Организация дежурства по столовой в средней группе. Памятка по организации дежурства по столовой во всех возрастных группах. Зависимость оформления уголка от возраста детей в группе
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВА ПО СТОЛОВОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Основным воспитательным приемом является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ребенок учится. Если он делает что – то не так, то лучше, не фиксируя его внимание на ошибках сказать: «Кушай аккуратней! Держать ложку нужно вот так» и т. д. надо похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, аккуратность, быстроту, помощь другу.
Педагогам нужно следить за самочувствием детей, и если кто – то устал или плохо себя чувствует, следует помочь, покормить. Не нужно забывать, что очень важно не задерживаться на уже усвоенном, ребенком, а своевременно усложнять требования к нему, совершенствовать его умения, учитывая присущие малышу интерес к новому, стремление овладеть навыками, более сложными движениями и правилами.
Рассмотрим подробнее один из воспитательных приемов – дежурство по столовой.
Дежурство. Так ли оно необходимо в наше время? Не лучше ли перейти к самообслуживанию в процессе организации приема пищи?
Если рассматривать завтрак, обед и ужин только как прием пищи, то, возможно. Дежурство действительно ник чему. Но можно попытаться убедиться в том, какую воспитательную ценность имеет эта «старомодная» форма организации детского труда, как благотворно влияет она на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Начнем с того, что это приятная обязанность, не однообразная, не скучная и ненавязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение, чувство причастности к настоящему, полезному и, главное, благородному труду. Дежурства помогают решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей. Ведь ребенок стремиться к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. На красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.
Благодаря дежурству, можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, развить трудолюбие, старательность, аккуратность, самостоятельность, научить трудиться быстро, качественно, охотно, сформировать дружеские взаимоотношения, стремление к взаимообучению, взаимопомощи.
Дежурства помогут педагогам в воспитании у детей любви к порядку, чистоте, уважению к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке – это, как гласит народная мудрость, «начало всех начал».
Дежурство в младшем дошкольном возрасте
Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет в решении нравственного аспекта. С учетом возможностей детей, дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, посуду для хлеба.
Взрослые должны анализировать возможности дошкольников и договариваться с детьми о требованиях, которые им будут предлагаться.
Педагогам следует проанализировать условия своей группы. Достаточно ли близко от столов располагается мойка. Возможно, дежурных детей, не стоит приобщать к уборке грязной посуды. Детей можно научить выполнять довольно большой объем работы, только надо ли это делать сейчас? Наверное, для них важнее увидеть в этом труде привлекательные стороны. Дошкольникам нравится наряжаться в красивые фартучки, им радостно осознавать себя помощниками.
Дежурство в среднем дошкольном возрасте
С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Теперь можно обратить на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно поближе к мойке. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая не является средством украшения интерьера. Это должна быть информационная доска, удобная в использовании. Ее внешний вид – самый разнообразный. Например, напротив условных обозначений («вилка с ложкой») на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей, фотографии детей. Это может быть круг со стрелкой с предметными картинками, детские фартуки, расположенные на крючках. Сшить фартуки и головные уборы для дежурных, лучше из красивой, немнущейся, быстро отстирывающиеся ткани. Можно придумать оригинальный фасон моделей одежды для дежурных, отделку. Главное, чтобы мальчик – дежурный в такой одежде не выглядел нелепо (весь в рюшах и бантиках). Здесь же могут располагаться совки и щетки – сметки для уборки столов.
Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол». «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т.д. Можно почитать и разучить с детьми стихи:
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
После уборки посуды помощник воспитателя может предложить дежурному влажную тряпочку для протирания стола. Попросить протереть под столом пол, если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения. Которые для дежурных в этом возрасте не являются обязанностью.
Дежурство в старшем дошкольном возрасте
В этом возрасте дети могут самостоятельно под руководством взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Характер труда дежурных иной. Это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дети уже могут активно заниматься творчеством: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу).
Предполагается, что любой обед хорошо бы начать с салата, который можно поставить в салатнице. И тогда каждый мальчик будет иметь возможность поухаживать за девочкой, положить ей салата и о себе позаботиться не забудет. Пусть дети учатся общению. Благодарят дежурных, друг друга за услугу, вежливо просят дежурного, например, принести еще хлеба или поменять ложку, которую случайно, уронили, и т.д.
