«Вот заболею и умру», — решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».
Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь
и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя
все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие
тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не
от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой
игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал
больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например,
нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.
Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем,
которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают.
Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их
не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши
не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются
прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как
здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу
и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь
вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой
температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить
золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь
укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального
одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели
развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься,
тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять
не мог.
Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый
день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например
работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только
знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам,
как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят
твое существование. А то один под газету от всех спрятался, «мама
— барыня такая» (из реплики маленькой девочки, приведенной К.
И. Чуковским в книге «От двух до пяти») в ванную стирать
отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.
Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны.
Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или
шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда
и зовут — шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.
То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных
заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя
программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим
способом достичь признания среди своих близких не удается.
Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то
плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти
всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным
(то есть дающим выгоду) симптомом.
Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной,
заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж
ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана
к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни
у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный
неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени
случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы
у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут
рядом — она, распухшая от гормонов, и он — понурый и раздавленный.
Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали
подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи
между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у
них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации.
Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках.
Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью
жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом.
У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, — рисование,
стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить,
а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно.
Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.
Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело
не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли
женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального
шантажа, другая — использовали возникшую трудность как шанс стать
самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон
дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию
личности, компенсации дефекта.
И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь
на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать
здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому,
отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в
санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно
радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни
как о пути к ее сердцу.
А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме
болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать.
Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного
ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный
орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде,
что палач опять раскается и пожалеет его?
Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек,
он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова)
болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой,
он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь.
И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:
И голова у тебя ни за что не болит!
Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это
как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только
к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни,
кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен
остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей,
а чаще — обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая
замечательного человека рядом с собой.
Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом
смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих
Манн написал: «Болезнь — это гениальный путь к познанию, человеку,
любви». Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного
представления об однозначной негативности болезни и любого другого
несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет
не меньше трех функций.
Сигнальная.
Она не просто сообщает
о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том,
что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная
экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим
феноменом, а проявлением триединства дух — душа — тело. Появившийся
симптом у взрослого — хороший повод задать самому себе вопрос: что
я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю
себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?
Если стал нездоров ребенок, родителям нужно
честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого
существа.
Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений
на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует
своих мохнатых пациентов, проводя обязательную «семейную»
терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем
жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством.
Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой
мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо
помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно,
удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном
направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно,
плывущее в водоворот.
Сепарирующая.
Сепаратор отделяет
сливки от сыворотки, а болезнь — «мух» от «котлет».
Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро
уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит
нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он
не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов
и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого
двух небитых дают.
Стимулирующая развитие.
Человек — существо упрямое, и если
жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая
в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в
детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть
написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог
ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог,
великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего
детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить
свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить
уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством
и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает
светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.
Болезни роста и короткие штанишки
Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим.
Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно
приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм
взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой
приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые
сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос — в какой?
Одна моя коллега — психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то
сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений
ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного
легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все
люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а
залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе
природу большинства детских заболеваний.
Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных
уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов
пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все
более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так
что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать
не надо. Раз в день закапай. Проглоти — и до завтра как огурчик. И
так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше
прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние
по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее
его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и
подпорок.
По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям
со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются
нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда
о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из
пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные
силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия,
психотерапия.
Моя специальность — психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный
и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными
хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:
1. Большинство детских болезней (разумеется,
не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный
характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек,
если у него
появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром.
Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания
мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему
такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала
подростковым врачом, и меня поразил один факт — несоответствие между
содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник,
и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные
наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы,
всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные
грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось
описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали
операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься
спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа
куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные
подростки тоже не знали. Вот и выходит — переросли.
Таким образом, условиями выздоровления, перерастания
болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного
характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для
себя или ребенка, а с другой — создание (в первую очередь у себя)
установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно
вырастают.
Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления
старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью
уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким
детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами
— она не «передаст» другому ребенку какой-либо негативной
информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин,
которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными
представлениями.
2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический,
монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической
подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном).
Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется
стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга.
Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью,
это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет
другой, более сильной доминанты, которая сможет «перевесить»
и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть
победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной
встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей — физиологическим
и психоэмоциональным.
Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном
своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом,
все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался.
Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем
жена узнала о какой-то «сильной» бабушке из сельской местности,
уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и
они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при
свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев
снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил
за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины,
и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и
к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого
безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту
— ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал
звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся
на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя,
вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег),
извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения… и только тогда понял,
что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше
он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись.
На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой
жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.
Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный
очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил
очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз
целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный
взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение,
вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый
путь проторен.
Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким
вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина,
захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института
страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить
ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев
не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка
оставила. Будь что будет — решила. После родов анализы мочи впервые
оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама,
и сын живы и здоровы.
Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного
с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма,
в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения —
сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация.
Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя
установка женщины на развитие и здоровье — она поправляется. Для этого
в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии,
послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае
не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности,
выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния,
встряска сломит ее.
Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом
я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить
— свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит
и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического
стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух
других — контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения,
до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом,
бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом
контраста или чрезмерного физического напряжения.
Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда
гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии
гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам
и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте.
Стресс, встряска — это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся,
в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять
или не применять способ стресса — решать лично вам. Нужна ли при этом
врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых
первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть
всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска
и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального
права принимать за пациента или его родителей это решение.
Один из типичных в детской практике вариантов стресса — это естественный
гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка
и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной
во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте
не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях,
не стану говорить о сахарном диабете — здесь надежда на науку будущего.
Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются
замечательными адаптогенами.
Другой вариант физиологического стресса для детей — все виды закаливания,
обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не
пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно
и испытывает удовлетворение от своего мужества.
Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный
с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько
часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской
психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся
3-5 часов, лучше — вместе с родителями. Очень интересна и результативна
программа московского профессора Ю. С. Шевченко — детского психиатра
и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС — терапия (интенсивная
эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство
радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным
клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.
3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека
появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть
горы болезней и немощи.
История Валентина Дикуля — нашего легендарного
циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила
меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом
позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни.
Он остался жив.
«Но зачем? — думал Валентин, лежа неподвижно на постели. — Зачем
мне теперь эта жизнь — без ног?..» Врачи пытались успокоить его:
— Мы сделали все, что смогли, — говорили они. — Сидеть будете. Примите
свою судьбу такой, какая она есть.
Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный
медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как
встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти…
(Зиновьева А. А. «Спасибо тебе, атлетизм»).
Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо
больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав
множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на
ноги с помощью костылей, затем — палок. Потом вернулся на арену цирка
и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы.
Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского
атлета и создал себя сам подобно ему.
Другие публикации на тему данной статьи:
Если ребёнок здоров, у него вряд ли будет болеть голова. Но в некоторых ситуациях головная боль всё-таки может возникать и у здоровых детей. Причин для её возникновения великое множество. Это одна из 10 жалоб, которая входит в десятку самых частых, по поводу которых родители с детьми обращаются к врачу. Особенно остро этот вопрос возникает у подростков.
Причины головной боли у детей
Жалобы на головную боль могут появиться у детей приблизительно с 5-ти лет, когда ребёнок в состоянии описать те ощущения, которые он испытывает. В дошкольном возрасте головная боль встречается у 3-8% детей, а у подростков эти цифры увеличиваются до 50-80% . У маленьких детей, которые не могут рассказать о своей боли, существует ряд признаков, позволяющих определить её наличие.
Все структуры головы — венозные синусы, черепные нервы, сосуды, мозговые оболочки, надкостница, мягкие ткани головы, а также крупные сосуды лица и шеи имеют болевые рецепторы. Рецепторы – это клетки, которые путём взаимодействия с определёнными веществами в организме человека, отвечают за возникновение боли.
Головная боль в медицине именуется красивым термином «цефалгия». Цефалгией можно назвать любые неприятные ощущения или чувство боли в области головы, начиная от бровей и заканчивая затылком. Она появляется, когда происходит раздражение болевых рецепторов в области головы или шеи. Воздействие на них может быть вызвано различными факторами, поэтому симптом головной боли чаще всего не является специфическим признаком какой-либо одной патологии, а присущ многим заболеваниям и состояниям.
Существует несколько видов головной боли:
В том случае, если боль является главным и единственным симптомом заболевания, беспокоящего ребёнка, говорят о первичной головной боли. Такие головные боли не вызваны вирусами, бактериями или другими микроорганизмами. К ним относятся мигрень, головные боли напряжения и кластерные (пучковые) боли.
