По каким линиям вырезают детали швейного изделия. Раскрой изделия на материале. Что такое раскрой изделия. Технические условия на раскрой изделия

По каким линиям вырезают детали швейного изделия. Раскрой изделия на материале. Что такое раскрой изделия. Технические условия на раскрой изделия

Урок технологии в 6 классе № дата:

Тип урока
: урок открытие новых знаний.

Тема урока: «
Правила раскроя плечевой одежды. Раскрой».

Цель урока:
способствовать формированию представления о подготовки ткани к раскрою, формированию основных правил раскроя изделия.

Планируемые результаты:

Предметные:
ознакомление с последовательностью и приемами раскроя плечевого швейного изделия; формирование умения выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия, оценивать качество кроя по предложенным критериям, дублировать необходимые детали клеевой прокладкой.

Метапредметные:
сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по плану.

Личностные
: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления.

Оборудование
: ткань, выкройка, ножницы, французские булавки, портновский мел.

Структура урока.

I
. Этап мотивации.

1. организация урока: проверка готовности учащихся к уроку.

2. создание проблемной ситуации.

II
. Этап актуализации.

Проверка знаний по теме предыдущего урока «Моделирование плечевой одежды» Подводящий диалог:

Что означает термин «Моделирование»?

Какая дополнительная деталь нужна для обработки выреза горловины, как она называется?

Какая дополнительная деталь нужна для обработки застежки спереди от верха до низа, как она называется?

Выполнить задание 16, п. 4 из рабочей тетради (проверь себя)

III
. Этап выявления места и причины затруднения.

Вспомните, как вы готовили ткань к раскрою в прошлом учебном году?

Как найти лицевую сторону в ткани?

Как найти в ткани направление долевой нити?

Как узнать по эскизу модели и выкройке, сколько деталей нужно выкроить: две или одну?

Если на выкройке припуски на швы? Как они обозначены?

Помните ли вы правила раскладки выкроек на ткань?

IV
. Этап целеполагания.

Показ слайдов, фотографий, журналов мод, иллюстрирующих различные способы раскладки выкроек на ткани плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Итак, тема нашего урока: «Правила раскроя плечевой одежды». Практическая работа «Раскрой швейного изделия».

Цель
— выполнять подготовку ткани к раскрою, раскладку выкроек на ткани, выкраивать детали швейного изделия.

Таким образом, сегодня наша задача или план урока: подготовка ткани к раскрою швейного изделия, раскладка выкроек на ткань, раскрой изделия, выкраивание деталей из прокладки.

V
. Этап открытия нового знания.

Раскрой — сложный и ответственный этап изготовления швейного изделия, при раскрое материала нужна большая точность, т.к. ошибки не всегда можно исправить.

1. Правила организации рабочего места для выполнения раскройных работ.

2. Определение лицевой стороны и долевой нити в ткани.

3. Дефекты в тканях.

4. Способы настила ткани в сгиб лицевой стороной внутрь и в разворот (в один слой) изнаночной стороной вверх.

5. Правила раскладки деталей: необходимо разложить на ткани сначала крупные детали, затем мелкие, следить за направлением долевой нити, края выкроек со слово «сгиб» укладывают точно к сгибу ткани.

6. Прикалывание к ткани уголков выкроек, располагая булавки диагонально, затем края детали по припускам на швы располагая булавки вдоль линий швов.

7. Обвести портновским мелом детали выкроек точно по контуру, затем обвести второй линией с учетом припусков на швы.

8. Выкроить детали по второй линии, соблюдая правила безопасности.

9. Выкраивание деталей из клеевого прокладочного материала.

VI
. Этап первичного закрепления.

Первичное закрепление знаний осуществляется в ходе выполнения задания 17, п.1-2 в рабочей тетради (схема раскладки выкроек на ткани, величина припусков на швы) Вспомнить правила безопасного труда при работе с ножницами.

VII
. Этап включения в систему знаний.

Практическая работа:
«Раскрой швейного изделия».

Проверять:

    Правильность выполнения задания.

    Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.

VIII
. Этап подведения итогов урока.

Как вы сложили ткань для проектного изделия?

Как вы расположили выкройки проектного изделия на ткани?

Какие детали выкроили из клеевой прокладки?

