Коррекционное занятие по семейному воспитанию. Занятие по семейному воспитанию «мир семьи». Упражнение “Ассоциации ”

Коррекционное занятие по семейному воспитанию. Занятие по семейному воспитанию «мир семьи». Упражнение “Ассоциации ”

Конспект занятия по граждановедению

Тема
: «Семья. Члены семьи, их обязанности»

Цель:
закрепить знания детей о родственных связях, обязанностях членов семьи

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания об основах семейных взаимоотношений.

Познакомить с понятиями «род», «родственники», «родовое дерево».

Научить распределять домашние обязанности.

Коррекционные:

Коррекция мышления через игры и игровые упражнения

Воспитательные

Воспитывать заботливое, бережное отношение к членам семьи.

Прививать уважительное отношение к старшим.

Пополнять активный словарный запас детей.

Оборудование:

Презентация семьи, членов семьи;

Предметные картинки-символы занятий членов семьи (книги, компьютер, газета, кукла, магнитофон и др.)

Карточки, на которых записаны члены семьи и их обязанности;

Рассказы о семье, записанные на отдельных полосках на каждого ученика;

Изображение родового дерева на каждого ученика;

Сердечки с вписанными в них именами родных;

Клеевые карандаши;

Мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент:
приветствие, настрой на занятие

2. Введение в тему

Посмотрите на картинку («Семья» слайд на презентации).

Кто на ней нарисован? (мама, папа, дети)

Как назвать одним словом? (семья)

Это слово имеет тайну. Его можно разделить на два: СЕМЬ Я.

Семеро таких, как я. Папа, мама, сестра или брат, бабушка и дедушка – самые близкие люди.

Число 7 неделимо. Слово «семья» означает единение и неделимость.

Семья создается родителями. От их любви и согласия семья становится крепкой. В ней воцаряется мир. В одной семье все чем-то похожи друг на друга. Если не лицом, то голосом, походкой или привычками, схожестью характеров, общими увлечениями и занятиями.

3. Основная часть

Давайте составим рассказы о ваших семьях. Возьмите конверты, достаньте полоски с предложениями, составьте из них рассказы.

Составляются рассказы о семье. Индивидуальная работа. Рассказы зачитываются детьми.

Например:

МОЯ СЕМЬЯ.

У меня большая семья.

Моего папу зовут Александр Алексеевич.

Мою маму зовут Наталия Николаевна.

Мою сестру зовут Света.

Еще у меня есть бабушка.

Ее зовут Мария Петровна.

У нас дружная и крепкая семья.

А чем любят заниматься ваши родные?

Возьмите маленькие конверты, в них картинки с изображениями различных предметов, которые символизируют занятия членов вашей семьи.

2-3 воспитанника рассказывают о любимых занятиях членов своей семьи.

Давайте еще раз обратимся к картинке, с которой мы начали наш урок.

Чем занята семья на этой картинке? (отдыхает)

А может семья существовать, если все будут только отдыхать? (нет)

Что еще должны делать члены семьи? (члены семьи должны трудиться)

Правильно, семья должна трудиться.

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто это делает в вашей семье?»

Игра с мячом

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ученику, обращаясь к нему с вопросом: «Кто в вашей семье…?»

Вопросы: — ходит на работу;

Зарабатывает деньги;

Готовит пищу;

Убирает;

Моет посуду;

Стирает;

Гладит;

Ходит в магазин за покупками;

Учит уроки;

Проверяет уроки;

Вытирает пыль;

Выносит мусор;

Делает ремонт

Кто же больше всех трудится в семье? (мама)

Давайте справедливо распределим обязанности между членами семьи.

Проводится игра «Наши обязанности». Детям выдаются карточки, на которых написаны домашние обязанности, на доске помещаются карточки, на которых написаны члены семьи. В ходе игры все обязанности по дому поровну распределяются между членами семьи.

Игра «Наши обязанности»

мама

папа

Зарабатывает деньги

Зарабатывает деньги

Убирает

Убирает

Ухаживает за детьми

Делает ремонт

Готовит пищу

Гладит белье

Стирает

дочь

сын

Помогает убирать

Помогает убирать

Моет посуду

Выносит мусор

Вытирает пыль

Ходит в магазин

Вернемся к нашей картинке. (слайд на презентации)Кого не нарисовал художник? (дедушку и бабушку)

Дедушки и бабушки – это ваши родственники, члены вашей семьи.

