Плечевая поясная одежда. Плечевая одежда это. V. Этап включения в систему знаний

Плечевая поясная одежда. Плечевая одежда это. V. Этап включения в систему знаний

Начнем с терминологии, чтобы не путаться в понятиях:

Плечевая одежда (верх)
— одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, т.е. начинается с плеч, груди и идет вниз. Многообразие Плечевой одежды можно представить так (сюда входят блузки, свитера, жакеты, пальто и пр.):

Но по концептуальному применению верх мы можем поделить следующим образом:

  • одежда, с которой начинается «многослойный торт», или базовая одежда (футболки, рубашки);
  • одежда, используемая в качестве дополнительного слоя для создания тепла или во время непогоды (зимняя, демисезонная одежда), иногда может выступать как единица творческого комплекта (жилет, например).

Конечно, мы можем и кучу футболок надеть друг на друга, но они не спасут ни от мороза, ни от дождя. Так же, как и пальто на голое тело (нижнее белье) вы вряд ли наденете, чтобы выйти в люди или в офис. (В «особом» настроении можно и не так одеться! Но встает вопрос: куда вы в этом идете и с какой целью?).

Поясная одежда (низ)
— одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, т.е. которая начинается с талии, бедер (таза) и идет вниз. Штаны, юбки, шорты и пр.

Платья и комбинезоны относятся к Плечевой одежде, но конструктивно это выглядит как ВЕРХ + НИЗ, т.к. здесь часто углядываются 2 опорные поверхности:

Сегодня мы рассмотрим Плечевую одежду (верх)
и ее основные элементы (рукав, ворот, горловина, лацканы) и фасоны (силуэт).

Как использовать путеводитель

Следующие иллюстрации помогут вам проанализировать, как те или иные линии, дизайн в одежде будет работать на вашей фигуре. Но для этого нам понадобится уже В ней должны быть обведены цифры, соответствующие вашим Заметным особенностям.
Примерно так:

Далее, скачиваете следующие картинки к себе на компьютер и используете Paint или можно просто распечатать на принтере — как вам удобно. На этих картинках вы обводите свои цифры, где только их найдете; так же не пропустите советы.

Обратите внимание, что под каждой картинкой есть две строки — поле (+) и поле (-). В некоторых случаях под одной и той же иллюстрацией может быть обведено много цифр как в одном поле, так и в разных полях (+) и (-). Пока не заморачивайтесь, что значат все эти плюсы и минусы, с результатами будем разбираться позже.

Если вдруг оказалось, что у вас наличествуют только Незначительные особенности
(такое бывает), то вам есть чем гордиться, и это дополнительный повод для радости и улыбок. Только не обводите Незначительные особенности
в изображениях.
Все советы и подсказки для такого типа особенностей были даны в самом Тесте (в карточках), также далее будет дополнительная статья с теми же советами, но плюс картинки.

Вырез горловины, кокетка

Вырез горловины (Neckline)

Круглый вырез горловины (Round):

Высокий (High):

1 — круглый под горло
2 — с разрезом и с видимой или невидимой на разрезе застежкой
3 — с разрезом в виде замочной скважины (или капли)

Средний (Medium):

4 — как часть круга (достаточно широкий) (скуп)
5 — присборенный (не обязательно собранный на одну ленту)

Низкий (Low):

6 — как половина овала, виде буквы U
7 — оголяющий плечи

Диагональный (Diagonal):

8 — в виде буквы V
9 — декольтированный (глубокий и широкий)
10 — ассиметричный (греческий)

Прямой (Straight):

11 — квадратный (каре)
12 — лодочка (высокий или средний по глубине, широкий)

В виде сердца (Heart):

13 — в виде сердца с рукавами
14 — в виде сердца без лямок

Кокетка (Yoke):

Округлая (Curved):

15 — в виде нагрудника (слюнявчика)
16 — широкая круглая

Горизонтальная (Horizontal):

17 — квадратная со сборками
18 — квадратная без деталей (под горло)

В виде сердца (Heart):

19 — в западном стиле (вестерн-стайл)

Воротники, лацканы

Воротники (Collars):

Высокие (High):

20 — драпированный (много складок)
21 — воротник-стойка (китайский, казачий, неру)
22 — с оборками
23 — гольф (водолазка)
24 — как капюшон, только спереди (драпировка в виде одной складки)
25 — с завязками, бантом (аскот)

Открытые (Open):

26 — широкий квадратный
27 — широкий треугольный (морячок)
28 — рубашечный мягкий треугольный (поэт)
29 — округлый (каплевидный)

Закрытые (Closed):

30 — рубашечный округлый (Питер Пэн)
31 — рубашечный с острыми уголками

Лацканы (Lapels):

32 — зубчатые лацканы
33 — заостренные лацканы
34 — челси
35 — шалевидный (смокинг)

О том, как шейные аксессуары (банты, ожерелья, платки) могут превратить (-) в (+) мы поговорим попозже, когда коснемся темы аксессуаров.

При двойном подбородке (особенность 6
): согласно рекомендуется избегать округлых линий рядом с лицом (высокие воротники имеют округлые основания, что подчеркнёт двойной подбородок).

При длинной шее (особенность 7
): в случаях 26, 27, 29, 32-35 вы можете поколдовать над глубоким вырезом, добавив украшение под горло, или приподнимите воротники и лацканы сзади.

