Подготовка ткани к раскрою и раскрой. Конспект урока «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. Десятый этап – раскрой деталей
Наш очередной урок шитья посвящается простому, казалось бы, этапу в шитье — раскладке выкроек на ткань. Для того, чтобы правильно разложить детали выкройки на подготовленную ткань, достаточно иметь в своем арсенале стол (для широких юбок это можно делать и на полу), мелок, булавки, и измерительные инструменты — треугольник или обычную линейку. Выполнить раскладку деталей очень просто, а наши советы помогут разобраться в этом даже новичкам. Мы расскажем, как правильно подготовить ткань к раскрою и разложить на ней детали выкройки.
После того как вы построили базовую выкройку, первое, что нужно сделать — проверить выкройку на точность и совпадение контрольных линий. Проконтролируйте длину швов, линии бедра, талии. Измерьте полуобхват груди, талии и полуобхват бедер по выкройке и сравните с мерками с учетом прибавок на свободу облегания. Также важной меркой является глубина проймы для плечевых изделий и высота сидения для брюк. После того, как выкройка проверена, переснимите детали на кальку и переходите к подготовке ткани к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем ткань необходимо подготовить соответствующим образом (провести ВТО — влажно-тепловую обработку ткани),чтобы в последствии после стирки изделие не утратило свой вид, ткань не «села» или наоборот, не растянулась, изделие не изменило свой цвет и т. п. Рекомендуем вам изучить , в зависимости от ее качеств.
Раскрой изделия – простые правила
Долевая нить (нить основы ткани) идет параллельно кромке ткани. Поперечная нить (нить утка) идет перпендикулярно кромке.
СОВЕТ!
Чтобы определить на ткани без кромок направление долевой нити, возьмите отрез с двух сторон по краю на небольшом расстоянии (около 0,5 м) и резко растяните ткань. Затем сделайте то же самое по другой стороне. Обратите внимание на эластичность ткани и звук, который возникает при растяжении. По долевой нити большинство тканей практически не тянутся или тянутся очень слабо, при растяжении возникает характерный хлопковый звук (это не касается эластичных тканей).
После подготовки ткани, отрез необходимо сложить вдвое по долевой нити. Детали выкройки наколоть на ткань таким образом, чтобы намеченные направления долевой нити совпадали с тканью. Если на ткани нет направления ворса или рисунка, не требуется совмещение по клетке, детали изделия можно разложить в разных направлениях для экономии ткани.
Если совмещение требуется, его надо обязательно разметить на деталях выкройки с учетом раппорта ткани и разложить выкройки соответствующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Раскладка выкроек на ткань с раппортом
Детали пояса, кокеток, подзоры, обтачки, клапаны и другие детали брюк раскладывают в промежутках между основными деталями соблюдая направление долевой нити, намеченное на деталях.
Для тканей с направлением ворса (бархат, вельвет) детали раскладываются на ткани только в одну сторону. Направление ворса должно идти сверху вниз.
После окончательной раскладки на ткань всех деталей, их прикалывают булавками, обводят по контуру портновским мелком или специальным маркером, размечают припуски на швы – по 1,5 см, по низу деталей – 3-4 см, отмечают все контрольные линии. Затем выкраивают детали по контурам припусков. Сняв выкройку, проводят контрольные линии полностью и переносят их на лицевую сторону наметочными силками.
Рис. 2. Раскладка выкроек при продольном сгибе ткани
Варианты раскладки выкройки на ткани
Направление долевой нити на деталях изделия определяется в зависимости от модели, одни детали могут быть выкроены по долевой нити (или нить основы), другие – по поперечной нити (нить утка) или по косой нити.
Предлагаем вам наиболее популярные варианты раскладок выкроек на тканях. Выбирая способ раскладки исходите из модели изделия, свойств ткани и ее ширины, а также направления принта или ворса.
Продольный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам кройка к кромке по долевой нити (нить основы) (рис. 1).
Поперечный сгиб ткани
При таком варианте раскладки ткань складывается пополам срез к срезу по поперечной нити (нить утка). Детали выкройки раскладывают по поперечной нити. Такая раскладка характерна для блузочных тканей в полоску с добавлением эластана.