Папа, мама, брат, сестра, дедушка и бабушка – это РОДСТВЕННИКИ, РОДНЯ, РОДНЫЕ.

А что же обозначает это слово « РОД»?

Сравним его с деревом. Как много у дерева ветвей, как много листьев. Но все они от одного ствола, из общего корня. Вместе они – одно дерево.

Так и у родственников. Они произошли от одного предка, который жил очень давно. Ты и твои родственники – один род.

Сейчас каждый из вас составит родовое дерево своей семьи.

Воспитатель объясняет задание: на картинку родового дерева наклеиваются сердечки, в которые вписаны имена родных, каждое на отведенное для него место.

Составление родового дерева

Получившиеся родовые деревья выставляются на доску.

Подводится итог.

4.Вывод по занятию

О чем говорили на занятии? (о семье)

Кого можно назвать семьей? (маму, папу и детей)

Семья – это чужие люди или родственники? (родственники)

Как нужно относиться к членам своей семьи? (любить и заботиться друг о друге)

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов)

Любите, берегите и дорожите своей семьей – вашей опорой в этой жизни.

Цель занятия:


способствовать укреплению семейных связей

Задачи:

Образовательная:

Выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление детей через выполнение индивидуальных заданий, развивать умение выражать свои чувства, развивать монологическую речь

Воспитывающая:

Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, стремление приносить им радость

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Коррекционное занятие по программе «Семейный очаг»

Наша дружная семья

Цель занятия:


способствовать укреплению семейных связей

Задачи:

Образовательная:

Выявить представления детей о составляющих счастливой и крепкой семьи

Коррекционно-развивающие:

Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление детей через выполнение индивидуальных заданий, развивать умение выражать свои чувства, развивать монологическую речь

Воспитывающая:

Воспитывать любовь и уважение к своим родителям, стремление приносить им радость

Подготовка занятия:

На столах находятся листы бумаги с нарисованными на них маминой и своей ладошками, ручки

К занятию дети уже заранее написали мини-сочинения «Моя будущая семья» или используются мини-сочинения сверстников, написанные ранее

Подготовлены аудиозаписи песен о маме и семье

Подготовлены репродукции картин о семье и семейном быте, пословицы и поговорки о семье, которые вывешиваются в ходе занятия

Разработал

Социальный педагог

Дубовицкая Т.Н.

С. Барское Городище 2012

Педагог:

Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами поговорим о семье, какой она должна быть, и что мы должны делать для того, чтобы семья стала дружной и крепкой и счастливой.

Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие. (переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье перед бурей, дождь…)

Начнем с меня. У меня на душе сейчас тихая безветренная погода.

Кто следующий?
(высказывания детей)
. Улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода.

Беседа:

Как вы понимаете слово «семья»?

Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Ответы, высказывания детей.

А вот что возникает при этом в воображении наших маленьких сестренок и братишек. У нас в гостях
передача «Устами младенца».
Знаете, раньше по телевизору показывали такую передачу. Вы, наверное, уже не застали ее. В этой передаче маленькие дети своими детскими словами объясняли какое-нибудь понятие, какой-нибудь предмет или слово, а взрослые люди должны были отгадать, что имели в виду дети.

1-й малыш:

«Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У нее есть любимый человек – дедушка. Кто она?»
(Бабушка)

2-й малыш:

«Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботлива, не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя».
(Мама).

3-й малыш:

«Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак… Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить»
(Папа).

4-й малыш:

«Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать,
веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости… Это бывает плохое, когда не пускают гулять, когда уроки заставляют делать. Оно бывает веселое и грустное, хорошее и плохое. Что это?»
(Настроение)

А какая же у вас семья – дружная или нет? Какую семью мы называем дружной?

Высказывания детей.

А ведь вы все – будущие семьянины. О какой семье вы мечтаете?

Высказывания детей.

А вот как свои
будущие семьи представляют ваши ровесники
, теперь уже выпускники нашей школы.

Зачитываются мини-сочинения.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Бывают в семье и радости, и беды, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем, не хватает житейской мудрости. Именно этому, житейской мудрости, учат народные пословицы и поговорки. Давайте же вспомним некоторые из них. А вспомним мы их не совсем обычным способом. У меня в руках конверты, а в конвертах – задания. Представим себе, что задания эти прислали вам ваши родители. Ведь они хотят, чтобы у вас в будущем была дружная семья, чтобы вы избежали некоторых ошибок, которые
когда

то
,
может
быть
,
совершили
ваши
родители
.
В
этих
конвертах

та
самая
житейская
мудрость
,
о
которой
мы
говорили
.