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Соликамскбумпром» Детский сад №22
Конспект по организации трудовой деятельности
«Дежурство по столовой в старшей группе».
Технология Н.М. Крыловой «Детский сад-Дом радости».
Составила: Воспитатель
первой квалификационной категорий
Вера Валентиновна Ильиных.
Г. Соликамск, 2014 год
Задачи:
- Продолжать формировать у детей ответственность за порученное дело.
- Закреплять умение адекватно оценивать себя и друга.
- Развивать у воспитанников индивидуальный стиль при дежурстве по столовой, проявлять творчество.
- Уточнять математические понятия: поровну, столько сколько, счёт, местоположение предметов.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание удивить, сделать приятное своим друзьям.
Индивидуальная работа:
Закреплять у Ромы правую и левую руку. Кто стоит справа, слева.
Оборудование и материалы
: Альбом «Дежурим по столовой». Алгоритм накрывания на стол. Три фартука, салфетки, посуда по количеству детей, салфетница, хлебница, статуэтки, вазы с цветами, подносы.
Методы и приёмы активизаций детей
: Подарок от мамы фартуков. Помощь родителей детям дежурным. Рисование дежурными кружков в альбоме «Дежурим по столовой». Эмоциональная поддержка с помощью вопросов, одобрения взрослого, дружков.
Организация:
На общих столах приготовлена посуда. Таз с водой и с салфеткой для протирания стола. Ваза, скульптура, скатерть, красиво оформленные салфетки стоят на доступном месте для дежурных. Альбом дежурства размещён на полке дежурства.
Ход:
Мотивация
:
Накануне вечером пригласили маму (Викторию Викторовну) в гости в группу. Дети её окружили, поприветствовали.
Мама:
покажите как вы тут живёте? Это что? А это что?
Дети проходили по группе, и называли «Миры» на полках.
Мама:
А это что за альбом?
Дети:
Здесь мы рисуем кружки за дежурство.
Воспитатель:
Разговор об этом альбоме серьёзный. Убирайте игрушки, давайте поговорим.
Дети принесли стулья, мама присела рядом.
Рассказали и показали гости альбом, в котором сделан график дежурства с картинками.
Воспитатель:
(обратилась к маме) Дети научились сервировать стол к завтраку! Мы старшие и заботимся по очереди друг о друге.
Дети:
Приходим рано утром и накрываем на стол. Мы называемся дежурными.
Мама:
А как выбираете дежурных?
Дети:
Договариваемся, кто будет, заботится о своих друзьях. Приносим красивые вазочки, салфетки для украшения стола. Помогает мама, чтоб было красиво.
Мама:
Приятно было, услышать, как вы заботитесь друг о друге. Хотите удивлять друзей. Для вас я тоже приготовила сюрприз. Дежурные должны быть нарядными. Я порадую вас новыми передниками (фартуками). Вот уже сшила. Кто у вас завтра дежурит? Желаю вам всем только красных кружочков.
Дети захлопали в ладоши.
Воспитатель
: Спасибо Вам, Виктория Викторовна! Вы нас очень порадовали фартуками! До свидания!
Дежурные подойдите ко мне. Денис, Ксюша, Настя подумайте, чем необычным можете завтра удивить своих друзей. Всего доброго!
Утро.
Общая игра «Жили у бабуси два весёлых гуся».
Кто же сегодня пришёл первым?! А почему ты пришёл первым?
Денис:
Я дежурный! О, молодец! А кто ещё дежурный? Я! Я!
Воспитатель
: Что же вы задумали?
Дежурные:
Позаботится о ребятах.
Воспитатель:
А как это позаботится?
Дежурные
: Чтоб ребятам было удобно и приятно завтракать.
Воспитатель:
Вы подумали чем-то необычным удивить ребят?
Дежурные
: Да! Подумали. Я дома свернул салфетки, чтоб было красиво на столе. Мне мама помогала.
Воспитатель:
Ну, тогда идите, удивляйте.
Дежурные пошли мыть руки.
Воспитатель
: А где же наши дружки!? А вот они где! Вставайте.
А ты, чей дружок?
Ксюши.
А ты, чей дружок? Насти.
Воспитатель
: Ты хочешь увидеть, что Настя сделает необычное?
Дружок
: А я хочу увидеть, что необычное сделает Денис.