Рукава (Sleeves)

36 — классический рубашечный
37 — бишоп
38 — раструб (ангел)
39 — реглан
40 — долман (летучая мышь)
41 — кимоно
42 — с буфом (крестьянский, гибсон)
43 — с подплечниками
44 — с эполетами
45 — с отворотами
46 — манжеты
47 — американская пройма (сабрина)
48 — лепесток
49 — колокольчик
50 — баттерфляй

Длина рукава:

A — без рукавов
B — расширенный
C — короткий
D — 1/2
E — 3/4
F — длинный
G — с манжетой

Совет для обладателей особенностей 2 и 8:
всегда используйте подплечники, где возможно.
Совет для обладателей особенностей 9 и 10:
избегайте прозрачных или обтягивающих рукавов.

Топы (базовый верх) (Tops)

Подчеркивание линии бюста и талии (Emphasizes bustline and waist):

51 — цилиндрической формы (туба)
52 — обрезной
53 — халтер (американская пройма с подчёркнутым лифом)
54 — майка

Подчеркивание талии и таза/бедер (Emphasizes waist and hips):

55 — корсетного типа с расширением в области таза/бедер
56 — в западном стиле (вестерн-стайл)
57 — туника/рубашка с поясом

Подчеркивание талии (Emphasizes waist):

58 — с запахом
59 — короткие вязаные (трикотажные)

Прячет талию, подчеркивает таз/бедра (Hides waist, emphasizes hips):

60 — свитшот
61 — вязаный жилет
62 — морячка
63 — с кокеткой в области таза/бедер
64 — камисоль (на данном изображении не обтягивающая)

Прячет только талию, подчеркивает таз/бедра (Hides waist only):

65 — топ с прямоугольным силуэтом, чаще всего из держащей форму ткани (shell — панцирь)
66 — блузон

Прячет талию и таз/бедра (Hides waist and hips):

67 — туника (казачья рубашка)
68 — длинная туника

Вечная классика:

Есть линии и стиль, которые подходят лишь одному типу фигуры. А есть такие линии и стили, которые хорошо садятся на разные типы фигур. Во втором случае мы говорим о классике. Независимо, что у нас сейчас в моде, классика всегда будет уместна и хороша. У блузки вверху к классическому стилю относятся длинные рукава с манжетами, зубчатый воротник и высокая кокетка со сборками.

Совет:
одевайте (+) топы поверх (не заправляя) юбок и брюк со знаком (-).

Дополнительный слой (демисезонная, зимняя одежда и все, что надевается поверх топов) (Layers: Jackets, Coats)


Жилеты (безрукавки) являются многовариантными предметами одежды: они выступают как дополнительный слой для тепла, или как гармоничное завершение аутфита (наряда), или используются как шутливые «нотки» во внешнем облике (те, кто любит поозорничать).

Прямой покрой (Straight):

69 — табард
70 — удлиненный жилет
71 — Шанель
72 — мягкая кофта
73 — с ассиметричной застежкой
74 — с кокеткой
75 — жакет мягкой формы (не подогнанный по фигуре, мало вытачек)
76 — пальто для водителей авто (каркот)
77 — балмакан (вид дождевика: свободного покроя, с воротником и рукавами — реглан)
78 — честерфилд
79 — спенсер (что-то типа фрака, в данном варианте без фалды)
80 — болеро
81 — жилет с пуговицами
82 — жилет без пуговиц

Полуприлегающий силуэт (Semifitted):

83 — кардиган
84 — с одной пуговицей
85 — блейзер, который носится расстегнутым, или блейзер без застежек
86 — двубортное (открытая грудь)
87 — бушлат (закрытая грудь)
88 — пальто типа шинели (принцесса, рифер) (закрытая грудь)

А-силуэт (A-line):

89 — накидка (кейп)
90 — плащ-палатка
91 — трапециевидное пальто с шалевидными лацканами. Swagger (напыщенный) back — сборки сзади на уровне лопаток

Треугольный покрой (Triangular):

92 — пончо
93 — шаль, палантин
94 — кокон (бабочка)

С линией талии (Waistlines):

95 — колет (приталенная куртка без рукавов)
96 — с баской
97 — парка

Укороченные (Short):

98 — приталенный
99 — армейского стиля (Эйзенхауэр)
100 — спортивного стиля

С вытачками (Darts):

101 — костюм (пиджак)
102 — приталенное с широкой юбкой (кочмен)
103 — пальто с накидкой (Шерлок Холмс)

С ремнем (Belts):

104 — норфолк
105 — с запахом
106 — сафари
107 — тренчкот

Совет:
надевайте пальто, пиджаки, накидки со знаком (+) поверх топов (-).

Совет:
Чтобы создать интересный аутфит (наряд), комбинируйте короткий верх (плечевая одежда) с длинным низом (поясная одежда) или наоборот длинный верх и короткий низ.

Совет:
Если подол верха (в виде горизонтальной линии) заканчивается на самом широком месте, то надеваем низ близкий по цвету, контрасту, чтобы уменьшить влияние горизонтальной линии ().