Итак
,
из
набора
слов
,
полученных
в
конвертах
,
вам
необходимо
составить
известную
пословицу
и
объяснить
ее
смысл
.

Во
время
выполнения
задания
звучит
песня
о
маме
«
Моя
мама

лучшая
на
свете
»

Пока
вы
выполняли
задание
,
звучали
песни
о
маме
,
самом
близком
и
родном
для
всех
для
нас
человеке
.
Послушайте
,
как
говорит
о
маме
писатель
Юрий
Яковлев
:

«
Закрой
глаза
,
прислушайся
.
И
ты
услышишь
мамин
голос
.
Он
живет
в
тебе
самом
,
такой
знакомый
,
родной
.
Его
не
спутаешь
ни
с
одним
другим
голосом
.
Даже
если
станешь
взрослым
,
всегда
будешь
помнить
мамин
голос
,
мамины
глаза
,
мамины
руки
.

Мама
.

Ты
еще
не
умел
говорить
,
а
мама
понимала
тебя
без
слов
,
угадывала
,
что
ты
хочешь
,
что
у
тебя
болит
.
Ты
еще
не
умел
ходить
,
мама
носила
тебя
на
руках
.
А
потом
мама
научила
тебя
говорить
,
ходить

Мама
прочла
тебе
первую
книжку
.


Мама
всегда
была
рядом
с
тобой
.
И
все
,
что
окружало
тебя
,
как
бы
начиналось
с
мамы
».

(Возможен вариант с домашними обязанностями, обсуждение поговорки «Баба да кошка в избе, мужик да собака – во дворе»)

У
каждого
из
вас
есть
изображение
маминой
и
своей
ладошки
.
На
рисунке
маминой
ладошки
напишите
добрые
слова
к
слову
«
мама
».
Затем
в
центре
ладошки
напишите
,
чем
вы
сильнее
всего
обидели
маму
.
А
теперь
наклейте
на
мамину
ладошку
свою
ладошку
и
напишите
теперь
уже
на
своей
ладошке
слова
,
благодаря
которым
мама
простит
вас
.

Во
время
выполнения
задания
звучат
песня
о
маме «Мамочка моя милая»

По желанию детей зачитываются выполненные задания. Подводятся
итоги занятия
(примерные вопросы):

  1. Какими же качествами должны обладать члены семьи, чтобы их семья была крепкой и надежной?

Педагог зачитывает легенду:

В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора. Он посетил эту семью и убедился, что молва ничего не преувеличила. Император спросил у старожила этой семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» в ответ старейшина произнес одно лишь слово. Как вы думаете, какое? (ТЕРПЕНИЕ).

  1. Какие выводы для себя сделали?
  2. Какую бы хотели иметь семью в будущем?

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печаль.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем.

Вывод
:

Надеюсь, что сегодняшнее занятие еще раз напомнило вам о том, что нужно обязательно дорожить своей семьей и близкими вам людьми, как можно меньше огорчать своих родителей, а ваши замечательные ладошки подарите своим мамам. Думаю, им будет очень приятно.

Звучит песня «Про мою семью» (исп. Дети)

Конспект занятия

«Мир семьи»

Цель:

воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

Развивающие:

расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

Воспитательные:

воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим.

Оборудование:

Нарисованная поляна, бумажные птицы, дом с изображением «7-я – наша группа», звезды-оригами, пословицы для игры, раздаточное пособие для практической работы, компьютер с видеосюжетом «Притча о звезде», песни «Мир похож на цветной луг», «Твори добро», афоризмы про семью, фломастеры, свеча.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу.

Давайте дадим друг другу руку, улыбнёмся солнышку – пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? (Семья)

Тема нашего часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Английский психолог, философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – дом, семья. (Показываю плакат в виде дома «7-я – наша группа»)

Что же означает слово «семья» по-вашем? (Дети отвечают по кругу определение «Семья»)

Семья – сколько в нём загадок, оно делится на два слова: «семь» и «я». Оно говорит «семья» — это семеро как я. Число семь не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что «семья» тоже едина и неделима.

