздник весны мэрцишор у других народов. Мэрцишор и Баба Марта – старинный праздник прихода весны. Что мы знаем о Мэрцишоре

Традиции национальных праздников народов мира по обыкновению уходят корнями в глубокое прошлое и складываются на протяжении многих столетий.

В основе одних из них лежат исторические события, других – легенды, передаваемые из уст в уста. В молдавском же национальном празднике Мэрцишор (martisor) история переплетается с несколькими легендами, возникшими в глубокой древности, когда люди олицетворяли силы природы.

Согласно одной из них Мэрцишор символизирует обновление — победу Весны над лютой Зимой. Красавица – Весна в первый день своего царствования вышла на опушку леса, увидела в кустах терновника пробивающийся из-под снега Гиочел (подснежник) и решила освободить его от зимних пут. Но Зима, не желая уступать свои владения, наслала злые морозы с намерением погубить нежный цветок. Когда Весна наклонилась, чтобы согреть его своим теплом и спасти, то укололась о шипы терновника. Капля горячей крови коснулась подснежника, он набрался силы, ожил, и Весна вступила в свои права.

Другая легенда повествует, что Змей украл Солнце, спустившееся на землю в образе прекрасной девушки, после чего наступила тьма, уныние и холод. Смелый юноша освободил Солнце, которое осветило мир и согрело землю, подарив людям радость. Но в сражении со Змием юноша был ранен. На месте, где капли его крови падали на снег, вырастали белые цветы – подснежники, предвестники весны. В благодарность за спасение талисманом его памяти стал красно-белый Мэрцишор.

История по-своему трактует истоки праздника, но подтверждает его древнее происхождение времён Римской империи. Археологи при раскопках обнаружили камешки красного и белого цвета, которые носили на шее ещё 8 тысяч лет назад.

Современные мэрцишоры представляют собой две красно-белые нити, сплетённые воедино, с цветками на концах. Различной формы и размера они изготавливаются искусными мастерицами по всей стране именно к 1 марта и олицетворяют приход весны. Люди дарят друг другу мэрцишоры в знак признательности с пожеланиями исполнения желаний и носят прикреплёнными к одежде на правой стороне груди весь март. В конце месяца по традиции мэрцишор вешают на цветущее дерево, загадав при этом желание, которое по поверью обязательно исполнится.

Национальный праздник Мэрцишор породил ещё одну добрую традицию проводить в стране в первые дни марта музыкальный фестиваль с одноимённым названием, который в наши дни приобрёл статус международного. В Молдову приезжает большое количество гостей из многих государств. С 1 по 10 марта в рамках фестиваля во всех залах и театрах Кишинёва проходят концерты с выступлением артистов различных жаров и музыкальных направлений.

Жители Молдовы гостеприимно принимают всех, кто желает прикоснуться к национальным молдавским традициям и участвовать в празднике «Мэрцишор», внося свой вклад в развитие дружбы между народами мира.

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.

Когда проводится этот праздник? Праздник Мэрцишор в Молдавии и Румынии отмечается 1 марта, в 2020 году дата выпадает на пятницу.

Он посвящен встрече весны. Считается, что праздник появился еще во времена Римской империи, когда 1 марта люди встречали Новый год.

В наше время в Молдавии в начале весны проводится музыкальный фестиваль «Мэрцишор».

История праздника – легенда о Мэрцишоре

До наших ней сохранилось немало легенд о Мэрцишоре. Как рассказывает одна из них, в этот день на лесную поляну вышла красавица Весна. Она увидела в зарослях терновника пробивающийся из-под снега первоцвет и решила расчистить землю, чтобы освободить его от колючих веток.

Но Зима вызвала холодный ветер со снегом, чтобы они уничтожили цветок. Он поник, и Весна накрыла его руками. Она поранилась терновником, и капля ее крови упала на цветок, который ожил. Так Весна победила Зиму.

По другой старинной легенде о Мэрцишоре однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Она веселилась и танцевала, а вместе с ней расцветала природа. Но девушку украл и закрыл в своем дворце злой Змей, после чего весь мир погрузился в уныние.

Спасти девушку решил смелый юноша, который вызвал Змея на бой. Их сражение длилось несколько дней и ночей. Юноша одержал победу и освободил Солнце. Оно снова засияло в небе, и природа ожила. Но юноша умер от ран.

Там, где капли его крови упали на снег, появились подснежники – вестники весны – и цветы, белые лепестки которых усыпаны алыми, как кровь, пятнышками…

В Молдавии на праздник Мэрцишор люди дарят друг другу небольшие амулеты, которые также называют мэрцишорами. Обычно такие сувениры представляют собой шарики, кружочки или бутоны цветков. Они сочетают белый и красный цвета.