Длина плечевой одежды (Топы и Дополнительный слой (Куртки, Пальто))

В некоторых зарисовках длина изделий является признаком конкретного стиля. Но в большинстве случаев длина может варьироваться:

Croppred
(укороченный) — выше уровня талии
Waist
(талия) — на уровне талии
Hipbone
(тазовые косточки) — верх тазовых косточек
Midhip
(по середине таза) — на уровне середины таза
Below the Hip
(ниже таза) — низ таза
3/4
— длина три четверти (середина бедра)
7/8
— длина семь восьмых (до колена)
Midcalf
(середина голени) — середина икры
Long
(Длинный) — ниже середины икры и выше щиколотки
Evening, Maxi
(вечерний, макси) — на уровне щиколоток и ниже

Posted in

Tagged ,

Изготовление выкройки плечевого изделия с элементами моделирования

Виды легкой одежды

Одежда играет большую роль в жизни человека. Она защищает его от неблагоприятных воздействий окружающей среды, обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Она имеет также социальное, психологическое, эстетическое значение.

Многообразие функций одежды привело к разнообразию ее ассортимента, особенно это касается легкой одежды, которая характеризуется не только большим наименованием изделий, но и разнообразием форм, покроя, характерных конструктивных особенностей.

Классификация женской легкой одежды

Характеристика легкой одежды

Платье

Может быть отрезное по линии талии и неотрезное; с воротником, рукавами и без них; с застежкой спереди, сзади, сбоку и без застежки; длина различная; с различными видами отделки.

Халат

Разрезная одежда всегда с застежкой сверху донизу, спереди или сзади, с рукавами и воротником и без них, с поясом и без него.

Сарафан

Напоминает платье, но всегда без рукавов, иногда на бретелях, обычно без воротника; носят с блузками, свитерами.

Блузка

По форме и покрою похожа на верхнюю часть . Носят их заправленными в юбку, брюки или поверх них.

Жилет

Разновидность жакета, но без рукавов, длиной до линии бедер, выше или ниже линии бедер; спереди с застежкой и без нее; носят с блузками, свитерами, платьем.

Требования к легкой одежде

Защитная и эстетическая функции одежды определяют требования, которым она должна отвечать. К ним относятся: гигиенические, эксплуатационные и эстетические.

Гигиенические требования — это требования соответствия одежды ее назначению; она должна:

  1. создавать благоприятный микроклимат;
  2. быть легкой, мягкой, прочной, несминаемой;
  3. обеспечивать свободу движения, дыхания и кровообращения;
  4. легко стираться, чиститься, гладиться. Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.

Эксплуатационные требования:

  1. удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
  2. повышение прочности изделия за счет специальной обработки тканей (нанесение аппретов, пропиток);
  3. укрепление отдельных узлов с помощью прокладки, бортовки, подкладки.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда:

  1. должна быть красивой;
  2. соответствовать современному направлению моды;
  3. учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.

При создании новой модели художник-модельер учитывает, что одежда формирует определенный облик человека. На декоративное решение одежды в значительной степени влияют характер человека, его возраст, условия работы.

Одежда может быть спортивного стиля, классического и т. д. Каждому стилю соответствует определенный вид отделки, конфигурация деталей и узлов.

Силуэт в одежде, понятие о фасоне, модели

Силуэт
— это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени.

а — прямоугольный,
б, в — трапециевидный,
г — овальный.

Контурными линиями выявляют внешние очертания силуэта, его характер.

Направление моды отражается прежде всего в силуэте. Он сохраняется в моде долгое время, т. е. внешние очертания меняются редко. Силуэты прямой, полуприлегающий, прилегающий модны более 10 лет. Изменяется чаще всего положение линии плеч, талии, низа изделия, форма рукавов.

Линия плеч может повторять естественные контуры фигуры в области плечевого пояса или спрямлять их с помощью плечевых накладок. Линии талии и низа могут быть подняты вверх или опущены вниз, изменяя тем самым пропорции тела человека. При завышенной линии талии фигура человека кажется зрительно выше, при заниженной — приземистей. Линия низа тоже в значительной степени влияет на зрительное восприятие пропорций тела человека.

Фасон
— это внешние черты изделия, определяемые формой деталей, конструктивными линиями, отделками и т. д. Используя одну конструктивную основу изделия, т. е. не меняя местоположение плечевых, боковых швов, направление вытачек, силуэт, можно создать несколько разнообразных фасонов за счет изменения конфигурации горловины, проймы и др.

Модель
— образец изделия в виде рисунка, фотографии, готового изделия.

«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова

На богине с перстня Аргота надет широкий распашной кафтан с короткими (до локтей) рукавами (рис. 22, 15).

Головные уборы

Тип 1. Этот убор на изваяниях, известный почти исключительно на Северном Кавказе (№ 78, 126, 149) (рис. 22, 1), после ряда работ В.С. Ольховского было принято считать лишь достоверным изображением боевого шлема так называемого кубанского типа — с острым тонким валиком-гребнем надо лбом и пластинчатой металлической бармицей ниже тульи (Бокий, Ольховский 1994; Ольховский, Евдокимов 1994, с. 67). Однако трактовка В.С. Ольховского убедила не всех скифологов. Так, И.В. Яценко задалась вопросом: не являются ли эти изображения на деле «воспроизведением таких же кожаных башлыков»? (Яценко 1997, с. 169).

Действительно, для подобных сомнений можно найти самые серьезные основания. В Западном Предкавказье (где обнаружены почти все изображения «шлемов») еще в раннем средневековье, в VIII–IX вв. у ираноязычных аланов широко бытовал сшитый из ткани башлык, во всех деталях конструкции и декора соответствующий образцам на изваяниях (см., например: Мощевая Балка: Иерусалимская 1992, № 29; рис. 5). Он также имеет широкие лопасти с низом из полосатой ткани, застегиваемые на пуговку; общий контур его также шлемовидный, а узкий шишак изготовлен из деревянной палочки, обтянутой золоченой кожей. Заметим также, что изображения гребня есть лишь на одном (и при этом — самом схематичном) изваянии из ст. Манычской, где отсутствуют полосы в нижнем ярусе (Яценко 1997, рис. 1, 2); видимо, это и есть подлинное изображение шлема кубанского типа.

