Найдешь клад будет в семье лад. На что клад, когда в семье лад. Синее есть В этом в театр

Найдешь клад будет в семье лад. На что клад, когда в семье лад. Синее есть В этом в театр

(для
детей среднего дошкольного возраста)

Программное
содержание:

Обучающие
задачи:

Учить
детей взаимодействовать друг с другом
и родными в процессе игрового общения;
выражать свои мысли и чувства при помощи
мимики, жестов, осанки, позы.

Учить
передавать свои чувства средствами
изобразительной деятельности.

Воспитательные
задачи:

Воспитывать
в детях любовь к своей семье, стремление
совершать добрые поступки.

Развивающие
задачи:

Развивать
двигательную активность, открытость,
умение выражать интерес и любовь друг
к другу, способность ценить общение с
родными и окружающими взрослыми.

Развивать
навыки произвольного контроля, умения
подчиняться правилам; творческие
способности.

Материал:
2
обруча, орехи, каштаны, шишки, киндерсюрпризы;
свеча в прозрачном сосуде, кубики по
количеству участников; фломастеры,
белая бумага; бросовый материал для ДИ
«Что для чего годится».

Ход
занятия:

Ведущая:

Что нам нужно знать, чтобы общаться друг
с другом? Открыть секрет?

Лишь
пять вещей должны мы знать,

И
нам язык не враг: кому сказать? О чём
сказать?

Когда?
И где? И как?

Воспитатель:

Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном
привете.
Здравствуйте! Это же — будьте
здоровы,
Это же — дольше живите на свете.

Е. Шевелёва

Здравствуйте
дорогие взрослые! А где же ваши сокровища?

Сейчас
позову: «Кто очень хороший, послушный,
пригожий? Кто мамой любимый и Богом
хранимый?» (Ответ
взрослых
:
ребёнок).

Обнимают
своих родных и под песню «Вместе весело
шагать» пары взрослый с ребёнком: шагают,
бегают, ходьба на носках, боковой галоп
и построение по кругу парами лицом к
лицу.

Дети:

Ты и я, ты и я, (Ребёнок
и взрослый показывают друг на друга)

Мы
с тобой одна семья. (Кладут
руки на плечи друг друга
)

Вместе
читаем, (Делают
«очки»)

Вместе
играем, (Прыгают
на одной ножке
)

Вместе
во всём мы друзьям помогаем. (Хлопают в ладоши).

Игра-инсценировка
«Поможем Белочке»:

Дети:

Где ты, Белочка, была?

Что,
прыгунья добыла?

Белочка:

В рощу бегала с тележкой,

Собирала
там орешки.

Дети:

Где ж тележка, Белочка?

Где
ж орешки, резвая?

Белочка:

Ах, тележку я сломала,

А
орешки растеряла.

Ведущая:

Как поступим? Посочувствуем и пойдём
дальше? Ведь если остаться и помочь, то
придётся преодолевать трудности. Орешки
в траве не видны. Нужно будет их искать
на ощупь и стараться не перепутать их
с плодами других деревьев. Что решили?
(Останемся
и поможем).

Для
этого приготовлены: 2 обруча, повязки
на глаза, орехи, каштаны, шишки,
киндерсюрпризы.

Ребёнок
и взрослый с завязанными глазами
выбирают из рассыпанных в обруче
предметов только орехи.

Ребёнок

читает стихотворение «Все
очень просто
»
Р. Саф:

Кто
вечно хнычет и скучает,

Тот
ничего не замечает,

Кто
ничего не замечает,

Тот
ничего не изучает.

Кто
ничего не изучает,

Тот
вечно хнычет и скучает.

Воспитатель
проводит игру «Что для чего годится».

Игра
развивает воображение, конструктивное
мышление, наблюдательность, активизирует
и уточняет знания об окружающем мире,
расширяет кругозор, развивает речь.