Вторичная головная боль является не главным, а одним из нескольких симптомов, возникающих при каких – либо общих заболеваниях или состояниях. Вторичные цефалгии возникают при многих инфекциях, при повышении температуры, но они исчезают по мере выздоровления и снижении температуры. Причин, вызывающих вторичную головную боль существует более трёхсот.
Наиболее распространёнными из них являются:
Боли после травмы головы (посттравматические)
боли, как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные). Таких изменений может насчитываться сотни (аллергия, недосыпание или пересыпание, инфекции, медицинские вмешательства, обезвоживание, заболевания различных органов и систем, приём медикаментов и многое другое)
боли при воспалении околоносовых пазух (синуситах)
боли, как реакция на приём избыточного количества лекарств (абузусные). Обычно, как ни парадоксально это звучит, такими лекарствами являются препараты, снимающие головную боль.
Из первичных причин чаще всего у детей встречаются мигрень и головные боли напряжения. Пучковые боли встречаются редко и только у подростков.
Мигрень у детей
Мигрень начинается в подростковом возрасте, но бывает и у 2-3х летних детей. Часто этим заболеванием страдает кто-то из родителей ребёнка. Обусловлено оно резким сужением и расширением сосудов головного мозга. Для мигрени характерны приступы боли в одной половине головы пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, свето — или звукобоязнью и усиливающиеся при физической нагрузке. Приступ обычно длится 4-72 часа и проходит после короткого сна.
Возникновение мигренозных приступов провоцируют такие факторы:
— эмоциональный стресс
— физические нагрузки,
— голодание
— употребление какао, шоколада, орехов, цитрусовых, сыра, копченостей, яиц, томатов, консервов, бобовых, жирных и острых блюд и т.д.
— холодная вода, мороженое
— прием алкоголя, курение у подростков,
— для девушек имеет значение фаза менструального цикла
— изменение режима сна
— длительная езда в транспорте
— резкий свет
— неприятные запахи
— длительный просмотр телепередач
— изменения погоды
— общие заболевания и др.
Головная боль напряжения у детей
Головная боль напряжения вызывается внезапно возникшим или постоянным длительным стрессом. Такая боль составляет около 90 % всех видов головной боли. Психическое перенапряжение сопровождается сильным сокращением мышц головы и расположенных в них сосудов, что приводит к болевым ощущениям. Длительность болей при этом — от 30 минут до 7 дней. Характеризуется чувством стягивания, сжимания, сдавливания головы по типу «шлема» или «каски». Повседневная активность у ребёнка сохраняется, однако качество учёбы ухудшается. Физическая нагрузка не усиливает боль. На пике приступа может быть тошнота, отсутствие аппетита, звуко – или светобоязнь. Иногда головные боли напряжения могут вызываться длительным нахождением ребёнка в неудобном положении (школьные головные боли).
В последнее время стали появляться статьи о том, что головные боли напряжения у детей есть не что иное, как хроническое воспалении мозговых оболочек, вызванное бактерией под названием стрептококк.
Пучковые (кластерные) боли у ребенка
Пучковые (кластерные) боли связаны с раздражением крупного черепно-мозгового нерва, который называется “тройничным”. Боль острая, сильная, сверлящая, односторонняя, приступообразная, короткая, беспокоящая в области глаза или в височной области. Продолжительность от 15 минут до 3х часов по нескольку раз в течение дня, причём в основном ночью. Характерны сопровождающие симптомы, такие как: слезотечение, заложенность носа, потливость, опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глаза на больной стороне. Чаще пучковые головные боли бывают у мальчиков.
Очень важно разделение боли на острую и хроническую. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Недавно — это значит, что с момента её появления прошло не больше недели. Однако, при сохранении острой головной боли в течение нескольких часов, следует срочно обратиться к врачу. Часто это состояние требует неотложных мероприятий.