Давайте посмотрим инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Лепесток и цветочек». (Просмотр сказки в исполении детей)

«Лепесток и Цветок»

Расцвёл белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветёт. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, Как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе пчёл и шмелей. Пошёл Лепесток, встречает Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветёт.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Воспитатель:

Скажите, ребята, почему погиб лепесток? А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (Ответы детей)

В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, единстве с родственниками, человек счастлив по-настоящему.

Мне кажется, что и нашу группу можно назвать семьёй. Ведь нас с вами многое объединяет: мы заботимся друг о друге, помогаем, у нас есть общие увлечения, любимые занятия и даже семейные традиции.

Скажите своё мнение – считаете ли вы нашу группу семьёй? Что нас объединяет в семью? (Ответы детей. Затем выбирают карточки с нужными ответами, помещают в дом «7-я – наша группа», делают обобщение).

1.Занятия

2.Досуг

3.Традиции

4.Труд

5.Увлечения

6.Мероприятия

7.Отдых

8.Школа

Послушайте стихотворение о нашей семье.

Воспитанник:

Семья – это наше счастье, любовь и удача,

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это важно!

Семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтобы про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

Воспитатель:

Хорошо, когда все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. Во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, читать вслух книгу, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, шутить, вместе гулять, играть.

И сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

Игра «Путаница».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий выходит из комнаты. Не расцепляя рук, игроки запутываются в кругу. Задача водящего – вернуть детей в круг.

Воспитатель:

Молодцы! Задание было веселым и интересным, не правда ли? Скажите, что помогло вам справиться с ним? Как удалось достичь цели? (Ответы детей)

Да, взаимопомощь, поддержка, доверие друг к другу помогли вам справиться с этим заданием.

Только понимая друг друга и вежливо относясь друг к другу, можно избежать семейных ссор, поддержка членов семьи поможет справиться с любой трудной ситуацией, а доброта в семье помогает сохранить спокойствие и уют. А самое главное и важное — чтобы в семье был мир и лад.

Мир семьи — это радостный дом, его уют и тепло.

Какие качества важно воспитать в себе, чтобы сохранить этот уютный и теплый мир семьи? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь, терпимость, взаимопомощь, взаимопонимание, умение уступать друг другу, гостепреимство).

Давайте попробуем создать наш «Мир семьи».

У вас на столах волшебные птицы, которые помогут вам запомнить эти качества. Нужно разместить их на сказочной поляне. (Поочерёдно выходят дети, читают определения качеств, делают обобщение: почему важно воспитывать в себе то или иное качество).

Американский философ Джордж Сантаяна говорил: «Семья – один из шедевров природы». И этот шедевр природы – наш «Мир семьи», где есть уют, тепло и гармония. (Дети поют Песню «Мир похож на цветной луг»)

Но в семье не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Что ещё, по-вашему, необходимо для создания крепкой семьи? (Любовь, уважение, лад, забота, взаимопонимание, терпение, дружба, юмор, такт, хорошее настроение, доброта).

Давайте соберём солнечные лучи в единое целое. (Поочерёдно выходят дети, читают определения к высказыванию «Крепкая семья» и помещают на сказочную поляну вокруг солнца).

Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.

«Дом построить – не шапку одеть» — гласит русская народная пословица. В народе существует множество пословиц и поговорок о доме, о семье. А какие помните вы?

    Мой дом – моя крепость.

    В гостях хорошо, а дома лучше.

    Дома и стены помогают.

    В семье и каша гуще.

    Семья в куче, не страшны и тучи.

    Яблоко от яблони не далеко падает.

    Дети, что цветы: уход любят.

    Семейное согласие всего дороже.

    В семье разлад, так и дому не рад.

Перед вами пословицы. Но, по ошибке наборщика, они перепутаны. Нужно вернуть им первоначальный вид, соединив стрелками.

1.Когда семья вместе…(так и душа на месте).

2.Семья без детей…(что цветок без запаха).

3.Согласную семью…(и горе не берёт).

4.Семья – печка: как холодно…(все к ней собираются).

5.Дружная семья…(и землю превращает в золото).

6.В семье любовь да совет…(так и нужды нет).

7.На что клад…(коли в семье лад).

8.Изба детьми…(весела).

9.Семья сильна…(когда крыша одна).

Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием на «отлично».

Скажите, почему люди не любят жить в одиночестве? Для чего они ищут спутников жизни, воспитывают детей, приобретают друзей? (Ответы детей)

Предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о семье «Притча о звезде». (Просмотр видеосюжета)

Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» — спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в

дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна. «Да, — ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел изнемождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», — ответила, тяжело вздохнув Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и вот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна СЕМЬЯ»!