Рис. 3. Раскладка выкроек при поперечном сгибе ткани
Раскладка в разворот
Такой вид раскладки применяется при раскрое юбок и платьев, где требуется разложить детали под уголом 45 градусов, например, юбка-колокол. Ткань раскладывается в один слой, детали накалывают по косой нити.
Рис. 4. Раскладка выкроек в разворот ткани
Раскладка в два сгиба
Такой вид раскладки применяется для изделий, в которых полочка и спинка выкраивается со сгибом. В этом случае застежка-молния по спинке не предусмотрена.
Рис. 5. Раскладка выкроек на ткани в два сгиба
Раскладка – частичный сгиб ткани
Рис. 6. Раскладка выкроек при частичном сгибе ткани
Такая раскладка может применяться для экономии ткани или при недостаточной ширине ткани. При такой раскладке ткань частично складывается лицевыми сторонами внутрь, детали со сгибом накалывают по сгибу, на остальной части полотна накалывают детали в один слой.
Чтобы выдержать направление долевой нити на деталях со сложными контурами, воспользуйтесь треугольной линейкой. Отмерьте от кромки ткани необходимое расстояние, при помощи треугольника расположите деталь на ткани – долевая нить должна идти параллельно кромке ткани.
Рис. 7. Раскладка детали по направлению долевой нити
Вот и все хитрости на сегодня. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!
7 класс.
Тема урока: «
Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки».
Работа на уроке проходит в виде соревнования по бригадам (количество бригад определяется по количеству рядов в кабинете). Учитель подводит итог в конце урока и по результатам работы бригад на уроке выставляет оценки за урок.
Цели урока:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани;
- научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных де талей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;
- способствовать формированию у уч-ся представления о последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;
- закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;
- закрепить умения экономной раскладки лекал на ткани, выбора величина припуска на швы;
Развивающая:
- развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;
- способствовать развитию пространственного воображения, творческого мышления, эстетического вкуса; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
- воспитывать эстетический вкус, внимательность;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- способствовать воспитанию правильного отношения в коллективе.
Профориентационная:
- обобщитьзнания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
утюг, гладильная доска;
сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло;
ткань для раскроя изделия.
видеофильм «»Раскрой ночной сорочки»».
Дидактическое обеспечение:
учебники: «»Технология -7 кл.»» В.Д. Симоненко; «»Технология обработки ткани 7-9 кл.»» В.Н.Чернякова.
альбом;
плакат «»Раскладка деталей выкройки на ткань»»;
учебно-техническая документация:
технологические карты;
инструкционные карты;
объект труда: ночная сорочка, сарафан, халат;
образцы поузловой обработки: обработка горловины, обработка нижнего среза рукава, обработка швов вразутюжку и взаутюжку;
материалы для контроля знаний учащихся:
карточки-задания;
тесты;
Методы обучения:
объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Тип урока:
комбинированный.
Межпредметные связи:
ботаника — значение растений и хвойных деревьев в жизни человека; технология 5 кл. — виды волокон, строение ткани.
На классной доске:
подкройной и цельнокроеный подборт, застежка, петля, дублирование деталей, клеевая прокладка.
Словарь моды:
подборт — деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме; оборки — различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой, присборенные с одной стороны.
Литература для учителя.
Примерные программы по образовательной области «»Технология»» В.Д.Симоненко- 2000 г.
Технология — 7 кл.- В.Д. Симоненко — 2000 г.
Технология обработки ткани -7 -9 кл. В.Н. Чернякова -1999 г.
Ход урока
I
. Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.
II
. Актуализация знаний учащихся.
Тесты на проверку знаний. За правильный ответ бригада получает бонус.
1. Стрелка на листе выкроек означает:
а) направление долевой нити;
б) направление поперечной нити.
2.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое изделия:
а) сколоть ткань булавками;
б) разметить припуски на обработку;
в) определить лицевую сторону ткани;
г) нанести контрольные линии и точки;
д) обвести детали по контуру;
е) вырезать детали изделия из ткани;
ж) определить долевую нить;
з) приколоть мелкие и крупные детали;
и) разложить крупные и мелкие детали.