Какие дали припуски на швы?

IX
. Этап рефлексии.

Выполнить п.4. задания 17 из рабочей тетради.

Выставление оценок.

X
. Этап ознакомления с домашним заданием.

Изучить материал §17, выполнить задание из учебника, отмеченные значком «Компьютер». Принести детали кроя, инструменты для швейных работ.

Класс 6

Тема: « Раскрой швейного изделия »

Практическая работа « Раскрой швейного изделия »

    Цели урока: Образовательные:
    ознакомить обучающихся с вариантами раскладки выкройки на ткани; научить готовить ткань к раскрою, выполнять экономно раскладку выкройки на ткань, раскраивать изделие.

    Воспитательные:
    формирование чувство бережливости, аккуратности, внимательности, культуры обучающихся, самостоятельности и активности в учебном процессе, сознательность учения, воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, приучать к дисциплине;

    Развивающие:
    развивать у обучающихся пространственное воображение, наблюдательность, сообразительность, наглядно – образное мышление, творческое мышление, эстетический вкус

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

знания:
— о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.

умения:
— выполнять подготовку ткани к раскрою;

Раскладку выкроек на ткани;

Выкраивать детали швейного изделия;

Оценить качество кроя по предложенным критериям

Обучение новым способам деятельности;

Находить правильное решение при раскрое изделия

Познавательные УУД
:

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).

Регулятивные УУД:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, и самооценка, целеудержание.

Личностные УДД
:

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Коммуникативные УУД:

Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы.

Метапредметные УУД
:

Формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; — планировать свою деятельность; — развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;

Оборудование:

Для учителя:
ткань, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента, подготовленная выкройка

Для учащихся:
ткань, подготовленная выкройка, ножницы, мел, линейка, сантиметровая лента

Методическое оснащение урока

    Дидактическое обеспечение:
    учебник, рабочая тетрадь, готовые выкройки в масштабе и по своим меркам, эскизы тканей, линейка, ткань, портновский мел, булавки

    Оформление классной доски:
    выписаны термины

Дидактическое обеспечение – технологические карты, плакаты.

Методы обучения:
познавательные, проблемно-поисковые, демонстрационный, практический.

Тип урока:
комбинированный.

Ход урока:

Вспомним фрагмента мультфильма «Жадный богач» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова

С овечьей шкурой к скорняку — Могу! — сказал в ответ скорняк,

Зашел богач-сосед: На шкуру посмотрев

— Из этой шкуры шапку сшить — А выйдет две? – спросил богач,

Ты можешь или нет? На корточки присев

Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему? (Ответы детей)

Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки.

От чего зависит расход ткани на изделие?

Может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Ответы детей: (7 шапок)

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним, что необходимо сделать перед раскроем

Особенности профессии закройщик, чем различается труд закройщицы на большой швейной фабрике и на маленьком частном швейном предприятии (задание для двух групп)

Выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о профессии закройщик

1 группа Подготовка выкройки к раскрою
на выкройке подписать все необходимое

2 группа Подготовка ткани к раскрою
.

определить последовательность действий

Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать
(увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

Проверить, нет ли ткацких дефектов;

Срезать кромки, если они стягивают ткань;

Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (стр. 104 параграф 17)

    Подготовка к практической работе.
    (рассказ учителя)

Раскрой — один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
в сгиб
– ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

— в разворот
— ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

— в два слоя
— ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

карточка — памятка Раскладки выкроек на ткани

. (учебник с 104-105)

1. Разложить сначала крупные детали выкроек

2.Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

3.На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

4.Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

5.Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

6.Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

Выполнение практической работы «»Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой»»
(работа в парах)

Вводный инструктаж по ТБ

    Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

    Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

На доске поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Контроль 1.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Произвести раскрой.

Контроль 2.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

Текущий инструктаж учителя

(проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Афиширование работ учащихся.

Рефлексии.
Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

Домашнее задание: ознакомьтесь в Интернете с видами клеевых прокладок.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Наведение на проблему с использованием

чтения отрывка стихотворения

фронтальная

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

Слушают отрывок стихотворения,

обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

Личностные УУД:

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

Определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

групповая

Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

Регулятивные УУД;

Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

Сообщения

индивидуальная фронтальная

Показ иллюстраций, видеофрагментов о профессии

слушают, анализируют особенности профессии

Познавательные УУД;

Извлекать необходимую информацию из сообщения, видеофильма

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Практический этап

Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

Рассказ практическая работа.