Итак, на мой взгляд, здесь обычно изображен не шлем, а шлемовидный кожаный или войлочный башлык особого типа. Его боковые лопасти, покрытые декором (?) из горизонтальных полос, плотно огибают подбородок, т.е., видимо, завязаны под ним.
Тип 2. Головной убор мужчины из Келермеса представляет собой оригинальный башлык из плотного материала (войлока?) с невысоким заостренным верхом и узким длинным назатыльником (Schiltz 1994, p. 99) (рис. 22, 2). В средней части он украшен горизонтальной полосой не вполне ясного декора (V-образные фигуры).

Тип 3. Он представлен в двух комплексах Лесостепи: кургане 100 у с. Синявка и кургане 35 у с. Бобрицы (Бобринский 1901, с. 138; Iллiнська 1971; Мирошина 1977, с. 83–87; рис. 7–9) (рис. 25). Следует, видимо, согласиться с определением обеих могил как женских (см., например: Бобринский 1901, с. 113, 138; Мирошина 1977, с. 86–87). Находчик определял этот убор как своеобразный платок, скрепленный сзади бронзовой булавкой и украшенный височными подвесками; Т.В. Мирошина допускает также, что это мог быть обычный башлык (см. оба варианта реконструкции: Мирошина 1977, рис. 8–9). Оба этих варианта не кажутся мне убедительными. В первом случае мы получаем убор, не имеющий никаких аналогов у этносов иранского мира древности и средневековья. Во втором трудно объяснить наличие при башлыке булавки и височных подвесок. Я склонен предложить менее экзотичный вариант, когда головной убор сочетается с дополняющим его начельным украшением. Речь идет, на мой взгляд, о повязке, украшенной по краю двумя нижними рядами треугольных бляшек, скрепленной сзади булавкой и декорированной парой подвесок, а также облегающей голову маленькой полусферической (?) шапочке.
Тип 4. У богини на перстне Аргота поверх прически изображен небольшой полусферический головной убор с отверстием на макушке, в которое пропущена крупная прядь волос (ср. ниже у мужчин: рис. 23, 17). Подобный убор у обоих полов известен позже, во II–VIII вв. н.э. у ираноязычных хотано-саков Синьцзяна (у мужчин: Stein 1907, pl. XLIV; Дьяконова, Сорокин 1960, № 15, 19; у женщин: Stein 1921, pl. CXXVI).

Начельные украшения

33 Первоначально в диадеме было четыре шнура, но один из них был удален новыми хозяевами-скифами, вероятно, из-за особого отношения к священному числу «3» (см.: Кисель 2003, с. 50).

Они представлены у обоих полов, наиболее эффектны из них золотые мужские. Архаические мужские диадемы представляют собой месопотамские или малоазийские изделия периода походов на Ближний Восток. Образец из Литого (Мельгуновского) кургана, вероятно, сирийского производства (Придик 1911; Артамонов 1966, рис. 4–5; Клочко 1983, рис. 1; Кисель 2003, с. 50–52) демонстрирует хорошо известную в регионе схему: сплетенную из трех золотых шнуров ленту 33 , к которой через равные промежутки крепятся крупные розетки. Более оригинальны типы диадем, найденных в курганах 1 и 3 в Келермесе на Кубани (Артамонов 1966, табл. 25–28; Галанина 1997, № 14–15; табл. 28–30; Кисель 2003, с. 52–59), связанные, видимо, своим происхождением с Малой Азией. Первый образец, возможно, являлся заказом скифского аристократа (здесь, в частности, представлен популярный в тогдашнем кочевом мире мотив взлетающего орла с выгнутыми вверх крыльями) (Манцевич 1959, с. 76; Кисель 2003, с. 57; кат. № 16) (рис. 26).

Известная сегодня женская диадема выглядит много скромнее (Матусов, гробница 1). На ее ленте были, видимо, нашиты два ряда бус (Ильинская, Мозолевский, Тереножкин 1980, с. 35).

Поясная одежда

Она представлена у обоих полов широкими шароварами. У богини на перстне Аргота видим подобные шаровары в крупных складках (рис. 22, 16). На изваянии из Кожемяк (№ 33) штанины не заправлены в обувь (персонаж бос), а стянуты по нижнему краю шнурком (рис. 22, 9).

Штаны на ритоне из Келермеса состоят из множества вертикальных полосок с линией зигзага внутри каждой; они заправлены в обувь.

Пояса

34 В этой книге не рассматриваются специфически воинские защитные наборные пояса, подобные № 149 (Ольховский, Евдокимов 1994, рис. 87).

Мужские пояса, известные на изваяниях, очень широкие (№ 1, 8) 34 . Один из них — в Виноградовке (рис. 22, 10) — красного цвета и застегнут на животе удлиненной прямоугольной пряжкой, окрашенной черным. В Литом кургане пояс украшали 17 литых бляшек в виде взлетающего орла (Граков 1971, рис. на с. 127; Кисель 2003, рис. 103).