Такие амулеты носят на одежде, пришивая к ней или пристёгивая на левой стороне груди возле сердца, в течение месяца, а 31 марта развешивают на цветущих фруктовых деревьях.

Люди уверены, что благодаря этому им будет сопутствовать удача в течение года. Согласно поверью, вешая на такой амулет на дерево, нужно загадать заветное желание, и оно обязательно исполнится.

Известно, что подобные сувениры изготавливали с незапамятных времен. В старину их делали из маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвета, и носили на шее.

Многие обычаи соблюдаются и поныне. И в наши дни, встречая весну, люди рассказывают друг другу легенду о Мэрцишоре, накрывают праздничный стол и дарят друг другу красивые сувениры.

История праздника

Традиция Мэрцишора уходит глубоко в прошлое и, если верить историкам, возраст ее составляет не менее восьми тысяч лет. «Мэрц» по-румынски означает месяц-март, а «март», соответственно, происходит от латинского имени бога Марса.

В основе праздника лежит несколько красивых легенд: Одна легенда — о хрупком цветке с белоснежными лепестками по имени Гиочел, выжившем в противостоянии злобному вихрю по имени Кривэц. Цветок спасла добрая заступница Весна, которая оросила своей алой кровью лепестки Гиочела. В другой версии — это подснежник, выживший под злыми нападками старухи Зимы и возвестивший ее приход всему свету. Еще одна легенда, где Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки, но злой Змей выкрал ее и запер в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился во тьму и печаль. И лишь один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год он искал злого Змея, а когда нашёл, то вызвал его на бой. В неравной битве Змей погиб, но успел ранить юношу. И вот, Солнце вернулось на небо, осветив весь мир своими лучами, и наступила весна. Но юноша не успел увидеть весну. Его рана оказалась смертельной и там, где теплая алая кровь юноши стекала на землю, таял снег и вырастали белые цветы — подснежники, предвестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и печали люди сплетают два шнурка с белыми и красными цветами. Красный — символизирует любовь, красоту и память о погибшем юноше, а белый — здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Традиции праздника

В этот день, первого марта, люди дарят друг другу красно-белые талисманы со словами любви и радости, произнося: “Живите, цветите, как яблони и груши в сердце весны”.

Мэрцишоры носят на груди весь март, а в начале апреля вешают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое должно непременно исполниться. А молдавский Национальный музей природы и этнографии уже несколько лет коллекционирует и выставляет целые экспозиции этих замечательных символов весны и любви, изготовленных с народным умением и фантазией. Это и вязанные крючком ажурные цветочки, и солидные маковые коробочки, и двухцветные фонарики, и меховые зверушки.

Помимо Молдавии, приход весны подобным образом отмечают в Румынии, Болгарии, Македонии, Греции и Албании.

Этот замечательный праздник сопровождается международным музыкальным фестивалем «Мэрцишор», который в Молдавии проходит уже сорок первый раз. Фестиваль вмещает в себя все музыкальные жанры, от джаза до классики. Огромное количество гостей съезжается на этот праздник. Жителей Молдавии радуют своим искусством исполнители и ансамбли академической, эстрадной, народной, джазовой музыки из Австралии, Беларуси, Великобритании, Германии, Грузии, Израиля, Испании, Италии, Казахстана, Литвы, России, Румынии, Словакии, Турции, Украины и др.стран.

Приезжайте в Молдову на Праздник Мэрцишора и Вы никогда не забудете гостеприимство и дружелюбие молдавского народа!

(с)mdmoldova.narod.ru

От себя- это мой любимый праздник! На улице Кишинёва ещё лежит снег,солнышко светит,но не греет,мы кутаемся в свои тёплые одёжки,но город пестрит яркими красками праздника и уже чувствуется,что весна наступила.На лицах улыбки и у каждого к груди приколот цветочек,символ-весны!


Поздравляю всех цветоводов и садоводов с приходом весны!
И по этому случаю хочу всем читателям сайта «Гардения» подарить (хоть визуально) Мэрцишор!

Возможно, не все знают, что такое Мэрцишор, и поэтому я расскажу об этом празднике.

Давным-давно у молдавского народа возникла такая традиция: в первый день весны дарить друг другу по Мэрцишору.
Счастливый обладатель этого подарка носит его весь месяц март на одежде — на левой стороне груди, возле сердца.
Откуда пришла эта традиция?