парная, фронтальная

Проводит инструктаж по ТБ.

Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

Контролирует деятельность учащихся.

Слушают и отвечают на вопросы.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Предметные УД:

Выполнять конкретные действия.

Рефлексивно-оценочный этап

Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

фронтальная

Задает рефлексивные вопросы.

Оценивают степень достижения своей цели;

Регулятивные УУД:

Оценивать степень достижения цели.

Личностные УУД:

Выражать свои мысли.


Последовательность этапов раскроя изделия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Подготовка ткани к раскрою; Настил ткани; Раскладка выкроек на ткани; Обмеловка контура выкроек с припусками на швы; Вырезание деталей ночной сорочки.


Инструменты для раскроя ткани: 1. Большие ножницы 2. Остро заточенные мыло или мел 3. Сантиметровая лента 4. Линейки и фигурные лекала 5. Булавки


Техника безопасности 1. Иглы и булавки хранить в игольнице. Не брать иглу в рот, не играть с иглой. Прокалывать иглу в ткань с помощью наперстка. Сломанную иглу не бросать, а сдать учителю. ТБ При работе с булавками При работе с ножницами 2. Работу выполнять только исправным инструментом. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Не подносить их к лицу. Использовать ножницы по назначению.


ДЕКАТИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА РИСУНКА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЕВОЙ НИТИ ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ТКАНИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОН ТКАНИ


Ткань для раскроя: Для пошива ночной сорочки одним из лучших выборов, будет выбор в качестве материала мягкой хлопчатобумажной ткани, хлопковой смеси, фланели, ситца. Цветовая гамма ночных сорочек, как правило, отражает модные течения. Основным и классическим вариантом цветовой гаммы для ночных сорочек используется светлые, пастельные тона, такие как кремовый, бледно-розовый, перламутрово-серый, нежно-сиреневый и т. п. Для повседневных ночных сорочек используется материал с мелким рисунком и редко разбросанным орнаментом.


Определение лицевой стороны ткани Перед раскладыванием выкроек на ткани, надо определить ее лицевую сторону. У тканей, которые имеют ярковыраженный рисунок, легко различить изнаночную и лицевую сторону — где рисунок ярче — там и лицо. Однотонные хлопчатобумажные (ситец, бязь и т. д.), некоторые натуральные шелковые ткани, а также искусственный шелк имеют преимущественно полотняное переплетение нитей и потому изнаночная и лицевая сторона у таких тканей мало различима. Определяют лицевую сторону у таких тканей методом сравнения — где качественнее визуально выглядит ткань – там и лицевая сторона (отсутствуют узелки, нитки, катыши).


Определение направления рисунка. Если ткань гладкая, не имеет одностороннего рисунка, то детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях. Если рисунок направлен в одну сторону, то раскладывать выкройки и раскраивать детали изделия следует в одном направлении. Исключение из правила — концепция модели. На тканях в крупный горох середина переда и середина спинки должны проходить через центр гороха. На тканях с крупным рисунком выкройки раскладывайте так, чтобы середина полочки и спинки совпадала с серединой рисунка. На тканях в клетку или полоску необходимо определить, симметричны клетки или полоски или несимметричны. Если несимметричны, то выкройки раскладывают в одном направлении.


Раскладка выкройки ночной сорочки на ткань Ткань сложить вдвое, лицевой стороной внутрь, совместить кромки. Чтобы ткань не смещалась при раскрое, можно внутри контура деталей сколоть ее иголками. Выкройки раскладывать на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нитей основы. К сгибу ткани помещайте детали, которые даны на выкройке в половинном размере. После выкраивания у Вас получиться цельная деталь. Сначала разложить на ткани крупные детали (полочку, спинку), затем мелкие детали (обтачку, кокетку и т. д.). Добивайтесь экономной раскладки выкроек на ткани.