(ж, в, а, и, з, д, б, г, е).
3.Раскрой — это:
а) вырезание бумажных деталей швейного изделия;
б) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания
из куска ткани;
в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путём их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учётом припусков на швы
4.Назовите стороны ткани:
а). лицевая;
б).изнаночная;
в).правая;
г).левая.
5.При раскрое ткани используются ножницы:
а) маникюрными;
б) садовыми;
в) канцелярскими;
г) портновскими.
6.Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:
а) разложить мелкие детали;
б) разложить крупные детали;
в) сколоть ткань булавками;
г) приколоть мелкие детали;
д) приколоть крупные детали;
е) определить лицевую сторону ткани;
ж) нанести контрольные линии и точки;
з) разметить припуски на обработку;
и) обвести детали по контуру;
к) определить долевую нить.
(к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж)
7.Перевод выкройки на ткань осуществляют при помощи:
а) резца;
б) косых стежков;
в) копировальных стежков;
г) украшающих стежков.
8. При раскрое ткани пользуются ножницами:
а). маникюрными;
б) садовыми;
в) канцелярскими;
д) портновскими;
е) кухонными.
9.При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;
б) направление нитей основы;
в) ширину ткани;
г) величину припусков на швы;
д) направление ворса.
III.
Изложение нового материала с показом презентации.
Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.
Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.
Шерстяные ткани (плательные) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.
Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.
Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.
Хлопчатобумажную ткань смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.
Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.
Подготовка ткани к раскрою.
Определить ткань по волокнистому составу.
Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты.
Проутюжить ткань.
Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
Раскладка деталей выкройки на ткани.
При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону. В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.
При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.
По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.
При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.
Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:
в сгиб — ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;
в разворот- ткань развернута в ширину.
Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.
Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку(см. рис.50, стр.127).
Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом.
Раскрой.
Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.
К первой примерке вырезать только крупные основные детали.
Закрепление знаний учащихся.
Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.
Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.
Физкультминутка.
Практическая работа «»Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой»».
Вводный инструктаж:
Задание 1.
Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.
Задание 2.
Подготовить ткань к раскрою.
Задание 3.
Разложить детали выкройки на ткани.
Задание 4.
Вырезать детали кроя.
V. Закрепление изученного материала.
(Устный или письменный, по карточкам)
Вопросы:
1. Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?
2. Как учитываются дефекты ткани при раскрое?
3. Почему при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?
4. Что такое декатирование?
5. Какие правила ТБ следует соблюдать при работе с ножницами, булавками и иглами?
6. Какими свойствами обладают нити основы и утка?
7. Сколько ткани требуется для изготовления ночной сорочки?
8. Перечислите детали кроя вашей модели.
9. Какие линии на крое необходимо перенести на симметричную сторону?
10. Какими способами переносят линии на симметричную сторону?
11. Для чего наносят линии середины на детали кроя?
12. Для чего скалывают крой булавками?
VII. Анализ урока.
Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания. Оценивает работу бригад, объявляет оценки.
Домашнее задание
: выучить правила подготовки ткани и деталей кроя к раскрою, принести ткань, детали кроя, рабочую коробку, зарисовать раскладку деталей кроя в тетради.
Интересная статья! ((несмотря на иронию, с которой преподносятся портновские хитрости)).
«Кто бы что ни говорил, я все равно готовлю ткань к раскрою по своим, раз и навсегда выработанным правилам. И, может быть, именно поэтому ни ткани, ни сшитые из них вещи меня ни разу не подвели.
Правило 1. Любую ткань, кроме кожи и замши, НАДО постирать. Натуральный шелк, например или лен — практически в кипятке, шерсть, даже пальтовый драп — в воде при температуре ок 35 градусов. В идеале -нужно «продраить» это все в стиральной машине в режиме быстрой стирки. Есть три следствия, устанавливаемые в результате этого казалось бы необдуманного поступка:
(1) ткань дает максимальную усадку и больше уже не сядет, поэтому вещь можно будет стирать в домашних условиях, что я благополучно и делаю уже не первый год; (2) вы убеждаетесь, что ткани, заявленные как натуральные, действительно натуральные, так как настоящий шелк не боится даже кипячения, только без отбеливателей конечно, как и лен, а при глажке он разгладится на сто пудов; (3) происходит естественная линька ткани, благодаря чему снижается риск линьки и взаимной перекраски вещей при совместной стирке.