Воспитатель:

Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили, хочется создать свою счастливую семью.

Весь народ – наша большая семья. История каждой семьи – частица истории Родины. Мы с вами тоже частичка своей Родины. И насколько сплочённой и крепкой будет наша группа, наша семья, зависит от тех качеств, которые вы в себе воспитываете.

Где-то далеко во Вселенной освещает жизненный путь каждой семьи нашей необъятной страны большая яркая звезда.

Звезда – это символ единства и сплочённости. Давайте зажжём свои маленькие звёздочки – символы душевного тепла и покоя, любви, понимания и мира в нашем доме. (Дети прикрепляют сделанные заранее звёздочки по технике «оригами» к окнам дома).

Мне очень хотелось бы, чтобы никогда не угасал этот свет в ваших окнах, где тепло и уютно всем нам.

Постарайтесь, чтобы так и было!

Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен творить добро».

(Дети поют песню «Твори добро». Зажигается свеча. Она передаётся по кругу).

Наше занятие подходит к концу. Очень хочется, чтобы всё то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы вам ваш дом был согрет душевным теплом, уютом и любовью.

Благодарю всех за участие, за вашу активность.

Разделы:


Внеклассная работа

Цель
:
расширять представление воспитанников о нравственных основах семьи.

Задачи

КРЗ:

  • Закреплять знания по теме «Семья», способствовать осознанию модели счастливой семьи.
  • Формировать коммуникативные умения, эмпатию, культуру взаимоотношения и взаимопонимания в семье.
  • Формировать уважительное отношение к русскому народному творчеству, художественному слову.
  • Развивать память, внимание, мышление через игровые упражнения.

Форма:

этический тренинг.

Используемый реквизит

:
фломастеры, рисунки-«кирпичики», бейджи с указанием семейной роли, кроссворд, карточки с частями пословиц, фонограмма «Погода в доме», «Законы человечности», семейные фото, опорные тезисы «Типы семьи», пиктограммы, фотоаппарат.

Оформление доски

:
семейные фотографии.

Ход занятия

Вводная часть

1. «Мозговой штурм».

  1. Как в старину в России назывался свадебный
    обряд?
    а) «Щи»;
    б) «Каша»;

    в) «Окрошка»;
    г) «Кулебяка».
    (Может быть, отсюда берёт истоки русская пословица «С ним каши не сваришь»?)
  2. Кого засылают в дом невесты
    ?
    а) Разведчиков;
    б) Юристов;
    в) Сватов
    ;
    г) Казачков.
  3. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи
    и дома
    ?
    а) Род;

    б) Число;
    в) Падеж;
    г) Склонение.
  4. На русских свадьбах
    существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Как они назывались?
    а) Разгуляи;
    б) Разгоняи;

    в) Распеваи;
    г) Распугаи.
    (Тем самым гостям прозрачно намекали, что пора расходиться по домам.)
  5. Какой математический термин часто использует супруг
    , говоря о своей жене
    ?
    а) Половина
    ;
    б) Четвертинка;
    в) Осьмушка;
    г) Десятина.
  6. В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери
    ?
    а) Февраль;
    б) Март;
    в) Сентябрь;
    г) Ноябрь.
  7. В каком месяце отмечается Международный День семьи
    ?
    а) В мае
    ;
    б) в июне;
    в) в августе;
    г) в сентябре.
    (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года.
    Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

Основная часть

1. Вступительное слово

2007 г. – Год Семьи (ЮНЕСКО)

2008 г. – Год Семьи (в России)

В Интернете был объявлен конкурс на самый интересный семейный портрет. Вы видите некоторые из них. На этих портретах лица веселые и серьезные…разные. Но что их объединяет?

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней.

Как вы понимаете слово «семья»?

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

2. Семейный кроссворд.

Как можно назвать одним словом всех членов семьи? (родственники)
О них наш кроссворд:

  1. Сын моей матери. (Брат
    )
  2. Мой родитель. (Отец
    )
  3. Брат отца или матери. (Дядя
    )
  4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра
    )
  5. Та, что дала нам жизнь. (Мать
    )
  6. «Святая кровь» — мать мужа. (Свекровь
    )
  7. Мать жены. (Теща
    )
  8. Сын моего ребенка. (Внук
    )
  9. Мой наследник. (Сын
    )
  10. Сын моей сестры или брата. (Племянник
    )
  11. Отец мужа. (Свекр
    )

3. Моделирование ситуаций.