Обувь

У богини на перстне Аргота туфли выделяются загнутыми внутрь острыми носами (рис. 22, 17). Невысокие сапоги от середины голени и выше хорошо известны в это время и не документируются в следующем периоде. Судя по изваянию из Виноградовки, Одесской области (Субботин и др. 1992, с. 5; рис. 1; Ольховский, Евдокимов 1994, с. 17, ил. 6, № 8), их голенища кроились отдельно от низа, окрашенного в красный цвет, и имели округлые носки (рис. 22, 11). На обухе келермесской секиры сапожки той же высоты имеют довольно длинные острые носы и перехвачены выше щиколотки ремешком (рис. 22, 12).

На ритоне из Келермеса, вероятно, представлены полусапожки, подвязанные шнурком.

Прическа

У большинства изображенных персонажей она скрыта под головными уборами. Однако некоторое представление о ней получить можно.

Наиболее характерную деталь мужской прически представляла собой коса средней длины, носившаяся сзади. При этом обнаруживаются любопытные различия между двумя основными регионами тогдашнего скифского мира — Северным Кавказом и Украиной.

На Северо-Западном Кавказе (№ 149) (рис. 22, 1а) бытует коса, сужающаяся книзу. Видимо, она заплетена, так как схематично разделена вертикальной полосой. На более западных землях от Днепра до устья Дуная коса оформлена иначе: она завершается особым украшением или накосником из плотной ткани или кожи в форме удлиненного прямоугольника или двух небольших прямоугольных выступов (рис. 22, 3–4).

На уникальном парном изваянии супругов из Мескетов в Чечне у женщины (см. выше) представлены, по-видимому, две короткие косы, убранные сзади в специальный двойной широкий прямоугольный накосник, украшенный горизонтальными полосами (рис. 22, 14).

На статуе из Александровского на Ставрополье (№ 128) (Ольховский, Евдокимов 1994, ил. 77) спереди передана очень короткая стрижка. Сзади же видно, что волосы скреплены высоко надо лбом узкой «ленточкой». Такая выступающая полоска в виде полукруга сзади, скорее всего, изображала воткнутый в прическу вогнутый деревянный монолитный гребень-расческу (см. подобную же деталь в «классический» период на персонаже гривны в Куль-Обе; ср.: Trippet 1974, p. 40). На изваяниях обычно показаны длинные висячие усы, но без бороды.

Плечевая одежда

– это одежда, которая удерживается на верхней опорной поверхности тела человека, ограниченной сверху линиями сочленения туловища с линией шеи и верхними конечностями, а снизу – выступающими точками лопаток и груди. Ее дополнительно классифицируют по конструкции, назначению, форме.

По конструкции: отрезная по линии талии или цельная, с рукавом (втачным или реглан, цельновыкроенным) или без него, с воротником (капюшоном или без него)

Основными видами плечевой одежды являются: платье, блуза, жакет, куртка, жилет. Разнообразие моделей достигается варьированием количества деталей, их формы и наличия.

Платье
— одна из распространённых разновидностей плечевой верхней одежды, обязательно с достаточно длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом различались мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой именно женского гардероба.

Отдельные виды платьев:

Платье-блузон – платье, повторяющее в верхней части блузон, ниже талии подхватывается поясом или резинкой, продетой в кулиску. Нижняя часть плотно облегает фигуру.

Платье-комбинация – платье на узких бретелях, вечерний туалет.

Платье-костюм – верхняя женская одежда, комплект, состоящий из платья и жакета (без подкладки) и юбки либо сарафана. Конструкция обычно простая, отделка скромная. Используют те же ткани, что и для платьев.

Платье-майка – платье из трикотажного полотна с верхом типа майки.

Платье-пальто – легкое женское пальто без подкладки, с разрезом сверху донизу, шьется из бархата, плюша, джинсовой ткани, трикотажных полотен и других мате­риалов, различных фасонов в зависимости от моды. Может быть с застежкой и без нее, с длинными и короткими рукавами. Было в моде три-четыре десятилетия.

Платье-халат – платье со сплошной застежкой спереди, одно- или двубортное, с рукавами различной длины, изготовленное из различных тканей в зависимости от сезона.

Блузка
— женская легкая одежда из тонкой ткани длиной до линии бедер. Чаще всего блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка — неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками или брюками классического покроя. Повседневные блузы чаще напоминают мужскую сорочку. Нарядные блузы шьют из тонких тканей, украшают оборками, рюшами, кружевом. Блузы спортивного стиля часто изготавливают из трикотажных полотен. Туники – свободные удлиненные блузы чаще свободной формы, которая обеспечивается сборками или складками.

Жакет – женская верхняя плечевая одежда со сквозной застежкой и рукавом. Чаще всего имеет воротник или капюшон. Изготавливают на подкладке или без нее, из различных материалов. Длина – от талии до линии, проходящей на уровне середины бедра. Жакеты повседневные шьют из костюмных тканей, они сдержаны и лаконичны, чаще прямого или полуприлегающего силуэта. Жакеты спортивные могут иметь застежку на молнию, накладные карманы, кокетки. Нарядные жакеты шьют из атласа, бархата, они могут иметь отличающиеся по фактуре лацканы, выразительную фурнитуру.

Жилет – жакет без рукавов.

Основные детали кроя: спинка, полочка (перед) и рукав. В качестве конструктивно-декоративных используются воротники ил капюшоны, манжет, карманы, кокетки, пояса, клапаны.

Растяжение связок (дисторсия) плечевого сустава – распространенная травма, часто возникающая при выполнении бытовых задач, спортивных тренировок или несчастных случаев. Связочные ткани имеют определенный предел эластичности. В случае превышения названного предела связки травмируются, тогда развивается разрыв связочных волокон плечевого суставного соединения либо их растягивание.

