Коллективная работа на тему осень подготовительная группа. Публикация педагога на тему Осеннее дерево. Аппликация на тему «Осень» в младшей группе: научить ребенка прекрасному

Коллективная работа на тему осень подготовительная группа. Публикация педагога на тему Осеннее дерево. Аппликация на тему «Осень» в младшей группе: научить ребенка прекрасному

Задачи:


  • вызвать интерес к созданию коллективной работы «Осеннее дерево»;
  • учить детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева);
  • развивать умения: аккуратно вырезать по контуру, приклеивать деталь;
  • воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.

Интеграция с другими областями:


  • коммуникация;
  • познание;
  • чтение художественной литературы.

Обогащение словарного запаса:


убранство, разноцветье, крона, листопад.

Предварительная работа.

Экскурсия в осенний парк для наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев для гербария. Чтение художественных произведений о «золотой» осени. Рассматривание картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина с изображением осени.

Материалы и инструменты.

  • гербарий из разноцветных листьев, различных по форме, размеру и цвету;
  • картины Левитана И. И. с изображением осенних деревьев;
  • картинка с изображением дерева;
  • цветная бумага;
  • простой карандаш;
  • ножницы;
  • клей и кисточка для клея;
  • тряпочка или бумажная салфетка.

1 этап.

На столе лежат сухие листья различной формы и расцветки. Дети внимательно их рассматривают. Воспитатель читает стихотворение Ю. Каспаровой «Осенние листочки»:

Листочки танцуют, листочки кружатся

И ярким ковром мне под ноги ложатся.

Как будто ужасно они занятые,

Зелёные, красные и золотые…

Листья кленовые, листья дубовые,

Пурпурные, алые, даже бордовые…

Бросаюсь я листьями вверх наугад —

Я тоже устроить могу листопад!

Листья каких деревьев упоминаются в стихотворении (кленовые, дубовые
).

А листья каких деревьев вы видите перед собой? (дети перечисляют
).

Как прекрасна в наших краях природа в осеннее время года. Скажите, пожалуйста, что происходит с листьями осенью? (меняют окраску, опадают
).

Листья каких цветов и оттенков можно увидеть осенью? (дети называют
).

Верно. Разнообразием цвета, игрой солнечных лучей и теней, как праздничным салютом, одаривает нас природа в осенние дни. Посмотрите, как художники в своих картинах воспевали красоту осени. (демонстрация картины Левитана
). Осень в роскошные убранства нарядила деревья. Радует глаз такое разноцветье!

2 этап.

Показ картинки с изображением дерева.

Кто знает, каким словом называют всю листву дерева? (крона
).

Верно. И сегодня на занятии мы с вами сделаем чудесное осеннее дерево, а для того, чтобы создать крону нашего дерева, понадобятся ваши ладошки, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей. Именно вырезанные бумажные ладошки будут листочками на нашем дереве. Для этого:

  • мы ладошку сначала обведём простым карандашом;
  • затем вырежем по контуру;
  • потом приклеим на подготовленный заранее фон (фон делали дети вместе с воспитателем, приклеивая кусочки, цветных салфеток).

3 этап
.

Дети под чётким руководством воспитателя выполняют работу:

4 этап.

Подведение итогов.

Обводят ладошку

Вырезают

Приклеивают

Итог занятия.

Обсуждение выполненной работы.

Осенняя пора вдохновляла не только поэтов и художников. Это время года всегда являлось благодатной почвой для развития у ребенка чувства прекрасного. Аппликация на тему осень — наглядное тому подтверждение. Детские сады и школы всегда использовали эту тему в своей работе. Ребенок рад сделать что-то красивое своими руками. Это позволяет ему почувствовать себя более взрослым, значимым и выслушать похвалы родителей. Аппликации такого рода — грамотный педагогический шаг по воспитанию в ребенке чувства красоты окружающего мира. И отказываться от таких приемов нельзя.

Осенняя пора вдохновляла не только поэтов и художников


Аппликация на тему «Осень золотая» в подготовительной группе: мастер-класс на радость детям

Главной задачей воспитателей в детских садах всегда было одно и то же — занять ребенка, чтобы он не сидел без дела. Не нужно упускать время. Если его можно потратить на обучение малыша. Пусть ребенок сделает своими руками аппликацию на тему золотой осени. За окном — красивейшие пейзажи, которые являются природным наглядным пособием для любого рода поделок.