Причины острой головной боли:
Внечерепные инфекции
детские инфекции (корь, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха)
другие инфекционные заболевания (ангина, синусит, инфекционный мононуклеоз, грипп, малярия, туляремия)
воспаление уха
кишечные инфекции (сальмонеллёз, холера)
глисты (трихинеллез)
воспаления зубов
воспаление околоносовых пазух
Внутричерепные инфекции: абсцессы мозга (наличие гнойных очагов), воспаление вещества мозга (энцефалит), воспаление оболочек мозга (менингит)
Травмы: сотрясение, ушиб мозга
Психическое перенапряжение: головные боли напряжения, впервые возникшие
Психические заболевания: невроз страха, депрессия
Сосудистые заболевания:
внечерепные
*повышенное артериальное давление
*опухоль надпочечников
*сердечные заболевания (пороки сердца, нарушение ритма)
*почечные заболевания
внутричерепные
*мигрень, впервые возникшая
*неправильное развитие сосудов головного мозга (аномалии)
*неправильное строение артерий (аневризма — патологическое расширение участка сосуда)
*плохое кровоснабжение (ишемия) головного мозга
Внутричерепные кровоизлияния: в оболочки мозга, в мозг
Повышение внутричерепного давления: опухоль мозга, отёк мозга
Приём и отмена лекарственных средств:
*приём препаратов, расширяющих сосуды
*приём препаратов, содержащих амфетамин
*отмена препаратов, содержащих кофеин
Контакт и вдыхание токсических химических веществ: бензол, нитраты, углекислый газ, свинец, дихлофос
Другие причины:
*головные боли после спинномозговой пункции
*доброкачественная головная боль, возникающая при физической нагрузке
*воспалительные заболевания глаз и нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
*повышение внутриглазного давления (глаукома)
*воспаление черепных нервов (невриты и невралгии)
Хроническая головная боль у детей
Хронические головные боли возникают периодически в течение длительного периода времени, как правило, недель, месяцев и даже лет. Сюда относятся мигрень, головные боли напряжения, пучковые головные боли.
Встречается головная боль, не связанная с повреждением в организме. Боль может возникнуть от внешнего давления (длительное раздражение кожи головы при ношении тесных, плотных шапок, повязок на голове, очков для плавания). При воздействии холода (холодная погода, ветер, плавание, ныряние в холодной воде, холодная пища, холодное питьё, мороженое).
Обследование ребенка с головной болью
При обращении с ребёнком к врачу будьте готовы ответить на несколько вопросов. Постарайтесь максимально полно раскрыть их, от этого зависит насколько быстро и точно доктор поставит диагноз.
Вы должны знать:
Как давно появилась головная боль?
Были ли травмы?
Были ли раньше такие эпизоды головной боли?
Какая она: постоянная или периодическая?
Какими характеристиками она обладает (пульсирующая, сдавливающая, распирающая, тупая, колющая)?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лобная область, виски)?
Двухсторонняя или односторонняя?
Какая она по силе (интенсивная, лёгкая, средняя)?
Сколько длится приступ головной боли по времени?
Есть ли симптомы, которые предупреждают о возникновении боли (предвестники)?
Происходит ли изменение эмоционального состояния перед приступом?
В какое время года, суток возникает боль?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Чем провоцируется головная боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Что облегчает боль или она проходит самостоятельно?
Приготовьтесь ответить и на общие вопросы, которые могут волновать медработника:
Устаёт ли ребёнок после школьного дня, бывают ли у него стрессы (например, беспокойство по поводу школьного задания)? Есть ли у ребёнка дефицит сна? Эмоционален ли он? Часто ли устаёт физически? Возникает ли головная боль при изменении погоды, связана ли с приёмом какой либо пищи (какой)? Как часто приходилось из-за головной боли пропускать школу за последние месяцы? Как часто болит голова во время школьных каникул? Регулярно ли питается ребёнок, сколько спит? Как много он смотрит телевизор и работает за компьютером? Насколько интенсивны и продолжительны уроки в школе? Занимается ли он дополнительно после школы?
Нужно рассказать врачу о том, какими заболеваниями страдают родители и ближайшие родственники в семье. Получив ответы на эти вопросы, скорее всего получится установить причину головной боли у ребёнка.
Существуют некоторые тревожные симптомы, при появлении которых нужно незамедлительно показать ребёнка доктору. Если острая боль возникла впервые, и она нарастает по интенсивности, то вероятность наличия опасного заболевания намного выше. Как правило, это указывает на серьёзное и может быть даже опасное для жизни заболевание (кровоизлияние, воспаление мозговых оболочек, опухоль, воспаление мозга).