Связки представляют собой плотные соединительнотканные образования, которые скрепляют артрсоединение и мышечную систему. Связочные волокна обеспечивают двигательную возможность суставного соединения и параллельно ограничивают эту мобильность до определенного предела. В случае превышающих движений и излишних нагрузок, провоцирующих повреждение синовиальной капсулы либо мышечных волокон, связки уменьшают выполнение этого действия в суставе.

Растяжение связочного волокна грозит расстройством функциональной способности руки, воздействуют на мобильность всего тела. В случае несвоевременного либо отсутствия лечения травмы в плече сформироваться хроническая форма заболевания – сустав станет неустойчивым, для устранения этого необходимо прибегать к операции.

Это обуславливается на начальных этапах не до конца сформированной регенерационной тканью, которая еще поддается коррекции из-за своей эластичности, а в далеко зашедших стадиях она становится не такой эластичной.

Анатомия плечевого сустава

Это артрсоединение состоит из:

  • ключицы;
  • плечевой кости;
  • лопатки.

Последних два костных компонента взаимосоединяются посредством вращательной манжеты, которая образована сухожилиями мышечных групп.

При полном повреждении сухожилий происходит полный отрыв ключицы от артрсоединения. Головка плеча этими мышцами прикреплена к специальной впадине лопатки.

Суставные окончания костных компонентов заключены в плотную соединительнотканную сумочку (капсулу). Полость последней заполняется синовиальной жидкостью, которая имеет функцию увлажнения суставных элементов. При ее дефиците либо увеличенной густоте они трутся между собой и, соответственно, происходит травмирование.

Снаружи она закрепляется связками, которые укрываются мышцами. Они не допускают излишнего углового наклонения, однако при чрезмерных физнагрузках происходит разрыв связочного волокна.

Симптоматическая картина

В силу схожести по проявлениям с другими патологиями необходимо тщательное диагностирование, оно также нужно и для подбора адекватного лечения.

Характерные проявления и жалобы пострадавших:

  1. Болевое ощущение в травмированном плече.
  2. Ограничение мобильности.
  3. Гиперемия кожного покрова, в некоторых случаях геморрагические явления в проблемной зоне.
  4. Незначительная отечность в случае разрыва, а при растяжении таковая отсутствует (дифдиагностическое проявление).

Болезненный синдром вызван развитие воспалительного процесса во вращающей манжете. Далее он трансформируется в надостный тенденит, который приводит к значительному ухудшению общего состояния пострадавшего. Могут развиться разной формы бурситы и даже периартриты и тенденит мышц 2-главой плеча.

Разрыв связочного аппарата в зависимости от количества пораженных волокон бывает трех степеней:

  • I ст. – надрывается несколько волокон, болевое ощущение и ограниченность движения легкие.
  • II ст. – множественные надрывы волокон, альгический синдром в этом случае более выражен, работоспособность заметно снижается.
  • III ст. – полный разрыв связок, боли изнуряющие, суставное соединение неустойчивое. В этом случае прибегают к оперативному вмешательсву.

Причинные факторы

Данная травма может возникать под воздействием таких факторов:

  1. Физнагрузки регулярные и постоянные (ношение либо поднимание тяжелых предметов).
  2. Расстройство гемоснабжения. Это преимущественно связано с возрастными трансформациями. От этого происходит недостаточная трофика, вследствие чего эластичность их снижается.
  3. Остеоразрастания – остеофиты. Формируются в основном у пожилых больных.
  4. Профессиональный спорт (тяжелая атлетика, плавание, метание ядра, теннис и иные виды), предусматривающий нагрузку в одном и том же суставе.
  5. Врожденные аномалии мышечного суставного аппарата. К примеру, дисторсия связок у новорожденного ребенка.

Травмирование может произойти в результате несчастного случая, падения либо удара.

Значительному ослаблению связочно-мышечного аппарата способствуют вредные привычки (алкогольная зависимость, табакокурение) и кортикостероидная терапия.

Терапевтическая тактика

Своевременная первая помощь существенно снижает риск формирования осложнений и повышает эффективность лечения. Тотчас же после травмирования необходимо уложить пострадавшего так, чтобы минимизировать нагрузку на больное плечо. Одежду рекомендовано снять во избежание пережатия сосудистой сети и формирования отечности.

Артрсоединение следует обложить мягкой тканью и зафиксировать платком, шарфом либо эластичным бинтом. Холодовый компресс снизит болевое ощущение и предотвратит развитие гематомы.

В случае сильной травмы и выраженного болезненного синдрома рекомендуется вызвать карету «скорой помощи».

Терапевтический подход базируется на следующих методиках:

  • Создание полного покоя пострадавшему с иммобилизацией брахиального соединения.
  • Регулярные холодовые компрессы (грелка со льдом) до трех-четырех раз в сутки в первые 72 часа после травмы. Они помогают купировать болевое ощущение и отечность.
  • Накладывание давящей повязки, но не слишком тугой. После купирования боли необходимо ее снять с целью предупреждения атрофии мышц и сустава вследствие обездвиживания.
  • Прием лекарственных средств. Обычно применяется группа НПВС. Параллельно назначают лекпрепараты, которые способствуют тканевому восстановлению.