РАСКРОЙ НОЧНОЙ СОРОЧКИ 2 ОБМЕЛОВКА КОНТУРА ВЫКРОЕК С ПРИПУСКАМИ НА ШВЫ 1 ОБМЕЛОВКА КОНТУРА ВЫКРОЕК 3 ВЫРЕЗАНИЕ ДЕТАЛЕЙ НОЧНОЙ СОРОЧКИ


Обмеловка контура выкроек с припусками на швы Второй линией намечают припуски на швы. По нижним срезам – 3 см. По боковым срезам – 1, 5 см. По нижним срезам рукава — 2 см. По линии горловины – 1 см.


Обмеловка контура выкроек с припусками на швы Еще раз проверьте правильность раскладки и обмеловки и только потом приступайте к раскрою ткани.


Вырезание деталей ночной сорочки Вырезать детали ночной сорочки по линиям припуска. Снять детали выкройки и сколоть детали кроя.


Вопросы: 1. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи: а) смёточных стежков; б) резца; в) копировальных стежков; г) портновского мела 2. Ширина ткани — это: а) расстояние, равное длине уточной нити; б) расстояние от кромки до кромки; в) расстояние, равное длине основной нити. 3. Направление долевой нити учитывают: а) для наиболее экономного раскроя ткани; б) чтобы избежать вытягивания изделия в процессе носки; в) чтобы изделие меньше сминалось. Проверь! Г, Б, Б,


Задания: 1. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскрое швейного изделия. А. Сколоть ткань булавками Б. Разметить припуски на обработку В. Определить лицевую сторону ткани Г. Нанести контрольные линии и точки Д. Обвести детали по контуру Е. Вырезать детали изделия из ткани Ж. Определить долевую нить З. Приколоть крупные и мелкие детали И. Разложить крупные и мелкие детали Проверь! В, Ж, А, И, З, Д, Б, Г, Е


Вопросы: 1. Какие виды нательного белья вы знаете? 2. Какие мерки надо снять для построения чертежа ночной сорочки и какие из них определяют размер ворота и рукава? 3. Назовите линии чертежа сорочки. 4. В чем заключается разработка фасона сорочки? 5. Как подготовить выкройку к раскрою? 6. Расскажите о последовательности раскроя. 7. Как подготовить детали кроя сорочки к обработке? 8. Как обрабатывают ворот, низ рукавов и низ сорочки? 9. В чем заключается окончательная обработка сорочки?

Задача подготовительного производства

– подготовка материалов к раскрою.

Процесс подготовки материалов к раскрою различается в массовом производстве и при изготовлении изделий по индивидуальным заказам.

При изготовлении швейных изделий по индивидуальным заказам

различают:

Подготовку материалов, получаемых предприятием централизованно;

Подготовку материалов, принесенных заказчиком

Материалы предприятия
готовят к раскрою в подготовительном цехе централизованно для всех ателье, цехов, мастерских с использованием специального оборудования. При раскрое изделий по индивидуальным заказам из материала ателье на складе в соответствии с нормой отрезают кусок и отправляют его на участок запуска для передачи в раскройный цех. Для ателье, расположенных в крупном населенном пункте, целесообразно использовать пакетный способ, который заключается в том, что в соответствии с заявкой от ателье для каждого заказа комплектуют материал верха, подкладки, утепляющей прокладки и прикладные материалы в зоне комплектования центрального подготовительного производства головного предприятия.

Подготовка материалов, принесенных заказчиком
, состоит в количественной и качественной проверке их в присутствии заказчика. Принимают материалы приемщики или закройщики в салоне или на комплексных приемных пунктах. Количественная проверка – промер длины и ширины с фиксацией в квитанции. Качество проверяют визуально путем осмотра с целью выявления дефектов.

При изготовлении изделий по индивидуальным заказам в содержание подготовки материалов к раскрою также входит:

Определение лицевой стороны;

Определение наличия текстильных пороков и дефектов внешнего вида на лицевой стороне материала

Определение направления нити основы (по кромке или по эластичности нитей);

Определение направления и характера рисунка, направления ворса

Декатирование материала

Выравнивание края (по следу продернутой нити)

В массовом производстве

операции разбраковки и промера
материалов осуществляют параллельно на разбраковочно-промерочных машинах (материал перемещается по наклонно расположенному экрану или на весу, разбраковка ведется визуально; местные и распространенные пороки отмечают на лицевой стороне мелом, мылом и одновременно прикрепляют на кромке «сигнал» цветной ниткой, липкой лентой или др.) Одновременно, во время перематывания материала, ведется регистрация длин кусков в рулоне материала. В случае отсутствия промерочно-разбраковочных машин, длину и ширину материала измеряют на специальных столах длиной 3 метра, крышка которого оснащена линейками.