Симптомами опасности являются:
Сильная головная боль, начавшаяся внезапно
— Необычный характер головной боли
— Изменение характера головной боли в зависимости от положения головы
— Наличие утренней головной боли
— Изменился характер и частота приступов периодической головной боли или они стали сильнее
— Головная боль сопровождается нарушением сознания
— Головная боль появилась через несколько дней или недель после, на первый взгляд лёгкой травмы головы
Маленькие дети, в силу своего возраста, не могут сказать, что их беспокоит, но мама, зная определённые симптомы, может заподозрить, что у ребёнка головная боль. У грудных детей она проявляется возбуждением, беспричинным плачем, нарушением сна, обильными срыгиваниями, рвотой фонтаном. Крик у этих детей монотонный, страдающий. Большой родничок начинает выступать над уровнем костей черепа.
Дети 1,5-2 лет могут показать, что болит, просятся полежать, могут пожаловаться на усталость. Они протягивают ручки к голове, дергают волосы, царапают лицо. У новорождённых причиной головных болей является родовая травма, что проявляется повышенным внутричерепным давлением и развитием гипертензионного синдрома.
Причиной цефалгии у детей дошкольного возраста могут быть заболевания носа и придаточных пазух, длительный насморк, аденоиды, воспалительные заболевания уха.
Сниженное зрение при отсутствии очков вызывают головную боль у старших детей. Иногда очки подобраны неправильно или требуется коррекция линз, что также способствует возникновению цефалгии.
Частой причиной головной боли у детей является обычная анемия (недостаток в крови гемоглобина).
Первая помощь ребенку при головной боли
Если вашего ребёнка беспокоит небольшая головная боль, и она возникает не часто, то ему можно помочь, проделав простые действия. Нужно по возможности уложить ребёнка в постель, создать тихую обстановку, положить на голову прохладную влажную салфетку и постараться, чтобы ребёнок уснул. Если он перенервничал, поможет элеутерококк, лимонник. Чай с лимоном – хорошее средство поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна также и аскорбиновая кислота, успокаивающие травы (валериана, пустырник). При мигрени нужно стараться избегать определённых продуктов (шоколад, орехи, сыр), способных вызывать приступы головной боли.
Если эти методы не помогают, то можно прибегнуть к медикаментам. Но большинство препаратов, которые принимают взрослые, не применяются у детей. Детям самостоятельно, без назначения врача, можно давать только единственный разрешённый болеутоляющий препарат — Ибупрофен. Для больших детей это таблетки, для маленьких суспензия или свечи Нурофен. Доза препарата зависит от веса. На 1 кг веса нужно дать 5-7-10 миллиграмм препарата.
На 10кг это от 50 до 100 миллиграмм
На 12кг это от 60 до 120 миллиграмм
На 15кг это от 75 до 150 миллиграмм
На 20кг это от 100 до 200 миллиграмм и т.д.
Однако лекарственными препаратами можно пользоваться только в крайнем случае.
Прежде, чем назначить вашему ребёнку лечение, доктор осмотрит ребёнка и расскажет, какое обследование нужно пройти. Обычно требуется сдать анализы крови, мочи и кала. Затем посетить лор – врача, окулиста, невропатолога, инфекциониста, эндокринолога, психиатра, психолога, девочкам — гинеколога и других специалистов. Возможно, потребуется рентгенологическое обследование, компьютерная томография. В особо сложных случаях, по решению врача, может понадобиться стационарное лечение, где проведут спинномозговую пункцию (взятие на анализ мозговую жидкость).
Чтобы головная боль беспокоила вашего ребёнка как можно реже, нужно постараться создать ему для жизни максимально комфортные условия.
Профилактика головной боли у детей
Соблюдать режим дня
Регулярно питаться
Достаточно пребывать на свежем воздухе
Родителям не курить в помещении
Часто проветривать комнату
Не нагружать чрезмерными умственными нагрузками
Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье
Чаще общаться с ребёнком
Заниматься с ним плаванием, ходить на массаж
Заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку
Врач педиатр Сытник С.В.
Часто болеющими считаются дети, у которых острые респираторные заболевания (ОРЗ) возникают 4 раза в год и более.
Порой ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ). Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих.
Внешне ОРЗ могут проявляться насморком, кашлем, покраснением горла, общей слабостью, подъемом температуры. У часто болеющих детей может быть какой-то один, но длительно существующий симптом, например постоянный кашель или покашливание, постоянные выделения из носа, при этом температура может быть нормальной. Если же у ребенка температура все время повышена, но при этом нет симптомов ОРЗ, это часто является признаком хронической инфекции и требует детального медицинского обследования.
Список причин
Если ребенок часто или длительно болеет, это значит, что его иммунитет ослаблен. Рассмотрим основные факторы, приводящие к ослаблению иммунитета.