Специалисты все лечение подразделяют на первичное и вторичное. Первичное – создание максимального покоя и физического отдыха пострадавшему, ношение фиксирующих приспособлений. Также позволительны народные щадящие рецептуры – холодовые компрессы со льдом. В некоторых случаях при легком повреждении таких мер достаточно.

Вторичное — осуществляется при 2 и 3 степенях повреждения связочных волокон. Базовое назначение — обезболивающие препараты. По истечению трех дней после травмирования холодные компрессы сменяют согревающими, с применением регенерирующих мазей и гелей. Лед заменяют массажем и прогреванием.

В случае сильно выраженного болевого синдрома обезболивающие вводят парентерально либо интрасуставным способом.

После устранения воспаления начинается реабилитация. Для этого применяется физиотерапия и ЛФК.

Гигрома сустава: причины и лечение заболевания.

Гигрома — что это такое?

Гигрома — ограниченное образование, которое содержит серозную жидкость. Гигрома сустава представляет опухолевидную кисту, которая имеет доброкачественное течение. Заболевание в 3 раза чаще поражает лиц женского пола в возрасте от 25 до 35 лет. Среди детей и людей пенсионного возраста данная патология практически не встречается. Патология локализует везде, где есть соединительная ткань. Наиболее частое возникновение кисты — в области лучезапястного сустава, на его тыльной поверхности.
Достаточно редко патологию возникает на ладонных поверхностях, на пальцах и стопах. Это распространённое заболевание, особенно среди людей определенных профессий (водители, кассиры и т.д.)

Причины развития заболевания

Гигрома сустава — полиэтиологическое заболевание, причины возникновения которого до сих пор являются предметом спора ученых и врачей мира. К основным факторам риска развития патологии относят:

  1. Наследственный фактор. Известны случаи возникновения недуга у членов одной семьи и кровных родственников.
  2. Травма. Являются одной из основных причин формирования опухоли. Разрывы связок, растяжения, переломы и неоднократные ушибы увеличивают риск развития патологии. Важную роль играют неоднократные поражения одного и того же сустава.
  3. Занятия спортом. Высокая физическая нагрузка, долгое нахождение в одном положении, постоянная нагрузка на один сустав увеличивают вероятность возникновения гигромы.
  4. Профессиональная деятельность. Люди определенных профессий (музыканты, водители, программисты и др.) подвержены развитию недуга.

Классификация и виды

Существует несколько видов заболевания, в зависимости от локализации:

  1. Гигрома лучезапястного сустава и запястья. Образование при данной локализации находится под связками и виднеется над кожей. Болевые ощущения выражены слабо. При постоянном трении гигромы о предметы и одежду опухоль увеличивается в размерах, может нагнаиваться.
  2. Гигрома плечевого сустава. Формируется в основном в верхней части плеча, чаще всего возникает у спортсменов (пловцов, теннисистов). Гигрома плечевого сустава представлена на фото.
  3. Гигрома на пальцах рук и ног. Вызывает дискомфорт и болевые ощущения. Происходит постоянное трение гигромы об обувь или предметы, что вызывает увеличение опухоли, боль.
  4. Гигрома стопы. Располагается около голеностопного сустава, вызывает болевые ощущения и дискомфорт. При появлении рекомендовано хирургическое удаление во избежание нагноения кисты.
  5. Гигрома коленного сустава. Киста локализуется в непосредственной близости к суставу и синовиальной сумке. Образуется вследствие постоянной ходьбы или травмы колена. Может возникать бурсит.
  6. Гигрома ключицы. Редкая патология, возникающая при постоянном трении грубой одежды о ключицу и шею. Пример гигромы ключицы представлен на фото.
  7. Гигрома предплечья. Встречается редко, представляет собой образование мягкой или эластичной консистенции. Гигрому предплечья можно посмотреть на фото

Местоположение и длительность нахождения опухоли вызывает формирование различной консистенции гигромы. В зависимости от этого выделяют 3 вида:

  1. Мягкие. Малозаметна на коже, не вызывает дискомфорта и болевых ощущений, чаще локализуется в области, богатой подкожно — жировой клетчаткой.
  2. Плотноэластичные. Чаще всего достигают средних размеров, могут вызывать дискомфорт при соприкосновении с поверхностями. При длительном течении могут перерождаться в твердые.
  3. Твердые. Часто вызывают боль и дискомфорт, иногда хронического характера. В основном локализуются в области лучезапястного и голеностопного суставов.

По особенностям строения выделяют 3 типа образований:

Симптоматика новообразования

Начало болезни обычно не проявляет себя болью и дискомфортом, но с увеличением размеров гигромы, возникают неприятные ощущения. Симптомокомплекс заболевания строится на следующих проявлениях:

  • Образование одиночного округлого образования различной консистенции, которое четко отграничено под кожей от других тканей. Кожа над гигромой свободно оттягивается и перемещается.
  • При увеличении размеров усиливается чувство дискомфорта, при надавливании на кисту возникает боль различной интенсивности.
  • В покое чаще всего гигромы не беспокоят пациентов, однако при нагноении, а также больших размеров образования может возникать ноющая тупая боль.
  • При частом трении может возникать воспаление, нагноение образования. При этом кожа приобретает багровый оттенок, грубеет, повышается местная температура и возникает резкая боль.

Диагностика заболевания

Диагностика основывается на изучении анамнеза жизни и заболевания, профессиональной деятельности, наследственного анамнеза, симптоматики болезни, осмотре специалиста, а также данных инструментальных исследований (чаще всего рентгенография). Обычно поставить диагноз «гигрома сустава» не составляет труда. Однако в сомнительных случаях можно прибегнуть к дополнительным методам: УЗИ пораженного сустава, магнитно — резонансная томография, пункция кисты.

