Л н толстой отец и сыновья читать
Басня Толстого «Отец и сыновья» – поучительное повествование о мощной силе родства и единения. Произведение, затрагивающие вечно-живущие противостояние отцов и сыновей, борьбу братьев/сестер и бессмысленное отречение от родственной души.
Басня «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Мораль басни Толстого «Отец и сыновья»
Мораль басни «Отец и сыновья» лежит на ее поверхности и заключена в последнем предложении сказанного: семья, где один за одного готовь «перегрызть» обидчикам «глотки», никогда не будет сломлена и повержена бедой. Семья – самое важное, что дано человеку на его жизненном пути. Если в ней царят доверие, взаимовыручка и любовь, любые невзгоды станут лишь очередным этапом для сплочения и совместной борьбы, итогом которой всегда будет лишь победоносный клич.
Анализ басни «Отец и сыновья»
Для того, чтобы донести смысловую нагрузку басни «Отец и сыновья», автор решил использовать неприкрытые образы, в которых каждый безо всякого сомнения увидит себя. Басня рассказывает о вражде братьев, чьей примирительной стороной становится их отец, который дал мудрый и поучительный урок на примере несломленного целого веника и с легкостью поверженных его отдельных частей.
К сожалению, мир полон несправедливости, зависти и вечной борьбы за власть и богатство. Зачастую, поддавшись пагубному влиянию, многие забывают об истинных ценностях и жизненных приоритетах. Естественно, речь идет о важности и глубинном смысле семейных идеалах и принципах, о сплоченности семейных уз и крепких кровных объятиях.
Однако мораль басни «Отец и сыновья» может быть применима не только в данном автором контексте, что делает произведение еще более тонким и глубоким: в работе, дружбе, любом социальном, созданном группой людей, мире важно быть командой!
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Цель урока:
создать условия для осознания и
осмысления нового материала в соответствии с
индивидуальными особенностями учащихся.
Задачи:
- Образовательные:
создать условия для
ознакомления с произведением Л.Н.Толстого,
обучения нахождению главной мысли в тексте;
способствовать формированию навыков работы с
текстом, умения различать жанры
- Развивающие: развивать умение слушать и
понимать речь говорящего; логическое мышление,
технику чтения и речь, воображение.
- Воспитательные: воспитывать коммуникативные
качества; формировать самооценку собственной
учебной деятельности; воспитывать уважение и
сострадание к родным людям.
Планируемые результаты (предметные):
- ориентируются в тексте, определяют главную
мысль, пользуются средствами речевой
выразительности.
Метапредметные:
- познавательные:
овладевают приемами
понимания произведения, строят речевые
высказывания, выделяют существенную информацию
в тексте, строят рассуждения;
принимают и сохраняют учебную
задачу, планируют свое действие, адекватно
воспринимают оценку учителя;
планируют учебное
сотрудничество.
Личностные результаты: приобретают
первичные навыки оценки работ, ответов
одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности.
Формы организации познавательной
деятельности: работа в группах, в парах,
фронтальная, индивидуальная.
Оборудование урока: ЭФУ; интерактивная доска,
ноутбуки у каждого ученика, мультимедийная презентация , раздаточный материал,
хрестоматия.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент |
Цель: настроить учащихся на работу, способствовать активизации познавательной деятельности. Начинаем урок |
Подготовка к работе
Выставляют смайлик на лесенке |
Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Р: принимают и сохраняют учебную задачу |
— Оцените свое настроение, с которым вы пришли на урок. Предлагаю вам в начале урока Без чего на белом свете Звучит песня “Моя семья”. Слова и |
Отгадывают загадку Слушают песню и смотрят на экран |
||
СЛАЙД 2 |
— Как вы поняли, почему девочке было скучно, чего ей не хватало, чтобы почувствовать себя счастливой? |
Отвечают на вопрос | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Цель: активизировать знания учащихся., определить типичные недостатки. 1. На Я хочу начать наш урок со слов известного Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Как вы понимаете слова Толстого? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? 2. Работа в группах по карточкам Предлагаю вам вспомнить произведения, которые |
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. 1 ученик Отвечают на вопросы РАБОТА В ГРУППАХ Один ученик из группы зачитывает задание, |
К: планируют учебное сотрудничество:
П: |
СЛАЙД 3 |
Проверка. |
||
3. Постановка учебной задачи. |
Цель: создать проблемную ситуацию для определения учащимися целей и задач урока Сколько карточек осталось не О чем это говорит? Что осталось не открытым? Кто догадался, чем мы будем заниматься на Какие задачи поставим? |
Отвечают на вопросы. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Р: принимают, понимают и решают учебные задачи урока, планировать свои учебные действия уметь выражать свои мысли (К). |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Цель: организовать деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Послушайте басню Л. Толстого “Отец и |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) |