Например:
Камень – для чего? (Как груз; ударный
инструмент; способ добыть огонь (высечь
искру); строительный материал и т.д.).

Ведущий:

Вы
детей растите в холе,

Детям
вы дадите волю,

Но
подумайте родители

Человека
вы растите ли?

В
детях мы души не чаем,

Все
проступки им прощаем,

Может
лишь из-за себя,

Лишь
свою любовь любя?

Но
под нашею опекой

Детям
долго ли расти?

Что
вы дали человеку

Для
нелёгкого пути?

В
каждой клетке, в каждой жилке –

То,
что с детства в нас вложили,

С
первых лет ДОБРО и ЗЛО

В
кровь и в плоть у нас вошло.

Баловням
своим родители

Силу
духа вы дадите ли?!

Давид
Кугультинов

Этическая
беседа с элементами эксперимента:

Триединство
человека выражается через семью.
Целостным человек может быть только в
семье. То есть: Отец- глава семейства –
самая ответственная ипостась человека
(дух); жена, мать (душа), непосредственная
часть главы семейства-мужчины и третья
ипостась, объединяющая отца и мать –
ребёнок.

Взрослые
и дети берут себе по кубику и садятся
на ковре по кругу. Прозрачный сосуд с
горящей свечой ставится в центре.

Ведущий:

Бог — есть Любовь. А Свет Любви освещает
жизненный путь человека, стремящегося
к Богу. Поставьте свои кубики там, где
вы сами хотели бы находиться по отношению
ко Спасителю несущего людям Свет Любви.
Обратите внимание на то, что чем ближе
мы к ближним своим, тем ближе мы ко
Господу. Если мы искренне стремимся к
Богу, тем ближе, значимей, дороже для
нас наши ближние.

Дети
читают
стихотворение Н. Григорьева «Стенгазета
в нашем доме»
:

В
нашем доме стенгазета,

Как
домашний почтальон,

Мы
пришли, а папа где-то,

Нам
письмо оставил он:

«Я
у дедушки сейчас,

Дома
буду через час».

Я
пишу: «Пошёл гулять,

Дома
буду ровно в пять».

Чтоб
родных людей и близких

Поберечь,
не волновать,

Лучше
всё-таки записки

В
стенгазете оставлять.

Каждый
в своей паре рисует сообщение в семейной
стенгазете
.

Дети
играют в игру «Продолжи цепочку».

Принимаем
семейные правила:

В
нашей семье каждый имеет право:

ошибаться; дарить своё внимание; прощать;
побыть наедине; не обижаться и т.п.

Ребенок:

«Берегите
друг друга,

Добротой
согревайте.

Берегите
друг друга,

Обижать
не давайте.

Берегите
друг друга,

Ссоры
все позабудьте

И
в свободную минуту

Рядом
друг с другом побудьте» (О.
Высотская).

Ведущая
:
«Вот и справились с задачей!

Разве
может быть иначе?

Если
дружен коллектив, подходящий дан мотив,

То
с весёлой звонкой песней

Ждёт
удача тех, кто вместе»

Под
песню «Вместе весело шагать» выходят
из зала.

Бирюкова
Ж.В., воспитатель

МБДОУ
детский сад

общеразвивающего
вида № 23

г.
Белгород

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я искренне
рада нашей встрече. Семья -главное богатство в жизни. И если в семье царят
взаимопонимание и доверие тепло и уют, это настоящее счастье. А если вся семья
еще и любит читать, то это счастье вдвойне.

Наша программа называется: «Будет в семье лад,
коли книге рад». И сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости,
блеснуть эрудицией, поболеть за дружные семьи, которые рискнули принять участие
в сегодняшнем конкурсе.

Тема нашей встречи «Семейное чтение».

Представляем участников конкурса:

Любой конкурс невозможен без жюри.
(Представляется состав жюри)

Вед. Наш первый конкурс «Семейный портрет».