Правило 2. Не жалей МЫЛА при крое тонких тканей.
Когда натуральный шелк, а особенно шифон или атлас, уже «посажены» в соответствии с Правилом 1 и еще не высохли, их нужно густо намылить, очень густо — как при намыливании больного педикулезом. Чем больше осядет мыла на ткани, тем вам же будет легче. Отжимаю влагу руками из ткани и раскладываю ее на старом толстом одеяле, расстеленном прямо на полу сложенную вдвое так, как это необходимо при раскрое и даю подсохнуть. Утюгом разглаживаю и получаю… практически лист бумаготкани. Мыло действует как временный крахмал, только гораздо лучший, чем пропитка ткани, которая содержалась в непостиранной ткани.
С шерстями таких выкрутасов не нужно, конечно же, но если они тонкие — можно попробывать. Примеркам этот мылокрахмал, как ни странно, не мешает, зато срезы не осыпаются, булавки не выскальзывают, ткань при раскладке выкроек и выкраивании не елозит, хотя и сложена скользкими сторонами друг к другу (особенно натуральный шелковый атлас). А когда готовую вещь постираешь, она вдруг предстает такой внезапно прекрасной, и разводов от мыла, даже заутюженных, не остается.
Правило 3. Только жесткий целофан для выкроек. Для того чтобы выкройки вас не бесили, они должны быть удобными в работе. Кальку ненавижу за одно только шуршание, уж про ее «свертываемость» вообще молчу. Иду в магазин для огородников, покупаю метра 3-4 пятимикронной пленки для парников и снимаю выкройки с журналов простой шариковой ручкой. КРАСОТА! Хранятся такие выкройки не в пример дольше и лучше всех остальных, из-за их прозрачности ткань хорошо видна и манипулировать ими на полотне очень удобно, они не рвутся и все такое прочее.
Правило 4. Рисуй по ткани фломастерами. Не надо падать в оММорок!!! Знаю, что говорю! Купите смываемые фломастеры марки Крайола, специальные детские, экологически чистые, они состирываются даже если вы приутюжили нарисованную линию утюгом сотпариванием.
Правило 5. Лучше: шикарная ткань + простой крой = одна хорошая вещь, чем куча тряпок из дешёвки с выкроечными выкрутасами. Ну, это уже из области философии вкуса, но не могу не сказать.
С пожеланиями творческих успехов всем портняжкам.»
Я полностью согласна с авторами советов,а иначе бы не опубликовала. Думаю, эти ценные советы практикующих портних могут пригодиться не только начинающим любителям шитья,но и тем, кто собирается покупать ткань для очередного заказа.
Форум «Осинка»
«При обработке тканей используется пропитка- аппрет,который наносится при прохождении через каландровый механизм — кучу валов, где последовательно пропускается ткань, пропитывается растягивается, гладится. Иногда растяжка бывает сверх нормы — чтобы выход ткани метражем был больше.Ткань также проходит через ширительный механизм, где её растягивают поперек.
После таких обработок площадь ткани увеличивается — вот тебе и экономия!!!
Но в процессе декатировки (обработки ткани перед раскроем) ткань может перекоситься-как бы уток и долевая уже не под прямым углом, а параллелограммом становится, а аппрет, типа крахмала и клея ПВА(тоже используется), держит эти нити, не давая им вернутся в норму.
Чтобы ткань не перекашивалась после декатировки,нужно, сложить отрез по долевой и совместив кромки, проложить крупными наметочными стежками шов по кромке. А потом уже стирать и сушить.
В магазине такую ткань режут под прямым углом к кромке и соответственно по углом скажем 15 градусов к нити утка. Естественно, после намачивания, когда аппрет частично смывается, нити возвращаются на место.Сразу все огрехи отрезания ножницами продавцом в магазине становятся явными. Приходится ровнять и отрезать до 15 см клин с каждой стороны.
