Почему висят кроссовки на проводах. Откуда берутся кроссовки и кеды на электропроводах. Почему на проводахвисят кроссовки
Почему провода в нашем городе увешаны всяческой обувью.
«Несколько раз замечала на улицах города подвешенную к проводам пару то ли кроссовок, то ли ботинок. Кто-нибудь знает, в чем здесь прикол, зачем это придумали и как они залезают наверх, чтобы их подвесить?»
— спрашивает Brief_Chatter.
Корреспондент «Одинцово-ИНФО» также задавался подобными вопросами, рассматривая очередную обувную инсталляцию у лицея №2 минувшим летом:
Несколько снимков, сделанных в другом месте, опубликовала и Marisa:
В комментариях к сообщению Brief_Chatter, пользователь Вика рассказала, что слышала, будто это футбольные болельщики после матча закидывают кросовки на провода. «Правда я не помню по какому поводу», — пишет Вика.
Тем временем, SATANIZMO признался, что забрасывает ботинки на провода и деревья уже давно, но делает это «чисто по приколу», чтобы изношенные кеды и гринды жили дальше.
А всезнающий dimmik поделился ссылкой, в которой рассказывается, что ботинки на проводах — это не что иное, как «Шуфити» — обувное граффити. Оказывается, это целая субкультура! Правда, до России она пока не дошла в тех масштабах, в которых бушует на Западе.
Итак, есть несколько версий происхождения традиции забрасывания ботинок на провода:
1. В США военные так отмечали окончание службы, подкидывая в воздух всё, что попадётся под руку. После того, как первые пары обуви повисли на проводах, это вошло в традицию.
2. Обувь забрасывают на провода студенты в честь посвящения или окончания учебы.
3. Дедовщина в ВУЗе: на провода забрасывают обувь первокурсников.
4. Спортивные команды забрасывают обувь на провода в честь проигрыша или выигрыша (в нашем случае речь, скорее, идет о болельщиках, о которых и писала Вика. Попробуйте представить: сразу после победного матча, одинцовская «Искра» дружно погружается в автобус, и выезжает из Волейбольного Центра ко второй школе кидаться ботинками…)
5. Обувь забрасывают на провода в память о погибшем в этом месте человеке (весьма сомнительный вариант поминок)
.
6. Так обозначают место, где продаются наркотики.
7. Разметка территории бандами.
8. Обувь на провода закидывают воришки, промышляющие цветным металлом, для создания замыкания. Диспетчеры снимают с проводов напряжение, а воришики в это время снимают провода. Неудачно закинутые ботинки, не создавшие замыкание, остаются на проводах (чисто российская версия).
9. Хулиганская выходка от посмотревших культовый фильм «Хвост виляет собакой» (Wag the Dog), по сюжету которого ботинки на провода закидывали люди, поддерживающие солдата, забытого в Албании после войны с США, инсценированной кандидатом в президенты и его пиарщиками.
10. Просто хулиганская выходка.
Наверное, многие из нас часто замечали связанную шнурками пару кроссовок, повисшую на линии электропередач. Сегодня мы приоткроем для вас завесу тайны и расскажем об истории этой «традиции», а так же что означает и зачем висят кроссовки на проводах.
Существует много версий, правдоподобных и не очень. Мы остановимся на наиболее вероятных причинах появления кед на проводах – как оказалось, в разных странах и ситуациях они могут очень сильно различаться!
Интересный факт: этот ритуал называется шуфити – симбиоз английских слов «обувь» и «граффити». Что отсылает нас к одной из версий: подвешенная обувь, как тэг в граффити — способ отметить место, где побывал человек.
Вероятнее всего, традиция берет свое начало в США, в местах сосредоточения гетто-культуры и может означать следующее:
- Место распространения наркотиков. Утверждают, что висящими на проводах кроссовками отмечают свое место, простите за мой французский, «барыги». Либо, что также вероятно, притон находится в ближайшем доме. Кроме того, фасон и цвет кед подсказывает какой вид наркотика можно приобрести.
- Каждая висящая пара указывает на гибель человека в этом месте.
- Уличные банды и различные криминальные сообщества могут помечать так свою территорию. В совокупности с первыми двумя теориями, количество подвешенной обуви прямо указывает на криминальность района. И чем больше пар висит, тем опаснее здесь находиться.
- Отнятые у белокожих жителей гетто кеды по причине «необходимости» или просто в целях унижения.
Из менее преступных трактовок можно выделить следующие:
- Ритуал «похорон кроссовок» у темнокожих американцев из гетто. Ведь сникеры у них – самый важный элемент внешнего вида и принято относиться к ним с большим уважением (особенно характерно для тех, кто причисляет себя к культурам репа, баскетбола и стритбола). Поэтому, затаскав свои кроссовки до дыр, они закидывают их на провода – пусть любуется весь квартал.