Сейчас каждая семья попытается рассказать о
себе, о своих семейных увлечениях, интересно, творчески, с задором. Нет на
свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по своему. Давайте
убедимся в этом.

Приглашаем семью… (Выступают семьи)

Вед. Спасибо семьям, а жюри за работу.

Издавна семья состояла не из одного поколения. В
ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки и т.д. Жили они дружно,
весело, друг друга уважали. Мы нашли много свидетельств тому.

Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и
поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить.


Семья в куче… — (не страшна и туча)


Не нужен и клад… — (когда в семье лад).


Дом вести…- (ис
бородой трясти).

Вед. Это была не большая разминка, перед
Предстоящие конкурсом.

Наше следующее задание называется «Гонка ая
лидером». Вам необходимо ответить на мои вопросы, Я поочередно для каждой семьи

задаю вопрос — с нас правильный ответ. За каждый
правильный ответ — 1 балл.

Вопросы:

I .
Есть у каждой книги, у дерева тоже есть, но у
дерева опадают (Листок) 2.Главыый
ropqg
шлягера «В
траве сидел кузнечик» (Кузнечик) З.Какое
государство упоминается в тнтулй Гамлета, принца Датского? (Дакия)

4.
По чему бьют в хоккее с шайбой? (По шайбе)

5.0
вчинка 5 которая стоила древним греком
большой выделки. (Руно)

б.Текущий по усам. (Мед)

7.
Свод армейской мудрости. (Устав)

8-
Город, где огней так много золотых. (Саратов)

9.
Не идущая к Магомету. (Г*ора)

ЕО.Часть тела, которую предлагают в комплексе с
сердцем. (Рука)

I1 .
Атрибут избы, который лучше ис
иыносить.
(Сор) 12,Райское местечко для влюбленных. (Шалаш) 13,Жидкость, без которой ни
туда и ни еюда, (Вода) 14.Черные, жгучие и опасные. (Очи)

15.
Заходящий за
разум. (Ум)

16-
Иа вес ЯЗЫКИ мастер. (Полиглот)

17,
Декежная единица рублевой зоны, (Рубль)

18.
Автомобиль, названный в честь великой русской
реки. (Волга)

19.
Вздор, предпочитавший, чтоО
em
несли. (Околесица)

20-
Слово, которое и кошке приятно, (Доброе)

■ Всем спасибо.

Наш следующий конкурс. Он называется: «Что за
прелесть эта сказки».

Я

зачитываю отрывки из детских сказок, а ваша задача назвать автора
л название сказки.

За
полный ответ 5 баллов, если вспоминаете только автора или только название
произведения — то 3 балла.

Варианты отрывков из
сказок:

.. .
Хозяин выскочил навстречу гостям, сорвал с плешивой головы шапочку и низко
кланялся, прося зайти.


Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, — сказала Лиса.


Хоть коркой хлеба угостили бы, — повторил Кот. («Золотой ключик, или
Приключения Буратино». А.Н.Толстой).

.. .
Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.

Пушкин).

…-
Апчхи, — оглушительно чихнул неизвестный старик и упал ниц, -приветствую
тебя, о прекрасный и мудрый отрок!


Вы откуда? Из самодеятельности?


О нет, о юный мой повелитель! Я вот из этого трижды проклятого сосуда…
(«Старик Хоттабыч». Л. И. Лагин)

.. .
И когда пришел настоящий час, стало у молодой купеческой дочери, красавицы
писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать ее, и смотрит
она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, — а все ей пускаться в
дальний путь. А сестры с ней разговаривают, о том о сем расспрашивают,
подзадерживают. («Аленький цветочек». СТ. Аксаков)

.. .
Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на
полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до
самого неба достает. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто
подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они
такие? («Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)


Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь
отправился домой. Перед ним молва бежала,

Быль и небыль
разглашала.(«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин)

Женя отдала маме
баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его
непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» («Цветик — семицветик».
В.П. Катаев).