Воспитатель:
Да можно чему-то научиться у друга.
Дружок:
Наблюдать, как дежурный делает. Как он носит посуду, как раскладывает.
Воспитатель:
А они и ведь сами умеют всё делать, зачем наблюдать.
Дети:
Да, но им приятно, когда любуются их работой.
Воспитатель:
Да к нам тоже пришли гости, чтоб полюбоваться, как мы умеем дежурить. Потом мы пойдём к ним в группу, чтоб увидать, как их ребята умеют заботиться о друзьях.
Ребята встают рядом и наблюдают как Настя, Ксюша, Денис заботятся.
Дежурные надели фартуки и протирают столы — помощник воспитателя следит, помогает.
Основная часть
. Настя, Денис, Ксюша определяются, нужна ли схема последовательности накрывания на стол.
Дежурные в деятельности пользуются подносом.
Накрывают на стол по порядку: 1. Тканевые салфетки, 2.Салфетница, 3.Хлебница 4. Чашки 5. Тарелки 6. Ложки. Отсчитывают столько чашек, сколько салфеток, столько тарелок, сколько пришло ребят и т. д. Уточняют у ребят, какого цвета положить салфетку. Ложки и чашки ставят справа. Смотрят взглядом на дружочков, чтоб убедиться правильно ли делают.
Воспитатель:
Рома сколько тарелок на столе, за которым ты сидишь? (На столе стоит семь тарелок). Дима сколько углов у салфетки? (У салфетки четыре угла) Лиза, что стоит в центре стола? (В центре стола стоит салфетница, хлебница). Даниил, каких предметов поровну? (Поровну тарелок и чашек – семь тарелок и семь чашек и т. д.)
Дежурные украшают стол вазой с цветами, скульптурой, красиво сложенными салфетками.
Анализ деятельности. Воспитатель:
Вот Денис снял фартук. Давайте слушать.
Денис:
Я позаботился обо всех ребятах, накрыл на стол. Никите, Савелию, Соне, Ильясу будет приятно. Тарелочки чистые, пальчиками в тарелочку не залазил. Делал всё по порядку.
Воспитатель
: Чем ты хотел порадовать ребят? Удалось тебе?
Денис
: Да, удалось, я свернул красиво салфетки вместе с мамой. Поставил друзьям на стол.
Воспитатель:
Что ты сегодня себе ставишь?
Денис:
Я себе поставлю красный кружечек. У меня не было ошибок.
Воспитатель:
Дружочек согласен? Выслушаем!
Дружочек рассказывает, получилось ли Денису удивить ребят, что- то сделать необычное. Указывает на ошибки, если заметил. Высказывает мнение, может ли Денис рисовать красный кружок.
Воспитатель:
Без единой ошибки позаботился! Ай, какой молодец! Иди, ставь себе оценку.
Аналогичный анализ Ксюши, Насти.
Воспитатель
: Ксюша кто твой друг? Егорка.
Егор вставай рядом с Ксюшей. Чем же сегодня Ксюша порадовала? Может, удивила? Егор высказывает, согласен ли с Ксюшей, что она рассказала.
Воспитатель
: Ай, умницы. Порадовали нас дежурные. Гостям было приятно за вами наблюдать.
Надежда Беликова (Мартынова)
Конспект организации дежурства по столовой в старшей группе
Цель
:
Закрепление навыков детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой
: накрывать на стол
, уборка столов после приёма пищи
.
Задачи
:
Воспитательные
:
1) воспитывать положительное отношение к домашнему труду;
2) вырабатывание у детей ответственности за порученное дело.
Развивающие
:
1) развивать логику, память, мыслительные процессы;
2) развивать аккуратность, привычку помогать взрослым.
Образовательные
:
1) улучшать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;
2) вырабатывать умения оценивать результат свой работы и работы сверстников.
Материал и оборудование
:
Столовая посуда
, столовые приборы
, скатерти, салфетки, салфетницы.
Предварительная работа
:
Д/и «Разложи предметы»
.
С. р. и., «Ждем гостей»
,
Совместная подготовка настольного украшения
«Красиво сложим салфетки в салфетницу»
.
Ход ООД:
В.: ребята сегодня к нам в группу пришли гости
. Буратино и Мальвина.
гляньте, кто у нас сегодня дежурный по столовой
?