Что потребуется для детей подготовительной группы для выполнения задуманного:

  • цветной картон;
  • цветная бумага;
  • ножницы;
  • клей.

Первым делом необходимо подготовить основу. После чего вырезаются стволы дерева (деревьев) и листочки. После того, как все задуманные заготовки сделаны, начинается процесс наклеивания их на основу.

  1. К листу картона сначала клеятся стволы деревьев. Какие это будут деревья лучше придумать заранее.
  2. Затем наступает очередь листочков. Их нужно приклеивать так, чтобы кроны деревьев получились насыщенными, густыми и большими. В подготовительной группе можно вырезать, к примеру, кленовые, дубовые и березовые листья.
  3. Клей не стоит наносить на всю поверхность вырезанной заготовки. Достаточно промазать только края. Это делается для того, чтобы приклеенные детали после того, как высохнут, не деформировались.
  4. На одном полотне картона не стоит делать больше двух деревьев: ребенку будет сложно, он просто запутается в этом лесу заготовок. Одно-два и хватит.

Подсказывайте детям, что можно улучшить, как сделать красивей: они ждут советов старших, хоть могут их и не просить.

Танцующие листья: аппликация на осеннюю тему (видео)

Галерея: аппликация на тему «Осень» (25 фото)
















Аппликация на тему «Осень» в младшей группе: научить ребенка прекрасному

Самым простым, но очень интересным вариантом для детей младшей группы будет аппликация из настоящей осенней листвы.
На прогулке предложите ребенку сохранить на память осеннюю красоту. Пусть пособирает разных листочков. Помогите ему отобрать хорошие, сухие, не рваные листики. Постарайтесь собрать вместе с детьми листву от разных деревьев.

Необходимые материалы для продолжения работы:

  • клей, кисточка;
  • бумага, которая будет фоном — основой для листьев;
  • можно придумать какие-нибудь мелкие элементы декора.

Из общей массы собранного осеннего «золота» необходимо отобрать самые красивые, те, которые не успели прогнить. Разложить их в один ряд и совсем немного подсушить. Сильно засушивать листья не надо — они будут ломаться, когда вы начнете приклеивать их. Затем нужно отобрать необходимое количество листов цветной фоновой бумаги.

На каждый листочек кисточкой наносите клей и приклеивайте листву на бумагу. Делать это лучше хаотично, не соблюдая никакой симметрии — так аппликация на тему осень золотая будет более естественной. Нужно стараться, чтобы на листе бумаги присутствовали листочки не одного вида дерева, а разные. После того как лист заполнен, нужно положить его, к примеру, поближе к батарее, чтобы клей побыстрей засох.

Как вариант, на листе бумаги, которая служит фоном для будущей аппликации, нужно нарисовать дерево — просто голый ствол. А уже на него приклеивать собранные листочки. Такая комбинированная аппликация будет смотреться еще интересней, чем из одиноких листьев.

Аппликация на тему «Деревья» для детей подготовительной группы: инструкция и полезные советы

Детям подготовительной группы аппликацию на тему «Деревья» сделать вполне под силу не только из бумаги, но и из пластилина.
Но обо всем по порядку.

Сначала посмотрим, как выполнить аппликацию из цветной бумаги:

  1. Для этого нужно взять лист бумаги коричневого цвета. Если она будет не однотонная, а с небольшими сторонними вкраплениями — ничего страшного. На выбранном листе рисуется дерево. Можно использовать готовые шаблоны, если они есть. Но все-таки, если ребенок нарисует дерево самостоятельно — это гораздо полезней.
  2. Далее следует нарисованное дерево аккуратно вырезать ножницами.
  3. Примерная высота дерева получится 20 см из листа формата А4. Затем готовим заготовку листьев: нужно нарезать квадратики разного цвета примерно 3см х 3 см. после листиков делается заготовка для травы — зеленый прямоугольник 2см х 28 см. квадратики нужно сложить гармошкой, начиная складывать с угла. Заготовку травы складывать также гармошкой, но по ширине.
  4. Когда заготовки для самого дерева готовы, нужно сделать небольшой холмик, на котором растет дерево. Для этого зеленый прямоугольник 9см х 4см сложить вдвое. Ножницами обрезать по дуге. Развернуть — получится правильный полукруг. Теперь нужно завершить формирование листвы. Гармошку, которая получилась из цветных квадратиков, согнуть пополам и склеить посередине. В центр нижнего края листа картона синего цвета наклеить вырезанный холмик. По центру холмика, отступить от низа листа картона 1,5см. Приклеить заготовку дерева. Растянуть гармошку травы по все длине нижне края картона. Трава должна прикрыть «корни» дерева.
  5. Теперь начинается формирование кроны дерева. Нужно клеить листочки, стараясь, чтобы цвета не шли подряд. Больше листиков — пышнее крона. Можно наклеить пару листиков ни к чему не прикрепленных, создавая эффект сорванных ветром листьев и парящих в воздухе. Остается сделать небо. Само небо по факту уже есть — картон синего цвета, на нем небо выделять не надо. А вот облака сделать будет нужно. Для этого берется голубая бумага. Можно облака вырезать, можно просто порвать бумагу небольшими кусочками. Остается только приклеить их к верхней части картона без какого-то порядка.