Разбракованный материал хранят
на стеллажах или партионно, в контейнерах.

С целью определения рационального варианта использования каждого куска с учетом заданных параметров выполняют предварительный расчет
кусков в настилы.

Настил
– это несколько полотен материала на плоскости, наложенный одно на другое с выравниванием их по двум взаимно перпендикулярным сторонам и предназначенных для разрезания.

Раскладка лекал
деталей швейного изделия – схема расположения лекал деталей швейного изделия

Зарисовка раскладки лекал
– полотно материала с изображением раскладки лекал

Для раскроя настила материала необходимо на верхнем полотне обозначить контуры деталей. Зарисовку раскладки лекал
на основных материала выполняют на верхнем полотне настила.

Обводку лекал
выполняют на материале или бумаге мелом или карандашом.

Трафареты
(полотно с нанесенными на нем отверстиями по линиям обводки лекал) изготавливают
из специальной бумаги или пластика. Их применяют многократно

На основании карты расчета и паспортов кусков их комплектуют в настил, подбирают в комплект материалы подкладки, прикладные и отделочные материалы и вместе с зарисовками раскладки на полотне, трафаретами или светокопиями передают в раскройный цех.

Виды и способы раскроя

Конструкция швейного изделия определяется формой и количеством деталей, строением и расположением его швов и узлов.

Каждое изделие состоит из деталей. Их разделяют на детали верха, подкладки, прокладки и отделочные.

Контуры деталей называются срезами, которые имеют название в зависимости от месторасположения их в готовом изделии, надетом на фигуру человека.

Раскрой материала (настила)
– разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей швейных изделий и их частей.

Выкраивание деталей
швейных изделий — вырезание деталей по намеченным контурам посредством раскройного оборудования

В массовом производстве

раскрой производят в раскройном цеху, раскраиваюn детали изделия настилами, т.е одновременно раскраивают несколько полотен. Полотна, уложенные одно на другое, образуют настил, высота которого зависит от толщины ткани. (40 – шелк, 20 – х/б). Превышение числа полотен ведет к ухудшению качества кроя.

В раскройном цеху выполняют операции по настиланию тканей, нанесению контуров деталей на верхнее полотно, раскрою материалов на детали, нумерации деталей кроя и др.

В индивидуальном пошиве

используют два способа раскроя: отдельными полотнами и настилами.

Раскрой деталей изделий отдельными полотнами

Полотно материала
– один слой материала, подготовленный для раскроя

Отдельными полотнами раскраивают все детали верха индивидуальных заказов, подкладку к женским изделиям, детали прокладок дл изделий свыше 116 размера, прокладочные детали для изделий платьевой группы.

Раскрой отдельными полотнами осуществляют закройщики в каждом структурном подразделении по месту приема заказов и их производства. Раскрой подкладки и прокладочных деталей отдельными полотнами выполняет подрезчик по деталям вера изделия или по лекалам.

При раскрое отдельными полотнами могут быть использованы способы раскладки:

Вразворот

Вдвое пополам по длине

Вдвое пополам по ширине

На способ раскладки влияет
:

Ширина ткани

Конфигурация деталей

Размер деталей

Свойства материала

Если детали кроя симметричные, то материал должен быть сложен вдовое, лицевой стороной внутрь. При узкой ширине ткани и наличии симметричных деталей ткань может быть сложена пополам по длине (по поперечной нити). Если в изделии присутствуют асимметричные детали, то ткань при раскрое укладывают вразворот, лицевой стороной вниз, или используют комбинированную раскладку.