Функции иммунной системы начинают формироваться внутриутробно, поэтому внутриутробное инфицирование, недоношенность или морфофункциональная незрелость малыша могут привести к тому, что он впоследствии станет часто болеть.
Еще одним важным фактором для формирования иммунитета является материнское молоко, поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании, редко болеют ОРЗ, и наоборот, ранний переход на искусственные смеси может привести к тому, что уже на первом году жизни ребенок начнет страдать простудными заболеваниями.
На первом году жизни или в старшем возрасте у малыша в результате различных неблагоприятных факторов могут развиться фоновые состояния, ослабляющие иммунитет (дисбактериоз кишечника, гиповитаминоз, рахит).
Выраженное ослабление иммунитета часто бывает после тяжелых заболеваний или оперативных вмешательств. Если ребенок переболел дизентерией, сальмонеллезом, пневмонией, ангиной, его иммунитет ослаблен. Очень ослабляют функции иммунной системы вирусы. После перенесенных гриппа, кори, других вирусных заболеваний ребенок имеет повышенную чувствительность к инфекциям и может стать часто болеющим.
Ослабляет иммунитет длительный прием некоторых лекарств, в числе которых, например, иммуносупрессанты, некоторые противоопухолевые препараты, стероидные гормоны для приема внутрь, большинство антибиотиков.
В том случае, если использование этих лекарств необходимо, желательно принимать профилактические меры для поддержания нормального функционирования иммунитета.
Наличие у ребенка хронических заболеваний тоже способствует ослаблению защитных механизмов и может стать причиной частых болезней. Такими заболеваниями могут быть хронические гайморит, тонзиллит, аденоиды, вялотекущие и атипичные инфекции, вызванные такими возбудителями, как микоплазма, пневмоциста, хламидии, йерсинии, трихомонады. Нередко причиной ослабления иммунитета являются глисты и лямблии, которые довольно трудно диагностировать по калу.
Встречаются врожденные иммунодефицитные состояния, в том числе изолированные иммунодефициты, когда у ребенка нарушено какое-то одно звено иммунной системы. Дети с такими иммунодефицитами могут часто болеть какими-либо рецидивирующими, то есть повторяющимися, заболеваниями. Если ребенок постоянно страдает однотипными заболеваниями, его нужно обследовать на существование врожденной иммунопатологии.
Наконец, большое значение для нормального функционирования иммунитета имеют правильное сбалансированное питание и режим. Ребенок может часто и длительно болеть, если в его рационе не хватает витаминов или, например, отсутствуют продукты животного происхождения или пища содержит много углеводов, но мало белков и жиров. Если ребенок редко находится на свежем воздухе, ведет малоподвижный образ жизни, вдыхает табачный дым от курящих взрослых, это может привести к ослаблению его иммунитета.
Разорвать круг
Часто болеющие дети — проблема социальная и медицинская. У таких детей, как правило, нарушен календарь профилактических прививок, они не могут посещать детские дошкольные учреждения, а в школьном возрасте вынуждены пропускать уроки. Родителям приходится периодически оставаться дома с болеющим ребенком, а это наносит урон их работе.
У часто болеющего ребенка формируется порочный круг: на фоне ослабленного иммунитета он заболевает ОРЗ, которые в свою очередь еще больше ослабляют иммунитет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам и снижения защитных механизмов велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит…). Наличие хронических инфекций может привести к отставанию в физическом развитии, аллергизации.
У часто болеющих детей могут развиваться и различные психологические проблемы, комплексы. Прежде всего — это комплекс неполноценности, ощущение неуверенности в себе.
Алгоритм действий
Если ребенок часто болеет, нужно начинать общеукрепляющие профилактические мероприятия: витаминотерапия, сбалансированное питание… Важно вылечить хронические заболевания, особенно патологию лорорганов: хронические тонзиллиты, синуситы (гайморит, фронтит), аденоиды.
Родителям часто болеющих детей нужно обратиться к врачам (педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу). Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус. В зависимости от клинической картины часто повторяющихся ОРЗ можно сдать специальные анализы: исследования на обнаружение легочных форм хламидий, микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле, мазок из зева при хронических тонзиллитах…
Для лечения часто болеющих детей могут быть использованы медикаментозные препараты неспецифического воздействия (витамины, адаптогены, биогенные стимуляторы…), а также терапия специфическими препаратами, направленными на определенные звенья иммунной системы, - иммунокоррекция (иммуноглобулины, интерфероны, препараты вилочковой железы).