Легенды о Фэт–Фрумосе и Подснежнике

Одна старинная легенда говорит, что в древние времена среди Гетов и Даков жил молодой красивый парень. Его звали Фэт–Фрумос, что в переводе на русский означает Молодец-Красавец, Добрый Молодец.
Фэт–Фрумос был весел и добр, влюблён в природу родного края. И вот однажды в первый день весны на восходе солнца он поскакал в лес. На солнечной поляне молодец увидел чудесный цветок по имени «Гиочел» — подснежник.

Кто ты? — спросил парень у цветка.
— Я – Гиочел, посланец Весны! Я всех оповещаю о конце зимы и приходе весны! Если я появился, то это значит, что пришёл конец холодам, свирепым вьюгам и метелям. Мой раскрывшийся цветок привлекает тепло и яркое солнце, зовёт в родные края перелетных птиц!

Но ведь вокруг ещё снег лежит, ты не замерзнешь? — забеспокоился молодец.

Нет, я не боюсь холода! — ответил Гиочел.

Тут мимо лесной поляны шёл лютый Вьюга-Мороз и услышал слова Гиочела. Вьюга-Мороз рассердился, что такой хрупкий цветок его не боится и оповещает всех про уход зимы и начало весны. Рассердился и разбушевался Вьюга-Мороз, послал на Гиочела всю свою силу холодную. Тогда весенний цветок стал бледнеть и замерзать, опуская вниз свою нежную белую головку.

Не умирай, Гиочел! – крикнул ему Фэт-Фрумос и кинулся останавливать разбушевавшуюся холодную бурю.
Но молодцу оказалось не по силам побороть острую Вьюгу-Мороз. Тогда, падая на колени от полученных ран, Фэт-Фрумос сумел добраться до умирающего Гиочела и прикрыл цветок от холода своей грудью. Капли горячей крови, что шла прямо из сердца, падали на землю рядом с замерзающим цветком.
Своей кровью и последним дыханием Фэт-Фрумос согрел Гиочела, и белый цветок выжил! Он зацвел дальше, и оповестил всех о приходе Весны!
А умирающий Фэт-Фрумос превратился в другой прекрасный цветок.
Так зародилась легенда о прекрасном цветке и празднике прихода весны — Мэрцишоре.

В разных селениях у нас рассказывают эту легенду по-своему.
Например, есть другое сказание, что на лесной поляне молодец встретил красивую лесную Фею, которая пришла оповестить мир о приходе Весны. Молодые люди понравились друг другу. Но коварный Вьюга-Мороз напустил холод на Фею, а потом в борьбе смертельно ранил юношу. Фэт Фрумос своей горячей кровью из ран попытался согреть замерзающую Фею, но они оба погибли. На этом месте вырос первый весенний цветок – белый Подснежник. А Фэт-Фрумос превратился в прекрасный цветок Бужор (лесной или иноземный Пион).

С тех пор люди рассказывают своим детям эти легенды, изготавливают и дарят друг другу Мэрцишоры, радуясь приходу весны.

Весенний подарок Мэрцишор

Что собой представляет этот подарок — Мэрцишор?
Мэрцишоры разнообразны в дизайне, форм их существует великое множество. Но все они делаются строго двух цветов: белый — цвет Подснежника, и красный — цвет крови Фэт-Фрумоса.

Обычные Мэрцишоры представляют собой шарики, или кружочки. Или это белая головка цветка (в виде шляпки подснежника) и такая же красная. Их вяжут из нитей и затем скрепляют друг с другом. На концах ниточек делается бант.
Готовый Мэрцишор пришивают на одежду или пристёгивают значком на левой стороне груди возле сердца. Носят подарок с первого дня марта до конца месяца.

В последний день марта Мэрцишор снимают и обязательно привязывают на веточку какого-нибудь растения (дерева или многолетнего цветка). Это говорит о том, что человек берет шефство на весь год, до следующей весны присматривать и ухаживать за этим растением.
А привязанный к растению Мэрцишор говорит о том, что это растение занято. Яркая красно-белая окраска Мэрцишора напоминает людям об обязательстве ухаживать за своими растениями.
Конечно, это тоже из легенды, но многие эту традицию соблюдают, обеспечивая дальнейший уход за растением. Особенно чтят эту традицию в сёлах.

Хотя все привязывают к веточке растения свои мэрцишоры, не все могут регулярно ухаживать за своим деревом; особенно это непросто в городской суете.
Тем не менее, до сих пор живы эти легенды, и весело отмечается традиционный Праздник прихода весны!

Вот уже 43 года подряд в рамках этого весеннего праздника в период с 1 по 10 марта в Молдове проводится Международный фестиваль культуры, который так и называется – «Мэрцишор».

Так у нас в марте все празднуют Мэрцишор, носят на груди подарки и радуются наступившей весне.

Поздравляю всех с наступлением Весны, с праздником Мэрцишор!

На сайте сайт

Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!