Дерево на фоне осеннего неба готово, заметьте, безо всяких усилий. Но, если хочется рисунок усложнить — все зависит от того, кто делает аппликацию. Было бы желание. На рисунках иже приведены несколько вариантов, которые делаются также достаточно просто.


Идеи осенних аппликаций для малышей: включаем воображение

Чем меньше ребенок, тем более он требователен. С самой младшей частью человечества всегда труднее, чем с остальными. Здесь уже на помощь родителям приходят фантазия и всякие маленькие хитрости. Например, сделать веселую осеннюю аппликацию можно всего за несколько минут. При этом ребенок будет смеяться от радости.

Простой вариант, проще которого уже сложно найти. Возьмите всего один желтый листочек из тех, которые ветром нанесло на балкон (или возьмите на крайний случай желтую бумагу для аппликации).

Листочек должен быть таким, как на рисунке:

Переверните его широкой частью вниз. Приклейте лист картона. Пририсуйте к нему ножки и ручки, в одной из которых будет зонтик. На сам листик наклейте пару пуговиц побольше. А на них — пару поменьше диаметром. Нарисуйте капельки дождя и улыбку на получившейся хитрой мордочке. Все. Веселый желтый осенний человечек — листочек готов.

Времени ушло – 15 минут. Ребенок смеется от счастья. Родители облегченно вздыхают.


Красивые поделки из листьев (видео)

Конечно, идей на тему «Осень золотая» — великое множество. И все по-разному видят осень, деревья и все остальное. Здесь были приведены самые простые техники и варианты аппликаций. Если фантазия предательски не хочет помогать, можно приобрести книги по этому вопросу. В магазинах сейчас появилось очень много интересной литературы по такого рода темам. Почитайте и создайте вместе с ребенком что-то особенное, чтобы он гордился за свой совместный с родителями проект.

Наталия Смирнова

Совсем незаметно пролетел- промчался первый осенний месяц
. Вот уже октябрь вовсю машет нам расписными, багряными и золотыми косынками.

А я опять приглашаю вас, уважаемые коллеги
, в волшебную Ситцевую страну
.

В прошлом году мы с ребятами уже делали осеннюю деревню Грибково
. В этом году решили просто показать осеннюю красу страны Ситцевой с ее лесами
, грибами, ежиками). Деревнями, церквушками, полями и урожаем…

Начали с подбора материала. Достала я наши из закромов наши запасы, которые старательно припрятала на лето до осени
. Выбрали, рассортировали.

Сделали фон гофрированной бумагой (об этом я уже не раз рассказывала, поэтому повторятся не буду)
. Пока фон сох, ребята взялись за заготовку трубочек из салфеток, петелек, разрезали салфетки на квадратики, что бы потом использовать их в технике торцевания.

Я нарисовала шаблон и ребята приступили к работе
. Работа полностью модульная
, все детали делались отдельно и на большом листе только собирались.

Деревья делали и техникой торцевания (как делать можно посмотреть в моих прошлых публикациях, и из гофропетелек (напомню, мы для них используем не гофрированную бумагу, а цветные салфетки). Сделали несколько елочек тоже из гофропетелек, тут заготовки петелек пришлось сделать мне- петельки потребовались очень мелкие.

Девочки сделали несколько бумажных куколок по типу куклы-колокольчик. Из салфеток такую куколку сделать проще всего, проверено опытом, для скрепления использовали не нитки, а резиночки для плетения.

В каждую свою работу
мы стараемся добавить что-нибудь новое, то, что раньше не делали. В этот раз мы сделали домики из палочек от мороженого. Правда, для нашей работы
палочки целиком были великоваты, поэтому мне пришлось их обрезать. Домики ребята покрасили в разные цвета.