Дежурные
:«Мы дежурные
»
(Дети
: самостоятельно идут готовиться к дежурству
(моют руки, одевают фартуки, головные уборы, остальные дети рассаживаются вокруг столов
) .
В.:- а как вы узнали, что вы у нас дежурные
?
ребята, а как вы распределяете работу дежурных между собой
?
Дежурные
: мы посмотрели в графике дежурств
.
Дежурные
:мы решили, кто будет раскладывать салфетницы и ложки. А кто раскладывать вазочки с хлебом и вилки, а вместе мы будем стелить скатерти и раскладывать столовые приборы
, ставить бокалы и тарелки.
В.: молодцы ребята а кто знает в какой последовательности нужно накрывать на стол
?
Дежурные
: На стол кладется скатерть
, затем ставятся
салфетницы с бумажными салфетками на центр стола
.
На центр стола
ставится хлебница с хлебом.
Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдца. Ручки чашек и ложек смотрят вправо.
На скатерть ставятся глубокие тарелки для супа.
От тарелки с права, рядом ложится – ложка, слева зубчиками вверх – вилка.
Тарелки из-под супа убирает взрослый.
В.: ребята, а для чего вообще нужно дежурство
?
Дежурные
: что бы помочь помощнику воспитателя. Мы хотим помогать взрослым, быть, полезными в домашней работе.
В.: пожалуйста, дежурные
, приступайте к своим обязанностям.
Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дежурные раскладывают столовые приборы
. В это время воспитатель проводит беседу с детьми
:
В
: Ребята наши гости Буратино и Мальвина, Они хотят посмотреть как наши дежурные накроют на стол
, что бы самим научиться так же правильно накрывать.
В.: ребята, а кто расскажет нашим гостям, для чего предназначена посуда тарелка, хлебница?
Дети
: в тарелки накладывают еду, что бы из них кушать. В глубокие тарелки наливают суп, щи. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд. Хлебница нужна для хранения хлеба.
В.: ребята, а как можно украсит красиво стол празднику
?
Дети
: Поставить вазочки с цветами или с фруктами, разложить красиво салфетки.
В.: дежурные все накрыли
. Ребята, послушаем дежурных
. Они нам расскажут о своем дежурстве
. (Воспитатель организует детей встать около столов
)
.
Дежурные
: мы накрыли столы
, заранее распределили обязанности кто, что будет раскладывать.
Дежурные
: мы старались помочь воспитателю
, работали аккуратно, все красиво и правильно расставили на столы
.
В.: ребята, давайте оценим работу наших дежурных
? Кто выскажет свое мнение.
Дети высказывают свое мнение.
В.: дежурные наши хорошо постарались
, приложили много усилий. Со своими обязанностями справились добросовестно. умело последовательно накрывали на стол
, дежурили слаженно
, аккуратно. Аня и Саша, спасибо вам за дежурство
, вы хорошо справились с работой. Как приятно сесть за такой красивый, правильно накрытый стол
.
В.: ребята, посмотрите, на наших гостей, какие они веселые, радостные, им всё нравится, ребята давайте пригласим их с нами за стол
.
Дети
: да, ведь теперь они знают, как накрыть красиво и правильно стол
, чтобы пригласить гостей.
В.: замечательно, а теперь дежурные приглашайте за столы
ребят и наших гостей.
Дежурные
: ребята проходите, пожалуйста, за столы
. Приятного аппетита!
Дети
: спасибо.
Публикации по теме:
«Методика организации труда — дежурства детей по столовой в группах детского сада»
Воспитатель группы №1 Мытарева Е. В. Важной задачей организации дежурства дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вам наш Центр дежурства. Для того чтобы воспитать у детей положительное отношение к труду,.
Цель. Учить детей правильно сервировать стол, воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА» Конспект организации и проведения математики в старшей.
Конспект организации и проведения математики в старшей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «ИСКОРКА» Конспект организации и проведения математики в старшей группе.
Конспект организации и проведения открытой прогулки в старшей группе
Время проведения: дневная прогулка (11.00 — 12.10). Место проведения: групповой участок. Длительность: 1 час 10 минут. Материал и оборудование:.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА
Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. В этом виде деятельности воспитателю недостаточно использовать обучающие приемы, он должен также хорошо продумать организацию этого вида труда.