Глава 10. Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле
Причиной острых заболеваний респираторного тракта (ОРЗ) могут быть более 300 различных микроорганизмов, специфическую защиту от которых человек приобретает в течение всей жизни. Частые рецидивы инфекций верхних дыхательных путей у некоторых детей вынуждают участковых педиатров выделять особую группу диспансерного наблюдения — «часто болеющие дети». Согласно данным публикаций отечественных авторов, частота заболеваемости ОРЗ у детей дошкольного и школьного возраста не должна превышать 4–6 раз в год. Напротив, по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) частота ОРВИ, составляющая 8 раз в год, является нормальной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
Но родителей мало интересуют статистические выкладки и научные критерии постановки такого диагноза. Даже если ребенок болеет 3–4 раза в год, это уже беспокоит их в немалой степени. И уж когда ребенок начал посещать детский сад, они, как правило, сетуют: «Всего два-три дня сходил в детский сад, и уже заболел!» В утешение можно сказать: так будет продолжаться одну-две зимы. Со временем организм ребенка приспособится, и инфекции уже не будут такими частыми. Здесь как бы идет процесс обучения в направлении стабильности здоровья с активным укреплением иммунной системы.
И, тем не менее, в чем же дело? Почему дети болеют так часто? И можно ли улучшить ситуацию? Безусловно, нарастающая неблагополучная экологическая обстановка играет определенную роль в ухудшении здоровья населения, в том числе и детей. Но ведущую роль в снижении иммунитета, по-видимому, играет ухудшение качества питания. Что это значит? В настоящее время в современных продуктах питания, в том числе в овощах и фруктах, не хватает многих витаминов, минералов и других веществ, необходимых человеку. Таким образом, ухудшается качество питания детей, беременных женщин. Подобная несбалансированность рациона ведет к дефициту витаминов и микроэлементов в организме, что влечет за собой изменение реактивности детского организма, снижение его иммунитета. На процесс снижения иммунитета влияют аллергизирующие экологические факторы внешней среды.
По данным исследований последних лет, выявлен большой дефицит в организме детей витамина В6, цинка, селена, магния, марганца, ненасыщенных жирных кислот и др. Английские исследователи утверждают, что часто болеющие дети — это, прежде всего, показатель дефицита цинка и селена. Действительно, ученые установили, что дефицит цинка ведет к задержке роста ребенка, ухудшению памяти, снижению аппетита. Селен, как известно, обладает противовоспалительным и выраженным иммуномодулирующим действием. Таким образом, ведущими причинами частого развития простудных заболеваний у детей являются глубочайшие нарушения минерального обмена. Родители таких детей отмечают частые, затяжные ОРВИ, бронхиты, запоры, кожные высыпания, плохой аппетит, быструю утомляемость постоянную бледность (при нормальном гемоглобине).
Естественный вопрос: что должны сделать родители для укрепления здоровья своего ребенка? Прежде всего, необходимо добавить в рацион ребенка недостающие минералы и витамины. И как бы негативно вы ни относились к пищевым добавкам, широко рекламируемым сейчас, без них на современном этапе, увы, не обойтись. Надо давать ребенку комплексы поливитаминов, в составе которых обязательно должны быть кальций, магний, витамины группы В, селен, фолиевая кислота, цинк и желательно молибден и марганец. Таких курсов проводится 2–3 в год. Для ликвидации дефицита цинка можно использовать пищевую добавку — детский цинк (Kids zinc
). Курс — 1 месяц, через 3–4 месяца желательно его повторить.
Можно купить льняное масло (оно сейчас есть в продаже), которое содержит незаменимые жирные кислоты и является великолепным антиоксидантом. Добавлять чайную ложечку этого масла ребенку ежедневно в любую пищу. Хорошим средством для укрепления ребенка является овсяная каша, по возможности, из грубой нерафинированной крупы, содержащей полову. Нужно на ночь залить 4–5 ст. ложек крупы водой и оставить до утра, а утром варить кашу, добавив немного соли, до тех пор, пока она не загустеет. В готовую кашу добавить небольшое количество молока, 1 ст. ложку меда и 1 ч. ложку льняного масла. Регулярное употребление такой каши творит чудеса. Вообще, как для ребенка, так и для взрослого человека самым полезным является простая грубая пища, достаточный труд, соответствующий возрасту, и достаточный воздух (время, проведенное в активных играх на воздухе). Эти древние мудрости человечества, к сожалению, в наш «просвещенный» век стали забываться.