При раскрое деталей верха изделий, выполняемых по индивидуальным заказам, работы выполняют в следующем порядке:

1) подбор лекал базовых конструкций (по измерениями фигуры заказчика);

2) выполнение предварительной раскладки лекал. Раскладку лекал начинают с крупных деталей (целые от сгиба), следя за направлением долевых нитей, рисунком материала, предусматривая припуски на швы, на уточнение конструкции при примерках изделия;

3) корректирование отдельных участков конструкции с учетом измерений фигуры заказчика;

4) обмеливание деталей и вырезание их. Обмеливание контуров производят с учетом отклонений конкретных размерных признаков, по лекалам. После раскладывания лекал и обмеливания контура деталей закройщик проверяет наличие деталей изделия в раскладке на полотне и вырезает их ручными или электрическими ножницами;

Контрольная надсечка детали
– небольшой надрез по краю детали, предназначенный для обозначения правильного соединения деталей

5) комплектование деталей кроя (вырезанные детали изделия закройщик складывает, перевязывает или укладывает в пакеты, прикрепляет паспорт заказа и сдает полученный комплект на участок запуска.)

Крой швейного изделия
– детали и их части, полученные в результате раскроя

Если заказ выполняют из материала предприятия, то отрезают полотно от куска в соответствии с отраслевой или оперативной нормой расхода материалов.

Раскрой настилами

Настилами раскраивают все детали одежды-полуфабриката, прокладочные детали для изделий средних размеров, подкладку для мужской верхней одежды.

Раскрой настилами выполняют в централизованных цехах, организованных при головных предприятиях производственных объединений. При этих же цехах выполняют централизованно изготовление утепляющих прокладок, плечевых накладок, бортовых прокладок.

При раскрое деталей настилами работы выполняют в следующем порядке:

1) Настилание полотен материалов (производят на настилочных столах, укладываю полотна материалов определенной длины; настилание производят «лицом к лицу» или «лицом вниз»; материалы с ворсом или рисунком настилают с расположением их в одну сторону). Высота настила не должна превышать 100 мм. Материалы настилают вручную или при помощи настилочных машин. Настилочные столы оборудуют врезанной линейкой, валиками или кронштейнами на краю стола, линейками для обрезки концов настила, концевыми прижимными линейками.

2) Копирование раскладки лекал на верхнем полотне настила или нанесение контуров с помощью трафарета (выполняют путем раскладки лекал деталей изделия в соответствии с их размещением в экспериментальных раскладках, используя их копии, с помощью трафарета или светокопий. Обмеливание контуров деталей выполняют мелом или карандашом (толщина линии не более 2 мм), внутренняя сторона линии обводки должна совпадать с контуром лекал.

3) Проверка качества настила (числа полотен в настиле и правильности укладки полотен, учет фактического расхода материала на настил)

4) Клеймение деталей изделия на верхнем полотне настила (для обеспечения правильной комплектовки деталей кроя – краской, карандашом или на талоне указывают размерные группы, на деталях верза изделия указывают размер, длину и номер изделия.

5) Рассекание настила на части (способами: механическим (ножом (прямым или дисковым) или ножницами, пилением или вырубанием), термофизическим (разрушение материала за счет термического эффекта – лучом, плазменной струей, электроразрядом) или термомеханическим (за счет воздействия двух видов энергии – токами высокой частоты или ультразвуком) способом))

6) Вырезание деталей на ленточной машине (окончательное вырезание деталей из частей настила поступательным движением ножа

7) Контроль качества кроя (осуществляет контролер посредством наложения лекал на верхнее и нижнее полотна настила. При необходимости детали подрезают на ленточных машинах.

8) Комплектование пачек кроя

9) Нумерация деталей кроя (необходима для сохранения комплектности деталей и изделий до конца их обработки. На каждую деталь верха изделия прикрепляют талон с порядковым номером данной единицы изделия.)

Рассмотрим технологию изготовления плечевого изделия. Оно может быть:

  • без воротника с вырезом горловины любой формы, который обработан несколькими способами;
  • без рукавов (используйте готовую выкройку из журнала мод) или с коротким цельнокроеным рукавом (изготовьте выкройку сами по чертежу-основе);
  • прямого, расширенного книзу (блузка-туника, ночная сорочка, халат) или прилегающего силуэта с вытачками на талии и груди (платье-футляр) с оборкой внизу;
  • цельнокроеным или отрезным по линии талии, бедер;
  • без застежки или с застежкой на пуговицы спереди;
  • с застежкой в среднем шве спинки или в боковых швах.