- Окончание обучения в учебном заведении или службы в армии. По свидетельствам очевидцев известно, что в России до сих пор такая традиция существует у выпускников Академгородка в Новосибирске и студентов пожарного училища МЧС на ВДНХ.
- Спортивные команды после матча, дабы отметить победу или поражение.
Хулиганские или, вероятнее всего, наши традиции обуви на проводах:
- Попытка добыть цветной металл из кабелей линий электропередач. Кроссовки забрасывались для создания короткого замыкания. Когда напряжение с линии снималось для устранения повреждения, у воров появлялся отличный шанс «изъять» провода из общественного пользования.
- Салют. Точнее то же самое искрометное короткое замыкание, но уже без попытки воровства.
- Ну и, конечно же, обычное хулиганство. Наверное, наиболее вероятный вариант для современных реалий. Скорее всего, это попытка повторить западный образ гетто-районов из фильмов.
Интересные и не совсем обычные традиции, связанные с кедами на проводах:
- В Колумбии полагают, что это поможет излечить болезнь у ребенка.
- В Гватемале считают отличнейшим способом отпугивания летучих мышей.
- В Венесуэле знают, что закинуть свои кроссовки повыше – верный признак того, что новая пара не за горами.
- В Испании пытаются призвать дождь во время засушливого сезона.
- А в Новой Зеландии метание обуви даже стало ежегодным соревнованием!
- Кроме того, такая традиция есть в некоторых бедных районах Африки, попавших под программу поддержки США. По этой программе их снабжали одеждой (в том числе обувью) и кока-колой, но не едой и водой. Голодая и презирая эти подачки, местные жители закидывали полученные кроссовки куда подальше.
Согласно легенде, ходящей между некоторыми поклонниками шуфити, заброшенные кеды могут пригодится в следующей жизни, когда дух умершего вернется на землю. Тогда то и пойдет в ход обувь, висящая на проводах — поближе к небу. Как ни странно, эта версия отлично объясняет, почему на проводах иногда болтаются абсолютно новые пары кроссовок – кому захочется в загробной жизни носить протертые сникеры.
Интересный факт. Время от времени кроссовки забрасывают не только на провода, но и на деревья. Самым завешенным деревом в мире считался 23-метровый тополь в штате Невада, США. Местные жители заботливо закидывали его кедами более 25-ти лет, пока в конце 2010 года дерево не спилили хулиганы.
30 марта 2015
Задаем глупые вопросы, получаем умные ответы: выпуск 35
Голову вверх! В некоторых районах Кишинёва деревья покрыты не только набухшими почками и первыми скворцами, но и старой обувью. Кое-где сношенными «ботинками» обрастают и натянутые между столбами кабели. Попытаемся разобраться, откуда растут шнурки у этого городского феномена.
Как будто мало в нашей замечательной стране странных обычаев, чтобы перенимать еще более странные из других стран! Неподготовленных и слабохарактерных иностранцев, которым довелось попасть на свадьбу или кумэтрию, повергает в шок количество крестных отцов и матерей. Далее их ждёт Masa marе, он же – торжественный сбор денег с гостей на свадьбе, которых, кажется, пригласили специально для этих «трогательных» минут. А вот еще один, очень своевременный – . Для незнакомого с нашей историей иностранца, который в начале марта впервые приехал в Молдову, странные красно-белые побрякушки повсюду кажутся символами какого-то загадочного культа, а не нежными весенними украшениями.
Нет, нам недостаточно! Наш быт заслуживает большего разнообразия, непонятных традиций, даже происхождение которых непонятно. Речь идет, конечно, об обуви, которая грустными пучками свисает с проводов электропередач и ветвей деревьев.
На ивах вдоль Комсомольского Озера, во дворе на улице Зелинского и во многих других местах на деревьях висят кроссовки, ботинки и кеды, символизируя неизвестно что и «заражая» местных подростков, которые тут же норовят повесить свои башмачки рядом.
Среди общеизвестных и популярных теорий о висячих ботинках есть скучные, есть грустные, а есть забавные.
Самый распространенный вариант:
висящая на столбе обувь обозначает, что обитатели ближайшего дома торгуют наркотиками, причем цвет и фасон обуви тоже имеет значение – по ним можно определить вид наркотиков.
Многие догадки опираются на версию о том, что висячие ботинки символизируют конец чего-либо
: военной службы, учебы в школе или университете, холостой жизни. Кстати, в Молдове последняя опция – одна из самых популярных, и женихи во время свадебных фотосессий, действительно, могут остановиться для того, чтобы забросить заранее подготовленные старые кроссовки на ближайшую липу. А свадьбы в нашей стране ой, как любят!