Перед сборкой разложили готовые элементы на листе, посмотрели, подвигали и начали собирать.

Когда работа
была практически готовы, добавили к ней мелкие «приятности»
: грибы в лесу, урожай на огороде и ежика, который торопится на клюквенное болото за зрелой сарделькой).

Для работы потребовалось
: ватман, гофрированная бумага, немного готового декора, цветные салфетки (много, салфетки с рисунком, палочки для мороженого, акриловые краски, деревянные шпажки (делать трубочки и петельки из салфеток, клей ПВА и для потолочной плитки, коктейльные трубочки.

В завершение работы мы
, как всегда, заключили нашу картину в «лоскутную»
рамку- визитную карточку Ситцевой страны
.

Благодарю за внимание! До новых встреч!

Публикации по теме:

После обзорной экскурсии по Ситцевой стране, я предлагаю вашему вниманию консультацию- мастер-класс по «постройке» дома из «Ситцевого.

Сегодня я представляю вашему вниманию коллективную работу детей разновозрастной группы. С наступлением лета многие детишки уехали из города.

Ой, Масленица, протянися! Ты за дуб, за колоду зацепися! Ой, сказали нашей Масленице семь годков, А всего у Масленицы семь деньков! В.

Отсчитывает последние деньки учебный год, впереди- яркое, солнечное, теплое (будем надеяться, полное бабочек, цветов и хорошего настроения.

В публикации про сбоку лэпбука «Зимние забавы» я упоминала, что мы с ребятами сделали по этой теме и небольшую творческую работу, идеи.


Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Радуга».

Проект в подготовительной к школе

группе «Колокольчик».

«Осень разноцветная».

воспитатель

с. Донское,

ноябрь 2015 г.

Тип и вид проекта:


творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта:


воспитатель, дети, родители.

Возраст детей


: 5-6 лет.

Продолжительность:


2 недели.

Актуальность

:

Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.

2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

3. Активизировать речь детей.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.

5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками Ставропольского края.

Речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.

Социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

Художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

Выбор темы проекта;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы;

Изучение методической литературы;

Подготовка оборудования, материалов;

Предварительная работа с родителями.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

С

одержание деятельности по образовательным

областям:

Познавательное развитие.

НОД «Осенняя прогулка»;

НОД «Дарит осень чудеса»;

цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;

экскурсия по территории ДОУ;

экспериментальная деятельность с осенними листьями;

д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени? ».

Речевое развитие.

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало… »;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной… »;

К. Бальмонт «Осень»;

А. Майков «Осенние листья»;

Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

загадки, пословицы, поговорки;

составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;

Дидактические игры «С какой ветки, детки?», « Что лишнее?», «Какая бывает осень? », «Угадай по описанию»..

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу»;

д/и «Угадай, что где растет? », «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;

беседа «То, что растет живое»,

беседа «Сколько красок у осени? ».

Художественно-эстетическое развитие.

НОД «Деревья в лесу». Рисование (монотопия).

НОД «Разноцветный лес» (штампование листьями) ;

НОД «

Осенний ковер

» (коллективная аппликация) ;

НОД

«Аппликация из листьев».

д/и «Найди самый красивый листок»,

рассматривание репродукций картин:

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

П. М.Гричишкина «Мостик в лесу»,

«Озеро в березках», «Осень в Архызе».

Прослушивание музыкальных произведений:

П. Чайковский «Времена года»,

А. Вивальди «Времена года»,

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;

физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;

дыхательная гимнастика «Ветерок»;

хороводная игра «К нам осень пришла»;

п/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;

эстафета «Соберем осенний букет».

Взаимодействие с родителями.

Сбор природного материала,

участие в выставке «Поделки из осенних листочков»,

«Волшебные листочки».

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, исследовательской деятельности.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

Выставка «Волшебные листочки»,

Выставка «Поделки из осенних листочков»,

Оформление раздевалки с использованием работ детей.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

Развивались творческие способности,

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

Расширился и активизировался словарный запас,

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.

Литература


:




ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.Про…

Соломенникова, О. А.
Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре
комендации / О. А. Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. — «Мозаика-синтез», 2008

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009

Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. Ставрополь 2004.

Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 1. Ставрополь 2010.

Литвинова Р.М. Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. Сборник 2. Ставрополь 2010.

Приложение.

детский сад №3 «Радуга».