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, традициями, атмосферой.

Какие основные типы семейных отношений вы уже знаете? Чем они отличаются друг от друга?

  • Диктат – подчинение, насилие, приказ.
  • Опека – ограждение от трудностей, излишняя, навязчивая забота.
  • «Невмешательство» — равнодушие, безразличие.
  • Сотрудничество – взаимопонимание, взаимопомощь, наличие общих целей и общих дел.

Как вы считаете, какой стиль семейных отношений наиболее предпочтительный? Почему?

Вспомните сказку «Репка». Назовите главного героя сказки. Перечислите членов его семьи. Как бы вы охарактеризовали семью этого героя? Хотели бы вы жить в этой семье? Почему? К какому типу относится семья из этой сказки?

Задание: распределив между собой роли, разыграть сказку, но с различными типами семейных отношений (диктат, опека, невмешательство).

Какая атмосфера, какой климат в таких семьях? (напряженный, неизбежны конфликты).

4. Игра «Строители».

Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.

Придумайте как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом» (дом — это…моя крепость, семейный очаг; это здание, в котором живут люди; место, где меня всегда ждут; тихая пристань; территория для дружеских тусовок…)

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, — еще не дом.
И даже люстра над столом, — еще не дом.
И на окне с живым цветом — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

А как создать Тепло нашего Дома? Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?

Предлагаю вам поиграть в «строителей». Мы всем коллективом будем “строить” наш дом, при этом приложим все усилия, чтобы в нашем доме было тепло, светло, уютно, комфортно.

Основа дома – это его фундамент. Что является фундаментом каждого дома, каждой семьи? С какого чувства начинается семья? Это чувство – любовь. Именно оно является основанием, фундаментом любой семьи.

Ребята, как вы понимаете слово Любовь?(примерные ответы детей… это когда понимаешь, прощаешь ошибки).

Любовь, понимание, взаимоприятие – залог семейного счастья.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

На этот прочный фундамент мы возведем стены. Из какого материала? Перед вами на строительной площадке – кирпичи. Но это непростые кирпичи…(постепенно на макет дома прикрепляются кирпичи-слова).

Кирпич Дружбы”

Ребята, как вы понимаете слово Дружба? (примерные ответы детей…взаимопонимание, взаимопомощь, уважение). Вам предлагаются описания видов жилищ разных народов. Задача – определить их названия”.

  • Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (хата
    )
  • Переносное жилище у кочевых народов. (кибитка
    )
  • Отдельная комната монаха в монастыре. (келья
    )
  • Кочевой шалаш у киргизского народа. (юрта
    )
  • Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки. (вигвам
    )
  • Дворец и крепость феодала. (замок
    )
  • Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой, и т.д. (шалаш
    )
  • Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (землянка
    )
  • Отдельное жилое помещение в доме с кухней, комнатами. (квартира
    )
  • Временное помещение из натянутой на остов ткани. (палатка
    )

Кирпич Улыбки”

У нас в гостях – передача “Устами младенца”.

  • Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни.
  • Так называют всё удивительное, необычное, волшебное.
  • Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся (чудо).
  • Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё забыли.
  • Она помогает стать настоящим человеком.
  • Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она тебя мучает (совесть).
  • Если его нет, то и нет радости, без него не жизнь, а существование.
  • Его всегда желают друг другу, особенно в письмах.
  • Его не купишь ни за какие деньги (здоровье)
  • Каждый человек о нем мечтает, хочет, чтобы в жизни все было хорошо.
  • Но никто не знает, где его искать.
  • Есть сказочные птицы, которые его приносят (счастье).
  • Человек все несет к себе в дом, нужно ему или нет.
  • Он не любит дарить подарки, делиться конфетами.
  • И лучше у него ничего не просить, потому что все равно не даст (жадность).
  • Человека заставляют нести ответственность за свой нехороший поступок.
  • Взрослые говорят, что это помогает воспитывать правильно.
  • Человека чего-то лишают, не пускают гулять из-за плохого поступка (наказание).