понимают, принимают и сохраняют учебную задачу (Р), воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушают и извлекают нужную информацию (П) участвуют в |
2. Работа над текстом. О чем Объясните, почему сыновья ссорились? Что тогда отец сказал сыновьям? Объясните, почему они не смогли сломать веник, |
Ответы на вопросы
(о том, что надо |
||
3. Вторичное чтение произведения: Откройте электронный учебник на с.83. Прочитайте |
Жужжащее чтение. | ||
После чтения:
К какому жанру Докажите, что это басня. Скажите, над чем же надо задуматься? Прочитайте слова, в которых заключена |
Ответы на вопросы |
||
5. Физминутка для глаз |
Цель: обеспечить условия для снятия усталости, оказать помощь детям в переключении их деятельности. “Зонтики” СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТАЛ http://easyen.ru |
Выполняют упражнения для глаз | |
6. Первичное закрепление. |
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения, развитие связной устной речи и логического мышления. 1. Мотивация перечитывания и Работа с деформированным текстом. Приложение 3 |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. поиск РАБОТА В ПАРАХ |
понимают содержание прочитанного, строят рассуждения об объекте (П), осуществляют синтез как составление целого из частей, проводят сравнение (П), принимают, понимают и решают учебные задачи урока (Р), осуществляют контроль своих действий (Р), участвуют в коллективном обсуждении (К). |
Л.Н. Толстой. ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ Отец приказал сыновьям, чтобы жили в мире; Сколько они ни старались Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: “Так-то и вы: если дружно Изменился ли смысл текста с другими словами? Почему не изменился? |
Один ученик читает текст с карточки, другой проверяет по оригиналу в ЭФУ. Слова заменены синонимами |
||
2. Работа с пословицей. Восстановите пословицу. ПРОВЕРКА на интерактивной доске. Как понимаете смысл? Подходит ли эта пословица к нашей басне? 3. Выразительное чтение Заслушивание 2-3 учеников. |
Индивидуальная работа на ноутбуках. Доброе Индивидуальная работа Готовят выразительное чтение с опорой на |
||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний. 2. Что велел принести отец? 3. Назовите синоним слов мир, лад, единодушие. 4. Счастье — это когда у тебя есть большая, 5. Герои прочитанного произведения. 6. Продолжите пословицу: “Не надобен и клад, 7. Назовите жанр прочитанного произведения. |
РАБОТА В ГРУППАХ
Самостоятельная |
осуществляют контроль своих действий (Р), осознают познавательную задачу (П), |
СЛАЙД 5 |
ПРОВЕРКА. (На экране – ответы на кроссворд) Прочитайте слово, которое у вас А что такое легенда? |
Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Высказывают свое мнение. |
|
8. Дополнительное чтение. |
Цель: развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, развитие нравственных качеств, уважения к женщинам. Сегодня мы с вами узнаем Слушание аудиозаписи легенды из ЭФУ. |
формулируют несложный вывод о прочитанном (П), участвуют в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения (К) |
|
ВОПРОСЫ после прослушивания:
Какие Как же надо относиться к нашим мамам? Кто уже может сказать, что такое легенда? Чтение определения в хрестоматии Подтвердились ли ваши предположения? |
Слушают аудиозапись и отвечают на вопросы после прослушивания Читает один ученик вслух, остальные следят по |
||
9. Рефлексия деятельности(итог) |
Цель: предоставить возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Какие задачи мы ставили в начале урока? Работа со слайдом презентации: Что поучительного вы взяли из Спасибо вам за урок! |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Выставляют смайлики на лесенке |
высказывают суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К) |
СЛАЙД 6 |
Что может быть семьи дороже? Что |
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик |
|
10. Домашнее задание. |
— Дома предлагаю вам выполнить задания по выбору : Составите текст, в котором Перечитаете “Легенду о матерях” и Нарисуете иллюстрации к понравившимся |
Записывают домашнее задание в дневник |
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: — Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Мораль басни «Отец и сыновья»
Часто такое бывает, что родные сестры и братья больше ссорятся, чем дружат, ревнуют родителей, делят игрушки, а позже одежду, вещи и другие материальные блага. Порой с товарищами по двору, школе или профессии у нас бывает больше общих черт, чем с кровными родственниками.
Однако же именно семья является нашим источником энергии, фундаментом, питающим нас, помогающим стать на ноги, двигаться к своей мечте и вообще развиваться.
То, насколько полно и быстро каждый из семьи сможет осуществить все задуманное, в немалой доле обусловлено тем, как дружна и крепка сама семья – о вот чем стремится рассказать мораль басни «Отец и сыновья».
На небольшом, но очень известном примере «обыкновенного веника», мы видим, что объединение сил – может помогать и защищать родных и ни у кого не выйдет победить такую семью. А если жить обособленно – враги быстро одолеют каждого поодиночке.
В нашей сложной действительности, где множество трудностей, невзгод и проблем, выжить и достичь чего-то в жизни можно лишь сообща!