.. .
Он подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий
лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и
потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной
кожи. («Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Вед. Наши мамы — молодцы! В следующем
конкурсе мы посмотрим, на чтоспособны
дети.

Проводится

обзор книжной выставки:
«Волшебный ларец сказок»

(Концертный номер)

Вед. Пока жюри подводит итоги у нас очень
приятный момент. В этом вы сейчас убедитесь.

1.
Чтоб жила библиотека, надо Чтоб в нее
читатель заходил Хоть иногда… Вы со мной Согласны? Да!!

2.
Чтоб страна была сильна, Надо…

Надо. Чтоб дружна была
семья! Вы со мной согласны? Да!

3.
Чтоб страна была умна,

Надо

Чтоб в семье читали
книгу!

Вы со мной согласны? Да!

Вед. А сейчас обещанный
приятный момент. Награждение самых активных читателей нашей библиотеки.


Номинация «Самый юный читатель»


Номинация «Самый активный читатель» — Баталова Гузель


Номинация «Почитатель сказок» — Костина Анастасия


Номинация «Самая читающая семья» — семья Ахметовых — мама папа и 2 их
сыновей. (Аплодисменты победителям)

А мы продолжаем.

Вед. Важным элементом крепости, сплоченности и
душевного согласия в семье является, конечно, семейное чтение. И мудрые
родители, в каком бы веке они не жили, всегда понимали это. Читая всей семьей и
малые и взрослые, соприкасаясь с жизнью литературных героев, приобщались к высокому
и духовному, чем так богата мировая литература. Насколько эта традиция отлична
от смотрин телевизора — чистотою общения, человечностью, душевностью — нет
нужды доказывать.

Возродить ее — значит
укрепить семейные узы. 5 ,Наш
следующий конкурс называется «Звездный час».

Сейчас вам представится
уникальная возможность показать эпизод семейного чтения.

Семьи получают отрывки
из произведений.

Распределяют между собой
роли, отрепетировав немного, они зачитывают этот отрывок.

Перед выступлением
обязательно объявите автора и название произведения. Высший балл-5.

(Пока семьи готовятся проводится игра со зрителями)

Итак, мы готовы присутствовать
на семейном чтении наших участников. Жюри продолжает свою работу. Выступит
семьи.

Вед. И последняя шаш
конкурс. Он называется «Почти буриме».

Я остановилась на нем,
потому что знаю всех своих читателей, как больших любителей и знатоков поэзии.
Конкурс заключается в следующем. Вы выбираете по конверту, где даны окончания
стихотворных строк написанных знаменитыми поэтами, ваша задача — вспомнить и
прочитать четверостишие. На обдумывание 3 мин. И так, выбираем конверты и
работаем. 1.Кроет, крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер») 2.Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий, : В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране
далекой? Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов. «Парус») 3.Береза, окном, снегом, серебром.

Белая береза Под моим
окном. Принакрылась снегом, Точно серебром.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»)

Команды готовятся, а
вашему вниманию обзор книжной выставки: «Семья колыбель счастья».___

Команды зачитывают
отрывки из стихотворений

Вед. Нашему жюри
предстоит большая работа — подвести итоги последнего конкурса и всей игры.

А пока жюри думает —
музыкальный подарок от детского коллектива «Радуга».

По итогам конкурсов —
«Самой читающей семьей» признаны семьи Ахметовыхи, Зариповых. Вам аплодисменты
и призы. (Награждение победителей).

Закончился наш праздник. На прощание я хотела бы всем
пожелать счастья, добра. Надеюсь, что вам сегодня было весело и интересно. До
новых встреч.

1.
По нему стучат, плюнув че­рез плечо. (Дерево.)

2.
Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу.
(Мороженое.)

3,
Бьют Еремку по затылку, а он не плачет, только ножку пря­чет. (Гвоздь.)


4. Чтобы тело чище было, ну­жен нам
кусочек… (Мыла.)