Конечно, это может быть и изощренный вид издевательства над школьными занудами и первокурсниками
: в конце концов, что может быть смешнее?
Кроме того, обувь на проводах может означать, что где-то неподалеку проигрались в пух и прах дворовые футболисты
: негласные «пацанские» правила требуют наказания слабой команды. А разве можно придумать более изысканное наказание и лучший стимул в следующий раз не проигрывать, чем новенькие кроссовки, болтающиеся высоко над головой?
Самая прагматичная из всех версий, которые нам удалось найти – ботинки, висящие на проводах, означают, что здесь побывали не слишком удачливые воришки, промышляющие цветными металлами.
Обувь на проводах может спровоцировать замыкание, и потому городские службы отключают напряжение, чтобы быстро снять помехи. В это время незадачливые авантюристы и снимают провода. Правда, часто бывает так, что городские власти не видят угрозы в паре болтающихся кроссовок, напряжение не отключают, а воришка остается с носом и босым.
Грустный, но правдоподобный в молдавский реалиях вариант гласит, что обувь на дереве или столбе обозначает место, где умер человек.
Это в какой-то степени созвучно молдавской традиции ставить кресты на дорогах в месте трагической гибели.
Самая романтичная и вдохновенная версия утверждает, что обувь на деревьях и проводах это проявление социальной поп-культуры – подражание знаменитым фильмам и ответвление андерграундного стиля в искусстве.
В продвинутом мире такие «гроздья» можно встретить возле мест, где собираются представители субкультур, просвещенная молодежь и художники граффити. Ботинки на проводах и деревьях, и правда, стали отдельным видом искусства – шу-граффити, который широко практикуется в Европе.
Некоторые особо загадочные источники гласят, что традиция восходит к обычаям американских индейцев, которые приносили свою стоптанную обувь в жертву Солнцу, или к европейским племенам, которые верили, что обувь может пригодиться человеку в загробной жизни.
Поэтому, наверное, многие ботинки попадают на провода в отличном состоянии. Может быть, раньше это явление и имело духовные корни, но сейчас, во времена американского кинематографа, все происходит из Голливуда. Трогательный герой трагикомедии «Крупная рыба» должен был закинуть свои ботинки на провод, чтобы навсегда остаться в прекрасном, но невозможном городе, а персонажи фильма «Хвост виляет собакой» прославили этот невинный акт вандализма как символ свободы и протеста против капиталистического равнодушия.
Скорее всего, мотивы у каждого, кто забрасывает свою обувь на дерево или провода, разные, но цель, безусловно, одна – увековечить себя и свои ботинки в памяти людей, которым не посчастливилось жить по соседству.
Журналист: Шура Ускова
Любознательность – это, наверное, то, что сохраняет в нас детей. С детства мне нравилось ходить пешком до школы и рассматривать все вокруг: кормить птиц, залипать на красивые витрины, смотреть на крыши домов. Поднимая голову, я видела много проводов, они тонкими полосками закрывали вид на голубое небо, что немного злило меня. Позже я стала замечать, как на проводах свисает обувь, а если точнее – кеды. Точно помню, что в последний раз видела их в центре города Бишкек, на пересечении улиц Токтогула/Манаса.
Через столько лет, прогуливаясь по городу, я проходила мимо того самого пересечения, но не обнаружила там висящих кроссовок. Почему они висели там? Есть ли этому объяснение?
Когда-то мой детский мозг сделал свой вывод «Их закидывают туда счастливые футболисты после победы на очередной игре». Так ли это на самом деле, разбираем ниже.
Гугл выдает много статей на эту тему, но никто не может точно сказать, где и когда появилась традиция закидывать обувь на провода. Вот ряд популярных ответов:
- В США военные так отмечали окончание службы, подкидывая в воздух всё, что попадётся под руку. После того, как первые пары обуви повисли на проводах, это вошло в традицию.
- Обувь забрасывают на провода студенты в честь посвящения или окончания учебы.
- Дедовщина в ВУЗе: на провода забрасывают обувь первокурсников.
- Спортивные команды забрасывают обувь на провода в честь проигрыша или выигрыша.
- Обувь забрасывают на провода в память о погибшем в этом месте человеке.
- Так обозначают место, где продаются наркотики.
- Разметка территории бандами.
- Хулиганская выходка от посмотревших культовый фильм “Хвост виляет собакой” (Wag the Dog), по сюжету которого ботинки на провода закидывали люди, поддерживающие солдата, забытого в Албании после войны с США, инсценированной кандидатом в президенты и его пиарщиками. Также подобные сцены были замечены в фильмах: “Большая рыба” (Big Fish), “Площадка 2″ (The Sandlot 2), “Бунтарка” (Stick It), “Писатели свободы” (Freedom Writers), “Как Майк” (Like Mike), “Дакари” (The Savages).