Для этого в группах организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое для работы: фартуки, шапочки, веники, совки, подносы. Подставки для салфеток и хлебницы ставятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после пользования.
Со старшего возраста в уголок дежурного помещается график дежурства – картинки маркировки, условные обозначения.
Наглядная результативность и общественная польза дежурств делают их в глазах детей важными серьезным делом. Поэтому все оборудование (веники, щетки и т.п.) в уголках рабочее, а не игрушечное. Младшие воспитатели не подменяют дежурных.
Дежурства в детском саду организуют со второй младшей
группы – вторая половина года. Малыши привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить стульчики к столам, на середину – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки. Это задание детям удобнее выполнять, если они держат в левой руке ложки, а правой раскладывают.
Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей первой младшей
группы. Во второй половине года малыши после еды могут относить к мойке свою чашку, ложку, салфетницу. Особое удовольствие доставляет ребенку стряхивать крошки со своей салфетки. Покажите детям, как это делается: соберите уголки салфетки вместе, отнесите салфетку к раковине и стряхните над ней.
Давая поручения детям 4-го года жизни
, педагог воспитывает у них умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала учат детей ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того, как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки.
На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем – с незначительной помощью воспитателя, а так же дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др.
Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: «Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова – они отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Таня и Света».
В средней группе
с начала года дети дежурят по столовой, начинают принимать регулярное участие в дежурствах.
Детямсредней группы о дежурстве ежедневно утром напоминает воспитатель.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру или вернуться в группу после прогулки. В это время младший воспитатель уже протерла столы и поставила на каждый стол стопкой посуду.
Когда столы уже накрыты, и младший воспитатель начинает разливать первое блюдо, тарелки дежурных уже наполнены раньше других. Второе и третье блюдо они получают тоже раньше других. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
В первые месяцы необходимо учить дежурных правильным приемам работы: напомнить, что чашки следует брать за ручку, хлебницу нести двумя руками. В средней группе ребенок один полностью сервирует стол, т.к. пока ему еще трудно согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Вместе с тем, даже если дежурные назначены по количеству столов, между детьми уже возникают начальные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола, если нужно, помочь товарищу.
В средней группе ребенок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи, ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками, раздать второе блюдо, собрать посуду. Эта деятельность гораздо сложнее выполнения аналогичных отдельных поручений типа: «Помоги Нине Васильевне разложить салфетки в вазочки и разнести их по столам».
Во время дежурств в начале года нередко бывает так: дети то чашку разобьют, то остатки супа разольют из тарелки, то забудут дать кому-нибудь второе. На подобных промахах не следует сосредотачивать внимание остальных. Это смущает и огорчает дежурного, он теряет веру в свои силы. Лучше лишний раз показать, как брать чашку; нести тарелку, не наклоняя; как надо крошки сначала собрать щеткой, а потом смести в совок. Необходимо напоминать дежурным, по какому из проходов между столами удобнее ходить каждому из них, — такой порядок позволит избежать столкновений во время работы, уменьшит случаи боя посуды, очень огорчающие детей.
Помогая дежурным, педагог не только показывает, как и в какой последовательности выполнять действия, но и регулирует темп работы: следит, чтобы не задерживались около товарищей в ожидании, пока каждый доест свою порцию; напоминает, что второе блюдо можно подавать, когда ребенок съел первое, готовит место у раздаточного стола для складывания использованной посуды.
Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребенок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
В некоторых детских садах принят такой порядок, при котором все дети после еды сами убирают за собой посуду, относя ее на раздаточный стол. Дежурные собирают лишь некоторые предметы сервировки стола (хлебницы, салфетницы), сметают со стола крошки. Такая практика оправдана: все дети, в том числе и дежурные, едят в своем темпе, без спешки, каждый ребенок приучается к самообслуживанию, что пригодится ему в дальнейшем в школе.
Методы и приемы обучения детей дежурству несколько меняются по сравнению с предыдущей группой. На данном этапе ведущим является показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребенком. Нужно довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми.
Дети нуждаются в показе отдельных приемов не только в начале года. Следует и в дальнейшем напомнить им о рациональной последовательности действий, об общественной значимости труда дежурных.
Воспитатель даст объективную оценку труда детей: застенчивого – подбадривает, выражая надежду, что в следующий раз он постарается и сделает лучше; ребенку, который выполнял работу без старания, можно сказать: «Ты плохо дежурил, не старался, отвлекался и т.д.».