Кирпич Мудрости”

Ребята, как вы понимаете слово Мудрость?(примерные ответы детей… ум, знание, опыт…).Наш мудрый народ сложил немало пословиц. Соедините части пословиц в одно целое:

  • В гостях хорошо,… а дома лучше.
  • Не нужен клад,… коли в семье лад.
  • Дом вести … не бородой трясти.
  • Семья вся вместе — … душа на месте.
  • Семейные нелады… доведут до беды.
  • В родной семье… и каша гуще.
  • Дружная семья… гору сдвинет.
  • Семья сильна,…когда над ней крыша одна.
  • Семья в куче –… не страшна и туча.
  • В хорошей семье –… хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе,… так и душа на месте.
  • Русский человек…без семьи не живет.

Кирпич Понимания”

Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник. Способов проверить это качество много.

Задание: каждый из вас должен изобразить фрагмент работы по дому, а остальные отгадывают. (Побелка потолка, оклеивание обоями стен, покраска оконных рам, мытье полов, посуды, стирка, глажение белья… – задания раздаются на карточках)

Стены мы достроили. Из каких кирпичиков мы их выстроили? Почему мы выбрали именно эти кирпичики? (ребята дают свои ответы). А чего, как вы думаете, не хватает нашему дому? (варианты ответов детей) Правильно, нашему дому не хватает крыши. Именно крыша спасает нас от непогоды, плохого настроения, вселяет в нас надежду, объединяет нас…

В древности жила удивительная семья. Она состояла из ста человек. Царили в ней лад, любовь, уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора. И он посетил ее. Убедившись, что молва ни­чего не преувеличила, император спросил у главы семьи, как им удается жить в мире и согласии, никогда не ссо­рясь и не обижая друг друга. Старейшина взял бумажку и стал писать ответ. Он написал сто слов. Император бы­стро пробежал написанное глазами и с удивлением обна­ружил: на листке сто раз было написано одно и то же сло­во «терпение».

Итак, крыша нашего дома, семьи – терпение.

Ну что ж, наш дом построен. В каждой семье, в каждом доме существуют свои законы, благодаря которым создается доброжелательная атмосфера, теплый климат и уют. Это законы человечности. Объясните, как вы их понимаете. Согласны вы с ними?

Законы человечности

Обсуждение «Законов…».

Заключение

1. Подведение итогов

Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин.
(В.Маяковский)

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди вступают не в партии, а создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? (семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве)

Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по-настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи. (Звучит фонограмма песни «Погода в доме»)

Семья — высшая ценность нашего общества. В ней формируются идеалы, обычаи, традиции общества, создаются моральные ценности: доброта, верность, любовь.

Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Все начинается с семьи.

2. Рефлексия

  • В чем секрет счастливой семьи?
  • От чего зависит благоприятный климат семьи?
  • Что вам показалось полезным для своего будущего?

3. Цветочная клумба. Семейный портрет

Вокруг любого дома, где живут дружные, любящие друг друга люди, растут цветы.

Давайте и мы посадим свою клумбу у стен нашего дома (цветы с пиктограммами эмоций)

После проделанной сообща работы принято фотографироваться, делать портрет всей семьи. Предлагаю и нам с вами последовать этой доброй, прекрасной традиции.

Дата публикации:
2016-11-04

Краткое описание:

Коррекционное занятие по теме:
«Моя семья».

Цели:

1) помочь детям осознать роль семьи в жизни человека;

2)

развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми

3)

прививать уважительное отношение к членам своей семьи.

4) воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к своим товарищам, чувство ответственности за свою команду.

5) работать над словесным ударением.

Ход занятия.

    Приветствие в игровой форме.

Встаньте пожалуйста в круг, улыбнитесь, пожмите друг другу руки и поздоровайтесь.

2.Установочная физкультминутка.

Дождик капнул на ладошку,

На цветы, и на дорожку,

Дождик льёт, ой-ой-ой,

Побежали мы домой,

Прибежали мы и сели.

3.

Ребята, давайте поиграем в игру под названием
«Кто

поможет?».

Я буду задавать вам вопросы, а вы, подумав, станете мне отвечать.

Все ребята любят вкусненько покушать. Кто же в доме лучше всех приготовит ужин?
— Все, конечно, угадали –

это наши мамы.

— А теперь послушайте другие вопросы.

Кто научит гвоздь забить. Даст машину порулить?

Все вы знаете, ребята,

— это наш любимый (папа.).

А кто это? Послушайте вопросы.

Кто носки внучатам вяжет, сказку старую расскажет, с мёдом даст оладушки —

это наша бабушка.

Он — мужчина и он сед, папе — папа, мне он

— дед.