- Электрики забрасывают обувь (или еще какой грузик), чтобы провода не перехлестывались друг с другом при сильных ветрах.
Все это вылилось в свою некую субкультуру, направление в стрит-арте – шуфити
(англ. shoefiti
), от слов “shoe” + “graffiti”, “обувь” + “граффити”. Сейчас кроссовки на проводах – это уже часть городской культуры. И если на Западе такое встречается больше в каких-нибудь неблагополучных районах, то в городах СНГ – это больше дань эстетике.
В последние годы шуфити у нас встречается все реже. Если вы увидите или уже видели подобное, то обязательно отправляйте нам фотографии. Будем рады почитать ваши мнения и отношение к такого рода стрит-арту.
Феномен кроссовок на проводах знаком каждому, кто бывал в неблагополучных районах Нью-
Йорка. Однако это не единственное место, где с ним можно столкнуться. Обувь на проводах и
деревьях встречали в центрах столиц по всему миру, в парках, заброшенных домах и ещё в
десятках других локаций. В Летенских садах Чехии, например, подростки вешают кроссовки на
проводе после потери девственности. Подобные явления не обошли Россию — при должной
внимательности их можно обнаружить на улицах от Петербурга до Владивостока. Попытаемся
определить хотя бы несколько причин происходящего.
Начнём с того, что кроссовки — одно из немногих подручных средств, способных повиснуть на
проводе и не свалиться оттуда при ветре или дожде. Повторить аналогичный эксперимент, к
примеру, со скакалкой, не удастся, поскольку она гораздо легче, а значит и уязвимее. Так что
люди, забрасывающие обувь, преследуют одну цель — сохранение отличительного знака как
можно дольше. Главный вопрос в том, что этот знак символизирует.
Гетто, нелегальный бизнес, смерть
Одна из самых популярных версий. Не секрет, что в повседневную жизнь кроссовки привели
именно субкультуры, среди которых выделяется хип-хоп. Зарождавшийся в «чёрных» кварталах и
сопровождаемый массой разборок между участниками, включая легендарное противостояние
банд Crips и Bloods в США, хип-хоп популяризировал спортивную обувь. В быстром темпе жизни
кроссовки стали универсальным обозначением каких-либо важных мест, где находится
криминальная точка сбыта, произошла смерть члена банды или было принято важное решение
между группировками.
Граффити, стритбол
Не секрет, что эти увлечения также относятся к субкультурам, а поэтому скорее всего переняли
традицию из смежного хип-хопа. Для граффити-райтеров это альтернативный способ отметить
место, в котором они побывали — кроссовки на проводе видны издалека, ещё при подходе к
локации, и эффект явно оправдывает усилия. В стритболе, являющимся уличным вариантом
баскетбола, сникеры изнашивались достаточно быстро, поэтому игроки закидывали отслужившие
пары на провода или деревья. Часто встречается в бедных кварталах США.
В фильмах
В комедии «Плутовство» 1997 года связанные ботинки висят на электрических и телефонных
проводах. После съемок участники забыли их забрать, и они провисели на Ист-Кэпитол- Стрит ещё
несколько лет. В приключении «Крупная рыба» Бёртона жители деревни забрасывали обувь на
провода, чтобы продемонстрировать своё желание остаться в ней навсегда. В мелодраме «У всех
всё в порядке», снятой Джузеппе Торнаторе, камера делает акцент на висящей паре башмаков в
начале и в конце фильма, когда главный герой уезжает и возвращается в город. В американской
комедии «Сексдрайв» 2008 года герои в поисках автосервиса для сломавшегося автомобиля
натыкаются на дерево с обувью, куда закидывают свои пары, идя дальше босиком.
Поскольку в России и странах СНГ характерные для США субкультуры были развиты гораздо
меньше, люди чаще всего используют кроссовки для отметки значимого события в своей жизни —
поступления или окончания вуза или даже свадьбы. Также закидывают ботинки на провода с
целью обозначить место, куда хотят вернуться спустя долгое время — аналог монетки в фонтане.
На недавних акциях протеста в Москве политик Алексей Навальный призывал закидывать обувку
в качестве символа борьбы с коррупцией.
Но все индивидуальные значения не изменят факт того, что кроссовки на проводе или дереве —
это единственный надёжный способ оставить след в среде бурлящего города. Известно много
случаев, когда закинутая обувь висела пять или даже семь лет. Один из членов нью-йоркской
преступной банды забросил кроссовки на светофор небольшого перекрёстка и нашёл их там
девять лет спустя, будучи уже легальным рабочим, живущим совсем другой жизнью. Настоящий
памятник, позволяющий чувствовать своё влияние на стиль мегаполиса.