Педагог должен обязательно использовать трудовую деятельность детей для их нравственного воспитания, формирование навыков положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать. Необходимо постоянно обращать внимание детей на их товарищей («Оля справедливая и добрая девочка, она заметила, что Тане одной трудно наводить порядок, и стала помогать ей»).
В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
В старшей группе
дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, т.к. в предшествующих группах дошкольники уже приобрели определенные умения. Старшие дети должны сами твердо знать очередность своего дежурства и без напоминания приступать к нему. Дежурные первыми моют руки, надевают фартуки и головные уборы. Для дежурного фартук – не просто защита от загрязнения, а эмблема выполнения ответственного задания. У нас в детском саду был проведен конкурс между группами на лучшую форму дежурных. (Обратить внимание слушателей на выставку)
Дежурные по столовой накрывают на стол, помогают младшему воспитателю раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. Дети дежурят по два человека. Каждый день для дежурных следует менять вид труда.
Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагогу нужно быть объективным, учитывать индивидуальные возможности, особенности каждого, оценивать не только результаты, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них нужно обязательно сказать.
При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка, воспитатель может высказать свое мнение либо при всех, либо наедине. Либо только при дежурных. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей важно давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение товарищей.
В подготовительной группе
интерес к дежурству поддерживается у детей за счет расширенного содержания труда дежурных. Например, дежурные по столовой красиво раскладывают салфетки и салфетницы, помогают младшему воспитателю принести из кухни салат, хлеб, фрукты.
Во время дежурств по столовой важно использовать и создавать такие ситуации, чтобы ребенок учился принимать самостоятельные решения. Например, узнавать меню и накрывать на стол, решить самостоятельно нужны на завтрак вилки или ложки, мелкие или глубокие тарелки, поставить на стол соль, расставить стулья к столам и салфетницы в соответствии с числом детей, проявить выдумку в украшении праздничного стола и многое другое.
По мере овладения детьми необходимыми навыками, требования к ним усложняются. Воспитатель приучает их самостоятельно распределить обязанности, согласовывать свои действия, сообща отвечать за результат.
Наташа Маралина
Конспект занятия «Организация дежурства в подготовительной группе»
Цель
: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой
: сервировать стол.
Образовательные области
: «Труд»
, в интеграции с «Познание»
, «Безопасность»
, «Коммуникация»
.
Задачи
:
Воспитательные
:
1) воспитывать положительное отношение к дежурству
;
2) формировать у детей ответственность за порученное дело.
Развивающие
:
1) развивать логику, память, мыслительные процессы;
2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.
Образовательные
:
1) совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;
2) развивать умения оценивать результат свой работы.
Оборудование
: Салфетницы с салфетками, хлебницы, салатницы, глубокие тарелки, мелкие тарелки, бокалы, вилки, ложки, чайные ложки для ягод из компота,подносы.
Предварительная работа
: Беседа о сервировки стола, оформление уголка дежурства
, знакомство детей с ним, разработка схемы-алгоритма «Накрываем на стол». Д/и «Что с начала, что потом»
,
Воспитатель
: Кто у нас сегодня дежурные по столовой
?
Лера и Данила
: Мы дежурные
Воспитатель
: Очень хорошо. Ребята, к нам пришли гости посмотреть, как вы трудитесь. Они хотят убедиться, как хорошо у вас это получается и написать о вашем дежурстве
заметку в нашу газету «Горошинки»
. Вы хотите, чтобы о вас написали заметку и родители прочитали ее?
Дежурные соглашаются
.
Воспитатель
: Тогда вам нужно постараться дежурить добросовестно
, слаженно и доброжелательно по отношению друг к другу. Договорились?
Дежурные
: Да
Воспитатель
: Ребята, а как вы распределяете работу?
Данила
: Мы договариваемся между собой.
Лера
: Мы с Данилой решили, что я буду ставить салфетницы с салфетками и хлебницы. А Данила будет раскладывать ложки и вилки, а вместе мы будем стелить салфеточки, ставить бокалы, тарелки и салатницы.
Воспитатель
: Лера, скажи, что такое сервировка стола?
Лера
: Сервировка стола – это умение правильно, красиво и со вкусом накрыть стол.
Воспитатель
: В какой последовательности накрываем стол?