5.
Плывут цвета молока в си­ем небе… (Облака.)

6.
Счастливые… не наблюдают (Часов.)

7.
Без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз.)

8.
Всыпать по… число. (Пер­вое,)


9
Мой

… самых честных пра-(Дядя.)

10. Аи,Моська,знать она коль
лает на… (Слона.)

11.
течет, не вытечет. Бежит,
бежит, не
выбежит. (Раса.)

12.
А вы… как не садитесь, все в музыканты
не годитесь. (Друяя)

13.
Стоит

копна: спереди ви­лы, сзади
метла. (Корова.)

14….
пробелогобычка. (Сказка.)

15.
Быть можно дельным… и думать
о
красе ногтей. (Челове­ком.)

16.
Чего можно ждать сидя у моря? (Погоды.)

17.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, слезы пролива­ет. (Лук.)

18.
Перед кем не надо метать бисер ?
(Свиньи.)

V
19.
В здоровом…здоровый

дух. (Теле.)

20,
Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он
раскрасит мне аль­бом. (Карандаш.)

Адресат
— обучающиеся 7 класса.

Актуальность
. В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего многообразия окружающего мира, который влияет на подростка, особое значение имеет круг самого близкого общения, родители и близкие люди, то есть семья. Именно семья является источником и звеном передачи подростку социально-исторического опыта и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Итак, можно с полным правом считать, что семья является важнейшим институтом воспитания, социализации подростка.

Подростковый возраст – это период в жизни человека, особенно чреватый конфликтами, время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. У подростка много проблем. Он задает себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?» Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе. Семья оказывает огромное воздействие на формирование личности ребенка.

Таким образом, проблема повышения статуса семьи, её авторитета остается актуальной и сегодня.

Данный классный час решает следующие воспитательные задачи:

Содействие объединению представителей трех поколений семьи (детей, родителей, бабушек и дедушек)

Формирование чувства гордости за свою семью;

Формирование чувства ответственности перед семьей, чувства долга;

Развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников;

Развитие связной устной и письменной речи учащихся.

На классный час приглашаются родители, бабушки и дедушки учеников. Все присутствующие делятся на группы по 6-7 человек.

Содержание занятия.

  1. Вступительное слово классного руководителя
    .(5 минут)

На что и клад, коли в семье лад. Это известная пословица. А что значит слово «ЛАД»? Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «ЛАД В СЕМЬЕ»? (Выслушиваются варианты ответов)

Сегодня мы будем говорить о том, про какую семью можно сказать, что в ней «царит ЛАД»

Каждый человек стремится создать семью. И каждому хочется, чтобы его семья была счастливой. А что значит «счастливая семья»? Как построить отношения в такой семье? Сегодня мы вместе постараемся ответить на эти и другие вопросы.

  1. Работа в группах
    (5 минут)

Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры. Задание: записать признаки «ладной» семьи. На доске признаки такой семьи (уважение, взаимная любовь, заботливость, верность, дружба, согласие, искренность, предупредительность, терпимость, умение прощать, совместное решение проблем, материальный достаток, наличие детей, доброта). Можно добавить свои признаки.

По окончании работы представитель от каждой группы зачитывает получившиеся характеристики счастливой семьи.

  1. Игра «Работаем дружно» (10 минут)

Члены каждой счастливой семьи много работают. Как должны распределяться обязанности в семье? Каждая группа распределяет виды домашней работы между членами семьи. Выдаются карточки для каждой группы одинаковые. Каждая группа защищает отстаивает свою точку зрения.