Поэтому я никогда не беру ткань, если её не рвут,когда это возможно, или заставляю мерить с короткого конца кромки с последующим отрывом, чтобы после подравнивания обреза я не пострадала в меньшую сторону. Продавцы хренеют от моего, с их точки зрения, идиотизма,но я ставлю свои условия — или рвешь или иду к другому продавцу!
Чаще всего страдает от неправильного обреза шторная органза, которую внаглую режут под углом. А потом ко мне бедные люди приносят, и я безжалостно выравниваю, выдергивая нитку, и по ней режу, причём перекос бывает до 50 см. Поэтому будьте внимательны при покупке!!!»
**************************
«Шелковая ткань обычно имеет дополнительный слой краски на поверхности, поэтому перед использованием ее лучше постирать. Лучший способ предварительной стирки шелковой ткани заключается в следующем: поместите ткань (исключение составляет костюмный шелк) в ванну с большим количеством воды. Вода должна быть комнатной температуры. В нее добавьте четверть чашки белого уксуса для сохранения цвета ткани. Оставьте ткань в воде на один час, затем стряхните воду. Прополоскайте ткань в воде, имеющей комнатную температуру.
Не выжимайте шелковую ткань. Слегка отожмите из нее воду и просушите ее на полотенце. Утюжьте шелковые ткани слегка влажными с изнаночной стороны.»
******************************
«Если ткань изготовлена и покрашена качественно, а не кустарно, то она должна выдержать с честью все экзекуции — стирки, сушки, выжималки и т.д., как обычные цветные натуральные ткани. То есть, температура — 30-40 градусов, моющие средства для цветного белья. В принципе, батик итак прошел все гнусные процедуры в процессе изготовления.
Вы можете проверить его на линючесть, намочив маленький участок ткани и потерев это место белой тряпочкой. Если тряпочка напрочь теряет белизну, то изготовление кустарное, и качество покраски никакое. Значит, то, что вы сошьете из ткани будет одноразовым изделием.
Я стараюсь с такими деликатными тканями поступать осторожно — стирать только в холодной воде, используя щадящие моющие средства. Уксус закрепляет цвет, уменьшает линючесть.»
Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.
Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.
Подготовка ткани к раскрою
Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.
Декатирование
– увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.
Ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные можно намочить в горячей воде, отжать (без выкручивания), затем развесить, следя за ровным положением долевой и уточной нитей. Затем ткань проутюживают в чуть влажном виде с изнанки по долевой нити.
Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.
Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.
Все ткани перед раскроем проутюживают.
Определение лица, направления ворса, дефектов ткани
Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.
Из ворсовых тканей кроят все детали в одну сторону: бархат и вельвет – ворсом вверх (для глубины оттенка), ткани с «начёсом» — ворсом вниз.
Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.
Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.
Раскладка выкроек и раскрой
Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.
Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».
В крайнем случае можно делать внутренние, не видимые с лицевой стороны, обтачки и прочие детали из другой ткани, подходящей по фактуре и цвету. Возможны комбинации из разных тканей, если сочетать их по тем же признакам.
Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.
После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.
До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.
На этом все. Пока.
Ткань представляет собой переплетение долевых нитей (основных), идущих вдоль кромки, и поперечных (уточных). Направление нити в ткани можно определить по растяжению и по звуку: по долевой нити ткань труднее поддается растяжению, а при подергивании ткани по долевой нити звук будет более отчетливый, по поперечной — приглушенный.
Рисунков ткацких переплетений очень много, но основных три: полотняное, сатиновое (атласное) и саржевое.
В полотняном переплетении нити основы чередуются с нитями утка, поэтому поверхность ткани гладкая, матовая, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны.
В набивных тканях полотняного переплетения лицевая сторона определяется по яркости и четкости рисунка, а в гладкокрашеных — по качеству обработки (на лицевой стороне меньше узелков и ворсинок). Полотняным переплетением вырабатываются: большинство хлопчатобумажных тканей — ситец, бязь, бельевые и некоторые плательные ткани; льняные ткани — полотно, прокладочные; многие виды шелковых тканей — крепдешин, крепжоржет, полотно и др.; некоторые шерстяные плательные и костюмные ткани.