Дети отвечают
Данила
: Сначала нужно поставить салфетницы, хлебницы на каждый стол. Затем постелить салфеточки.
Лера
: Потом поставить бокалы, салатницы, глубокие тарелки, ложки и вилки.
Воспитатель
: Скажите мне, пожалуйста, для чего нужно дежурить
?
Ответ дежурных
: Чтобы помочь Марине Юрьевне. Нам нужно научиться помогать взрослым.
Воспитатель
: Марина Юрьевна будет очень рада, если вы ей поможете.
Марина Юрьевна высказывает слова благодарности
: «Да, с помощью дежурных работать легче
»
.
Воспитатель
: Пожалуйста, дежурные
, приступайте к своим обязанностям. (Дежурные моют руки
, надевают фартуки, головные уборы)
.
Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дети раскладывают столовые приборы.
Воспитатель проводит беседу с дежурными
.
Воспитатель
: Кто скажет, для чего предназначена тарелка?
Данила
: В тарелки накладывают еду. Из них мы едим.
Лера
: Хлебницы предназначены для хлеба. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд.
Воспитатель
: А что к ним относится?
Лера
: Ко вторым блюдам относятся мясо, рыба, сосиски, котлеты; разные гарниры
: рис, овощи, макароны, картофель.
Воспитатель
: А для чего нужны бокалы?
Данила
: В бокалы наливают чай,молоко, компот, кисель.
Воспитатель
: С какой стороны раскладывают ложки,ножи, вилки?
Данила
: Ложки, ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой.
Приходит няня с пищеблока. Дежурные
помогают Марине Юрьевне раздать хлеб- положить его в хлебницы.
По окончании подготовки к обеду дежурные
садятся за стол обедать.
В это время заходят дети с прогулки
: они раздеваются, идут мыть руки и садятся за столы.
Воспитатель
: Дети, приятного аппетита. (Во время приёма пищи воспитатель хвалит еду, спрашивает из чего сварили 1-е блюдо,напоминает пословицы, поговорки про пищу «Щи да каша-пища наша и т д.»
, загадки, если дети плохо едят, то можно включить соревновательный момент).
Дежурные пообедав
, берут подносы и уносят со своего стола посуду.
Дети едят первое.
Воспитатель
: Дети, напоминаю, остатки супа доедаем, наклонив тарелку от себя. Когда дети съедают первое, дежурные
уносят тарелки на подносах в моечную, а там помощник воспитателя забрав пустую тарелку, ставит на разнос второе. Пообедав, дети благодарят и уносят салфеточку и личную салфетку, которой вытирали рот. Идут полоскать рот. Остальную посуду убирают дежурные
. Тарелки уносят на подносах; бокалы, салфетницы с салфетками в руках.
Воспитатель
: А теперь дежурные
,что будете делать?
Лера
: Сначала сметем все крошки со столов, а потом протрём тряпочкой столы.
Итог
:
Воспитатель
: Дежурные наши молодцы
, очень постарались. Со своими обязанностями справились, умело распределили работу.
Лера и Данила дежурили быстро
, аккуратно. Спасибо вам за дежурство
. Как приятно было детям сесть за такой красивый, правильно накрытый стол. Недаром говорят
: «Дело мастера боится!»
.
Публикации по теме:
Цветы всегда нравятся мамам. Существует много идей аппликации цветов. Я предлагаю ещё одну идею. Цель: научить детей своими руками создавать.
Конспект организации и проведения дежурства по подготовке к занятиям в подготовительной к школе группе
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: подготовительная к школе группа ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Социально-коммуникативное развитие»: учить работать в команде;.
Конспект проведения дежурства в старшей группе
Тема: «Дежурство по столовой» Задачи: -Продолжать учить называть и различать посуду (чайная, кухонная, столовая); учить детей сервировать.
Цель: создать памятный подарок каждому педагогу дошкольного отделения. Задачи: 1. Научить делать цветы-заготовки из атласных, капроновых.
Мастер — класс по звуковой культуре речи (для педагогов) «Письмо из леса».Программное содержание: закрепить умение различать на слух и в.
Мастер-класс музыкального руководителя для родителей «Организация предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Форма работы: познавательно-деятельностная (мозговой штурм и практикум) Оборудование: -Текст пояснительной записки по материалам ФГОС.