Материал для карточек


Мытье обуви

Мытье посуды

Мытье пола

Пылесосить

Стирка

Вытирать пыль

Уход за комнатными растениями

Носить воду

Покупка продуктов

Выносить мусор

Носить дрова

Кормить кошку

Чинить носки

Гладить белье

Готовить завтрак

Готовить обед

Готовить ужин

Прибить полку

Поставить новогоднюю елку

Наряжать елку

Заниматься с малышами
  1. Игра «Клубочек комплиментов»
    (10
    минут
    )

В известной песне Булата Окуджавы есть прекрасные строки:

«Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты»

А говорить комплименты надо учиться. Сейчас мы этим и займемся. Каждая команда получает цветную нить. Первый участник начинает наматывать клубочек и говорит комплимент своему соседу, передает ему клубок, следующий повторяет действие и говорит комплимент своему соседу. Например: «Алеша мне нравится, потому что он всегда говорит правду» или « Настя мне нравится, потому что у неё ласковая улыбка». Так по кругу наматывается клубок. Последний участник возвращает клубок тому, кто произнес ему комплимент и повторяет его слова. Например: «Катя мне сказала, что я ей нравлюсь, потому что всегда мирю подружек и не даю им ссориться». Каждый клубок возвращается к первому игроку.

Участники делятся впечатлениями от игры. Обсуждают, можно ли так играть дома, в семье.

  1. Игра «Строим дом» (!0 минут)

Бывают в жизни семьи счастливые моменты, когда вся семья собирается вместе и есть свободное время. Как его провести? Есть много игр. Это прятки и жмурки, догонялки и щекоталки. Такие игры раскрепощают и взрослых и малышей, делают их ближе и роднее. Подобные развлечения – это очень большая эмоциональная подпитка и для больших и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости обеспечен всем. Дети в восторге, что родители проводят с ними время, а взрослые не прчь окунуться в детство.

Возьмите большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где «будет заложен город». Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте всей семьей к «строительству» своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Такая «рисовальная» игра хороша еще и тем, что играть в нее можно не один день. Надоело рисовать — свернули бумагу в рулон и убрали подальше. Зато через некоторое время интерес детей разгорится с новой силой. А рисовать

можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, Африку или Антарктиду, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует ваших деток. А можно вместе прочитать что-нибудь интересное, а потом это нарисовать и сделать из этого игру-бродилку!

А сейчас есть предложение каждой группе построить свой дом для семьи. (Каждая группа на листах ватмана «строит» дом.

VI
. Рефлексия.

Предлагается каждому участнику нарисовать свое настроение, выразить отношение к теме, ходу занятия с помощью смайлика, нарисовав его на доске.

Заключительное слово учителя.

Закончить классный час хочется словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Литература:

  1. Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.
  2. http://www.deti-pogodki.ru/pogodki/detail.php?ID=1283

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях — во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь — побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Семейная жизнь что кипящий котел». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Приведем одну из них: «На что и клад, коли в семье лад». Притом: «Муж-голова, а жена-сердце».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое.

Все мы в детстве мечтаем. Мечтаем о счастье. Счастье каждый представляет себе по-разному.

Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…

Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…

И мы должны быть вместе.

А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.

И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня. Правда?

Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь. Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было. Где больно: слёзы, обиды и разочарования.

Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье. Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжёлый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное «Лад»
?

Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?

«Не надобен клад, коли в семье лад»
, читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.

Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.

А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…

Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на «вчерашний день»: обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.

У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.

В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.

Это к-ра
-сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.

Лад в семье — это лад «семи — я», сложенный из лада в душах каждого в семье.

Ладные семьи — костяк сильных Родов.

Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.

А старшие поколения с младшими непрерывной нитью лада
соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.

С древнерусского «Лад
» значит «согласие», а ещё точнее «взаимодействие».

Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.

У Даля читаю: «Ладом» — «порядком, толком, путём, дельно»
.

Слово «Лад» значит ещё «любовь». Ладо, Лада называли так суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. «Лады всего дороже
«, «Ладый мой, не жури меня
«.

От слов этих бережность идёт, нежность, уважение и чистота.

Ладная семья обережённый свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.

Слово «Лад» вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.

Богиня Лада — это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога. Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов. Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды. Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.