В сатиновом (атласном) переплетении лицевая сторона ткани в отличие от изнаночной — гладкая, блестящая. Блеск образуется в результате того, что одна нить утка перекрывает 4-8 нитей основы. Если же одна нить основы перекрывает несколько нитей утка, то такое переплетение называется атласным.
Сатиновым переплетением вырабатываются такие ткани, как сатин, атлас, креп-сатин, подкладочные и некоторые другие.
В саржевом переплетении на ткани образуются рубчики в виде диагональных полос, идущих от одной кромки к другой. На лицевой стороне ткани диагональные полосы направлены снизу вверх направо. Саржевым переплетением вырабатываются: хлопчатобумажные ткани — бумазея, трико, саржа, бумажный кашемир и др.; шерстяные — кашемир, бостон, габардин и др.: шелковые — подкладочные, ряд плательных, плащевые.
При раскрое необходимо учитывать свойства ткани: скользящую сколоть булавками, а если она сыпучая — увеличить припуск на швы и запасы и обязательно обметать срезы — обрезные края деталей. Из мнущихся тканей и тканей с рыхлым переплетением нитей не рекомендуется шить сильно прилегающие изделия. Изделия из тканей повышенной растяжимости следует делать на подкладке.
Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и не деформировалось при носке, ткань перед раскроем необходимо декатировать, т.е. обработать водяным паром. Для этого хлопчатобумажную ткань намочить в небольшом количестве теплой воды с добавлением уксуса или соли, не отжимая, просушить и проутюжить с изнаночной стороны; льняную ткань ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны; ткань из искусственного волокна намочить в чуть теплой воде с добавлением уксуса, слегка отжать и закатать в сухую простыню, а затем еще влажную проутюжить с изнанки; шерстяную или шелковую ткань туго закатать во влажную, хорошо отжатую простыню и оставить в таком положении из 5-8 часов или подержать ткань над горячим паром, а потом отутюжить с изнаночной стороны горячим утюгом через проутюжильник.
Во всех перечисленных случаях любую ткань утюжить только по долевой нити. После декатировки ткань должна полностью просохнуть. Очень тонкие ткани можно отутюжить горячим утюгом через увлажненный проутюжильник, предварительно не увлажняя их.
У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.
Расход ткани на изделие зависит от модели и размера фигуры. Чем сложнее модель, тем больше расход ткани. К сложным элементам модели относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезы, рельефы, кокетки, воротники, карманы, бейки, воланы, оборки, жабо, кокилье и др. Необходимо учитывать ширину ткани, направление ворса и рисунка, так как на подгонку рисунка потребуется дополнительная ткань по длине, независимо от ее ширины, а от волокнистого состава ткани зависит процент усадки (главным образом по долевой нити), составляющий в среднем для: хлопчатобумажной ткани 3-5%, шерстяной и полушерстяной 3-4%, натурального шелка 2-3%, искусственного шелка 4-8%, штапельной ткани 4-6%. Синтетические ткани практически не дают усадки.
Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы, подгонку рисунка и усадку ткани.
Для раскроя ткань сложить вдвое по поперечной нити (по утку) или по долевой (основе) лицевой стороной внутрь в зависимости от ширины ткани и особенностей модели, подгоняя рисунок. Сначала разместить крупные детали выкройки (спинку, полочку и др.), а затем между ними — мелкие, строго следя за совпадением направления долевой нити на ткани и на деталях выкройки (рисунок 18). Это важно потому, что, как уже отмечалось, ткань по долевой нити значительно меньше растягивается во время носки, дает меньшую усадку при стирке, химчистке и утюжке, чем по поперечной нити. Направление долевой нити на деталях меняется в зависимости от модели — они могут быть выкроены и по поперечной, косой нити. Разложив детали, проверить линейкой или сантиметровой лентой правильность раскладки деталей выкройки по долевой нити.