В творческом проекте, который вы будете выполнять по своему замыслу, можно смоделировать изделие, содержащее только часть из перечисленных элементов. Знание технологии обработки остальных элементов пригодится вам в будущем.

§ 24. Раскрой изделия

Раскрой — сложная и ответственная часть изготовления швейного изделия. При раскрое материала нужна большая точность, потому что ошибки не всегда можно исправить. Прежде чем начать резать материал, необходимо несколько раз проверить, правильно ли расположены детали. Рабочее место для раскроя должно состоять из большого стола, вокруг которого можно свободно двигаться и с любой стороны подходить к разложенным деталям.

Последовательность подготовки ткани к раскрою

  1. Выровнять срезы: выдернуть вдоль среза ткани одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке.
  2. Устранить перекос: ткань с выровненными срезами сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки. Если обнаружен перекос ткани, растянуть ее по диагонали, держа за уголки.
  3. Срезать кромки ткани: они могут быть жесткими, лохматыми и впоследствии дать сильную усадку.
  4. Обнаружить дефекты: внимательно рассмотреть ткань перед настилом, чтобы выявить дыры, пятна, неравномерную окраску, утолщения нитей. Такие места следует отметить мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они не попали на детали выкройки.
  5. Определить лицевую сторону ткани по яркости печатного рисунка, виду ткацкого переплетения, качеству поверхности ткани, кромке.
  6. Определить долевую нить — она проходит вдоль кромок ткани. Если кромок нет, ткань растягивают: в долевом направлении растяжение меньше, чем в поперечном.
  7. Настелить ткань: разложить на столе одним из способов: в сгиб или в разворот.

Правила раскладки выкроек на ткани

Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло своей формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.

Если ткань имеет односторонний рисунок, ворс или блестящую поверхность, все детали выкройки раскладывают верхними срезами в одну сторону.

Сначала раскладывают крупные детали, которые будут кроиться в сгиб. Край выкройки со словами «сгиб ткани» укладывают точно к сгибу (рис. 71).

Рис. 71. Раскладка на ткани выкроек деталей со сгибом

Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками: сначала прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем — края деталей по припускам на швы, располагая булавки вдоль линий швов. Расстояние между булавками — 7,5 см. На закругленных участках и на скользкой ткани булавки вкалывают чаще.

При разметке припусков на обработку (на швы и подгибку) их величина зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали или изделия.

Правила раскроя

При раскрое широкое лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола.

Разрезают материал точно по намеченной линии, уверенными движениями, до конца смыкая лезвия ножниц. В местах закругления разрезы делают короче. Свободной рукой придерживают край бумажной выкройки.

Контрольные надсечки выполняют простым разрезом или уголком, но не глубже припуска на шов. Надсечками намечают края и середину вытачек и складок, середины переда и спинки на линии горловины.

Косые бейки выкраивают под углом 45° к направлению долевой нити. Если материала для выкраивания бейки нужной длины не хватает, ее выкраивают из нескольких частей.

Бумажные выкройки сразу не откалывают, чтобы не перепутать детали кроя.

Лоскуты, оставшиеся от раскроя, не выбрасывают, а используют для пробных строчек и петель.

Практическая работа № 18

Выполнение раскроя изделия

Материалы и инструменты: ткань для изготовления проектного изделия, выкройка плечевого изделия, портновские ножницы, булавки, портновский мел, линейка, сантиметровая лента, учебник.

  1. Подготовьте ткань к раскрою.
  2. Разложите детали выкройки плечевого изделия на ткани.
  3. Произведите раскрой проектного изделия.

Контроль

  1. Выкройки расположены с учетом рисунка.
  2. Направление долевой нити на ткани совпадает со стрелкой на выкройке.
  3. Середина деталей выкройки совпадает со сгибом ткани.
  4. Припуски на обработку даны правильно по всем срезам.
  5. Все детали выкроены.
  6. Выполнены контрольные надсечки.
  7. Припуски на швы не срезаны.

Новые понятия

Раскройные работы, закройщик.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются детали кроя от деталей выкройки? 2. Какие требования нужно выполнять при раскрое? 3. Как выкроить косую бейку точно под углом 45° к долевой нити?