Дифференциальную диагностику проводят с опухолевыми новообразованиями мягких тканей (эпителиальные кисты, липомы, атеромы). Учитывая консистенцию и локализацию, гигромы часто дифференцируют с опухолями костей и связок.

Методы лечения

Начальный этап лечения гигромы суставов предполагает назначение мазей, кремов и физиотерапии. При больших размерах опухоли, а также запущенности процесса целесообразно проведение оперативного вмешательства и удаления образования. Рассмотрим основные методы лечения.

Медикаментозное лечение

Консервативное лечение гигромы суставов используется при небольших размерах образования, а также при возникновении воспаления. Рассмотрим основные группы препаратов и показания к их назначению:

Физиопроцедуры

Вид процедуры Механизма лечебного действия Методика проведения
Грязевые, парафиновые ванночки. Нагрев кожных покровов усиливает локальное кровообращение и улучшает метаболические процессы, в результате чего стихает воспаление. Проводят курс 7-10 процедур 1 раз в день
Время процедуры: 15-20 мин.
Ультрафиолетовое облучение Данный вид излучения вызывает выработку противовоспалительных веществ, снимает болевые ощущения путем уменьшения воздействия на нервные окончания. Стимулируется локальное кровообращения и улучшаются метаболические процессы. Курс: 6-8 процедур через день
Время: 15-25 мин.
Электрофорез с различными медикаментами Данный вид оказывает обезболивающее, регенеративное, противовоспалительное действие, улучшая микроциркуляцию и уменьшая боль. Курс: 7-10 процедур через день
Время: от 5 до 15 мин в зависимости от используемого лекарства.
УВЧ Способствует прогреванию глубоких слоев кожи, улучшает микроциркуляцию, снимает воспаление и боль. Курс: 8 – 10 процедур 1 раз в день
Время: 10-15 мин.

Пункция при гигроме

Пункция — это консервативный метод лечения, который проводится путем удаления содержимого гигромы через прокол с помощью шприца. Процедура выполняется под местной анестезией в асептических условиях. Выполняют прокол кожи иглой в области кисты, с помощью шприца откачивают серозное содержимое. Обычно в полость кисты вводят противовоспалительные и антибактериальные средства, после чего производят тугое бинтование конечности или накладывают давящую повязку. Данный метод применяют также при воспалении образования. В этом случае откачивают гнойное или серозно — гнойное содержимое, после чего вводят антибиотики.

Несмотря на эффективность, безопасность и простоту данного метода в 20-40 % случаев возникает рецидив болезни. Это происходит по тому, что капсула гигромы остается нетронутой и со временем внутри нее постепенно накапливается жидкость.

Операция при гигроме

Оперативное вмешательство – эффективный и радикальный способ избавления от данного недуга. Рецидив болезни в этом случае составляет 10-12% в том случае, если по какой-либо причине оставили кусочек капсулы гигромы.

Показания и цель операции

Целью удаления гигромы является быстрое и полное избавление от опухолевидного образования. К показаниям к проведению операции относятся:

  • Стремительное увеличение размеров образования, большие размеры (более 3 см)
  • Болезненные ощущения как при движении и надавливании, так и в состоянии покоя
  • Ограничение подвижности конечности или нарушения ее функции
  • Дискомфорт, эстетическое недовольство, желание пациента

Техника проведения операции

Подготовка в вмешательству представляет собой лабораторное обследование (ОАК, ОАМ, свертываемость крови, анализ крови на гепатиты С и В, ВИЧ, RW). Дополнительно проводят ренгенографию или томографию пораженного участка для уточнения размеров и локализации опухоли. Вмешательство проводят под местной анестезией в амбулаторных условиях. Вначале проводят «обескровливание» конечности путем наложения жгута выше места предполагаемой операции. После обработки операционного поля асептическим раствором хирург выполняет разрез кожи в проекции гигромы. Выделяет и отсепаровывает кисту, затем аккуратно удаляет образование. Далее выполняют ревизию раны, после чего зашивают кожу косметическим швом. Обрабатывают швы, накладывают асептическую повязку, выполняют тугое бинтование конечности.

В настоящее время все большей популярностью пользуется лазерный и эндоскопический методы удаления гигромы. Они менее травматичны и не оставляют шрамов. Операция также проводится в амбулаторных условиях под местной анестезией в асептических условиях. Через микроскопический разрез на коже направляют лазерный луч, с помощью которого удаляется жидкость и затем капсула. При эндоскопическом удалении через микроразрез проводят специальные инструменты, которые разрушают капсулу, содержимое отсасывается с помощью специального аспиратора. После проведения операции при любых способах берется часть опухоли для гистологического исследования.

Послеоперационная реабилитация

Восстановительный период после операционного удаления варьирует от 1 до 3- х недель в зависимости от размеров кисты и способа вмешательства. Правильное выполнение всех назначений врача сокращает период реабилитации и уменьшает риск повторного развития недуга. В восстановительном периоде назначается тугое бинтование конечности, ежедневная смена асептической повязки, антибактериальная и противовоспалительная терапия. Также для улучшения заживления раны показана физиотерапия (Электрофорез, УВЧ, магнитотерапия и др.). При нарушении и ограничении функции после операции показана лечебная физкультура и массаж под руководством тренера.