Гомеопатические препараты
Натриум карбоникум 3 °CН следует дать однократно, повторить дозу через 2–3 недели. Этот препарат можно давать до 5–6 раз. На фоне терапии улучшается общее состояние, отмечается прибавка в весе, уменьшается бледность кожных покровов, нормализуется сон и стул. Этот препарат не надо давать детям первого года жизни и детям с бронхиальной астмой.
Сепия Д6 показана по 3 крупинки 2 раза в день, курс — 2 месяца. Этот препарат поможет улучшить состояние печени.
Нукс вомика Д6 также улучшит состояние печени, его дают по 3 крупинки 2 раза в день, курс — 1–2 месяца.
Антропософские прапараты
Розенейзен/Графит оказывает укрепляющее действие на ослабленный организм. Его принимают по 3–5 крупинок 2–3 раза в день, курсами по 4 недели с двухнедельным перерывом.
Гомеопатизированный органопрепарат Тимус GL Д6-8 дают детям по 3–5 крупинок 2 раза в день такими же курсами. Он хорошо укрепляет иммунную систему.
Органум квадруплекс укрепляет ослабленный, часто болеющий организм. Его применяют по 3–5 крупинок 2 раза в день, курсы по 4 недели.
Что такое синдром хронической усталости и существует ли он на самом деле?
Это вопрос Линдсей Томас из Сэнди Бэй, Тасмания.Все больше и больше специалистов-медиков полагают, что синдром хронической усталости (СХУ) действительно существует. СХУ — это странное заболевание,
ГЛАВА 3
БОЛЬШОЙ — ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ БОЛЬШОЙ?
Размеры мужского члена во многом зависят от того, кто его измеряет и с какой позиции он это делает. В частных объявлениях, в публикациях для мужчин полно фальшивых изображений мужских орудий, владельцы которых утверждают, что
Как обстоят дела на самом деле
Разобравшись со строением позвоночника на простой модели, перейдем к тому, каков он на самом деле.Человеческий позвоночник состоит из схожих, но не идентичных позвонков, которые располагаются столбиком — друг над другом (в нашей модели их
Чем на самом деле лечил Поль Брэгг?
В книге Поля Брэгга «Чудо голодания» очень много ошибок и нелепостей, но есть всего одна правда, о которой Поль Брэгг очень мало говорит, но которая становится видна при внимательном чтении.Давайте сначала посмотрим на то, какие ошибки
Чем на самом деле лечит себя Малахов?
Почему в книге посвященной системе Геннадия Малахова я посчитал нужным остановиться на образе жизни Поля Брэгга? Только потому, что Геннадий Малахов искусно скрывает свой образ жизни. И описание образа жизни Геннадия Малахова я не
Странник (Т.Л.Смирнов)
КТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКРЫВАЕТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ГЕНЕША?
Простой русский парень из российской глубинки Геннадий Малахов обладает той самой русской настойчивой пытливостью, хитринкой, смекалкой и любознательностью, которые не дают ему покоя.Роет Геннадий
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ
В среднем каждый ребенок 2 – 3 раза в год болеет острыми респираторными заболеваниями, причем дети первых 3 лет жизни болеют ими чаще, чем школьники. Но некоторые дети особенно часто болеют ОРЗ – более 4 – 5 раз в год. Таких детей врачи относят к особой
11. Первый месяц: «Я и в самом деле больше не беременна»
В первые месяцы
Акупунктура (иглоукалывание) на самом деле не действует
Акупунктура — яркий пример того, как скептики из мира традиционной медицины могут быть неправы, а сторонники народных целительских методик — наоборот, правы. Исходя из свидетельств, можно сказать, что акупунктура
Кто на самом деле открыл свойства воды
Умение обращаться с водой – это древнее искусство. Первыми пользоваться благами воды как сверхпроводника научились наши так называемые прапредки, представители працивилизаций – атланты и лемурийцы. Те, кто прямо или косвенно
Правило 41
Ешьте только тогда, когда вы на самом деле голодны
В результате проведенного социологического опроса выяснилось, что основная масса людей, постоянно перекусывающих, делает это просто… от скуки.Еда как антидепрессант для удовлетворения психологического
У вас на самом деле дефицит?
Следует заметить, что хотя дефицит витаминов и минералов встречается во всем мире, в Штатах это происходит не так уж часто. Авитаминозы типичны для бедных и страдающих от засухи стран Африки и Юго-Восточной Азии. Они преимущественно поражают