— Кто порадует пятеркой? Кто поможет вымыть терку?
— Кто пойдет гулять с собакой?
— Кто польет цветы?
— Эти несложные дела по силам детям – сыновьям и дочерям.

Мамы, папы, и их дети – сыновья и дочки. Они все родные люди, они живут в одном доме, они все помогают друг другу. Они все любят друг друга и понимают.
— А каким, одним словом мы можем объединить этих людей?

Ребус «7 я»
— Это – семья. Без семьи людям очень трудно.

4. Я предлагаю вам подобрать слова-определения к слову «семья».

Семья- какая? (дружная, большая, крепкая, весёлая, надёжная и т. д.)

5

. Рассказ детей о семье.

(используя рисунки семьи, фото, дети рассказывают о семье)

«…Лучше моих предков нет!
Они мне дарят улыбок свет.
Вам сказать хочу серьёзно:

Для меня они, как звёзды!» Алина

Мою маму зовут Наталья. Она работает медсестрой. Моего папу зовут Гена. Он — пожарник. (Деркачёва Алина)

«Большая у меня семья,
Но самый главный в ней
Конечно, Я!» (Исаков Даниил.)

Я Ляшков Даниил. Папа- Саша, брат- Артём. Мы живём в городе Воронеже.

Моя мама- повар. Ёе зовут Светлана.

Мой папа работает на сахарном заводе. Его зовут Алёша.

Мою маму зовут Наталья. Мы живём в селе. (Грошев.)

6.Родители дают имя своему ребёнку. Имя определяет судьбу человека, определяет его черты характера. Готовясь к занятию, дети нашли, что обозначают их

имена.

Настенька (

уменьшительное имя от Анастасии) — самое распространенное имя героинь русских сказок. Девочке с таким именем на роду написано быть самой красивой, самой умной, самой нежной.

Алина.

Девочка с этим именем — настоящая фантазёрка и выдумщица, она все время придумывает какие-то истории или игры. Эта девочка — непоседа и озорница, но зато она не капризна, редко плачет и никогда не жалуется.

Даниил

— спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры, общительный, постоянно окружён друзьями.

Сергей —

заботливый мальчик, способен к сопереживанию. Он добросовестный и обязательный, почти всегда выполняет своё обещание.

На лепестки дети наклеивают своё фото и характеристику.

Получается ромашка.

7

. Пальчиковая разминка «Считалочка».


Ребята, давайте вспомним считалочку и разомнем наши пальчики. Поставьте перед собой руку с открытой ладонью и загибайте пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – буду я –
Это вся моя семья.

8. Физкультминутка «Как живёте? »

Как живёте? – вот так! (показывают большой палец правой руки)

Как идёте? – вот так! (ходьба на месте)

А бежите? – вот так! (бег на месте)

А шалите? – вот так! (ударяют ладошками по надутым щекам)

На занятьях как сидите? – вот так! (руки полочкой перед собой)

Покажите, как вы спите? – вот так! (ладошки прижаты друг к другу и прижаты к щеке)

К солнцу тянете ладошки? – вот так! (тянут ладошки вверх)

Как сидите у окошка? – вот так! (кулачком подпирают щёку
)

Всем спасибо за вниманье, ждёт вас новое заданье.

9.Древо класса

.

А сейчас мы сделаем необычное дерево

– символическая секвойя, где ствол и корни — это родителей, а зеленая крона – ладошки детей. И в итоге произошло удивительное чудо – рождение новой большой многочисленной семьи – семьи класса.

10. В конце занятия для закрепления я хочу задать вам несколько вопросов:

:

1. Сколько человек в вашей семье?

2. Как можно ласково назвать бабушку?

3. Может ли дедушка быть папой?

4.. Кто старше бабушка или мама?

5. Как зовут мамину маму?

6. Как можно ласково назвать маму?

6. Кто младше папа или дедушка?

7. Кто в семье самый главный?

11.В конце занятия мы прочитаем все вместе стихотворение о семье:

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу.

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно!

Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно!

    Итог. Закрепление результатов занятия.

Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представили

себе что-то очень хорошее, что было в жизни вашей семьи. Представьте ласковую маму, справедливого папу, сестру или брата с которыми вы часто вместе играете. Вы почувствуете, как вам стало тепло и радостно и как легко стало вашей душе…
Запомните, что вы сейчас чувствуете и сохраните эти ощущения в памяти.

Откройте глаза.
— Ребята, о чём мы сегодня говорили?