На гладкокрашеных тканях или с нечетко выраженным рисунком для экономного раскроя детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, соблюдая направление долевой нити и расстояние для припусков на швы. На остальных же тканях детали расположить верхним срезом в одном направлении (кроме обтачек). На ворсовых тканях или с четко выраженным односторонним рисунком, асимметричной клеткой или полоской отметить на изнаночной стороне меловой стрелкой направление рисунка или ворса и проследить, чтобы оно не нарушалось при раскладывании деталей выкройки. В готовых изделиях из фланели, байки, хлопчатобумажной замши ворс должен быть направлен сверху вниз, чтобы при носке сохранялась гладкая поверхность ткани, а в изделиях из бархата, панбархата, вельвета — снизу вверх, чтобы цвет ткани был более сочным. Обнаруженные дефекты ткани также отметить мелом и разместить детали так, чтобы дефект оказался не на видном месте изделия или участок ткани с дефектом не попал под выкройку при раскрое.
Раскладывая детали выкройки на ткани с крупным, четко выраженным рисунком, нужно принять во внимание, что он должен совместиться в боковых, передних и задних швах, а также определить рисунок (клетку или полоску), который наиболее пригоден для размещения середины деталей изделия (спинки. полочки, рукавов и др.). Кроме того, необходимо следить за совпадением рисунка в парных деталях, вытачках и т.д. Иногда в целях экономии ткани можно выкраивать детали с клиньями или надставками, размещая их на малозаметных местах: нижних половинках рукавов или полочках у боковых швов, на нижнем воротнике, обтачках, подбортах ниже линии отворота, на поясе у бокового шва. Если же надставки приходится делать на видных местах, то следует использовать их в качестве фасонных деталей. Например, спинку можно сделать из двух частей со швом посередине или из трех частей — на кокетке. Такие детали, как нижние части воротника, манжет, листочек, обтачки для горловины и низа рукавов, следует подкраивать так, чтобы направление долевой нити на этих деталях, а также на основных совпадало.
Разместив на ткани все детали выкройки, приколоть их булавками, обвести контурные, фасонные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по ростку и горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по талии 3-4 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. Припуск на швы по фасонным линиям зависит от способа соединения деталей (шов стачной, настрочной и т.д.). Детали, не разрезанные посередине (спинка, полочка, воротник и т.д.), положить на ткань так, чтобы их середина проходила по ее сгибу.
После обмеловки детали выкройки снять и, чтобы ткань не сместилась, скрепить ее булавками. Булавки на деталях изделия расположить на расстоянии 3-5 см от меловых линий или сгиба деталей. Расстояние между булавками 12-15 см в прямых срезах и линиях и 8-10 см — в фигурных (рисунок 1б,в).
Если посередине спинки или переда будут швы, то детали сметать сметочными стежками, а по контурным, фасонным линиям и контрольным меткам проложить стежки-силки, четко обозначая углы и закругления. По этим линиям изделие будет сметываться, а затем прострачиваться на машине. Середину цельных деталей (спинки, переда, полотнища юбки) отметить прокладочными стежками. При раскрое деталей с асимметричными элементами ткань разложить на столе в развернутом виде лицевой стороной вверх, детали наложить на ткань также лицевой стороной вверх. Обвести мелом контурные и фасонные линии, а затем тонкой ниткой проложить сметочные стежки длиной: на прямых участках 2-3 см, на фигурных 1-2 см, на закруглениях 0,5-1 см.
При раскрое ткани ее не передвигать и детали кроя не приподнимать. Деталь должна быть расположена справа от ножниц, а отрезаемую ткань придерживать левой рукой. Вытачки на деталях не вырезать.
При раскрое по прямой линии необходимо следить за тем, чтобы концы ножниц перемещались строго но меловой линии припуска на шов, и стараться резать серединой режущей части ножниц. При раскрое по плавным линиям, наоборот, надо резать концами ножниц. Узкий конец лезвия должен находиться под тканью. Исключение составляют кружевные ткани, так как узкий конец ножниц может попасть в узор и деформировать его. Резать ножницами удобно от себя прямо или от себя влево.