НОД по художественно-эстетическое развитию

«Аппликация из листьев»,

в подготовительной к школе группе «Колокольчик».

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Романенко Татьяна Алексеевна.

с. Донское, 2015 г.

Приоритетная образовательная деятельность:



«Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей:


«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:


Образовательные:


Уточнить знания о жанрах изобразительного искусства,

Закреплять знания о творчестве русских поэтов и композиторов;

Продолжать знакомить с творчеством
Павла Моисеевича Гречишкина и

Соловцева Анатолия Борисовича;

— формировать интерес к созданию яркой работы;
Развивающие:

— развивать у детей образное мышление, фантазию, творчество и воображение при составлении сюжетных картин из листьев, проводя подбор по краске и форме.
Воспитательные:

— воспитывать эстетические эмоции в ходе работы;
— воспитывать аккуратность.
Развивающая предметно-пространственная среда:


Презентация Цветной картон, кисть для клея, клей, салфетки.

Листья различных кустарников, деревьев и лепестки цветов разные по цвету и форме.

Музыкальная запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
Содержание:
Вводная часть. Ход занятия.


Слайд.



Дети входят. На полу лежат вырезанные из бумаги листья.

Звучит П. И. Чайковский Времена года.


Ксюша Г.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Ребята, как называется явление когда с деревьев падают листья? (Листопад).

Красотой осенней листвы любовались во все времена, воспевали в своих произведениях поэты.

Слайд. Листопад.

А. С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!..»

И. А. Бунин. Листопад.

А. К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад… »

Алексей Плещеев «Осень наступила».

Игра музыкальная «Листочки».


Дыхательная гимнастика «Ветерок».


Дидактическая игра «С какой ветки детки».


Вы назвали породы деревьев, в которые растут в нашем селе, и у нас в детском саду?

-Внимание на экран, кого вы видите.


Слайд.



Портреты Ставропольских художников.


Художник Ставрополья

Павел Моисеевич Гречишкин, писал пейзажи.

Соловцев Анатолий Борисович, пишет натюрморты.

-Назовите жанры изобразительного искусства.


Пейзаж

,

портрет

,

натюрморт.

Слайд. Дидактическая игра «Что лишние?».



На экране.


Пейзаж, натюрморт, портрет.

Педагог:


За окном уже холодно, деревья стоят голые, а у нас в корзинках красивые осенние листочки. Как можно их сохранить?

Ответы детей.


Сделать поделку, наклеить аппликацию.

Педагог:


Я предлагаю вам пройти за столы и наклеить картинку из осенних листочков.

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…Будем листики считать…»



Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальцы)

Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,(загибаем пальчики)

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Дети выполняют аппликацию.


Итог.

Игровое упражнение «Расскажи о своей поделке».

Дидактическая игра «Назови профессию».


Песня «Осень постучалась к нам…».


Дети видят корзинку с листочками.

Ребята, чтобы вы не грустили, прощаясь с осенними листочками, они приготовили вам сюрприз. (В листочках конфеты).

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Радуга».

Картотека дидактических и подвижных игр на тему «Осень»
.

В подготовительной к школе группе «Колокольчик».

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Романенко Татьяна Алексеевна.

с. Донское, 2015 г.

Дидактическая игра «Осенние приметы»

.

Задачи

: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,

внимание, память.

Атрибуты:

карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое

поле,разделённое на 8 клеток.

Ход игры:

дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано

определяют, когда это бывает. Если осенью,кладут картинку на игрово поле.Если

в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют

предложение,используя ключевое слово «осенью».

Примечание:

игра пожет быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

.

Задачи:

совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,

правильно называть его цвет,развивать внимание,память,устную речь

Атрибуты

: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из

мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

.

Задачи:

формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и

его части,развивать устную речь,внимание, память.

Атрибуты:

картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры:

играют 2 ребёнка. У одного — картинки с изображением целого фрукта, у другого —

картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку,

называет,что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание:

Дидактическая игра «Две корзинки»

.

Задачи:

совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи

обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты:

две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры:

дети по очереди берут картинку,называют, что на ней изображено, определяют, к

какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание:

игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

.

Задачи:

совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,

развивать внимание,память,наблюдательность.
Атрибуты:

картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

Ход игры:

играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или

грибов,называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание:

игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

.

Задачи:

учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,

наблюдательность.

Атрибуты

:предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры:

в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют

группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

.

Задачи:

закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание,

зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты:

муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:

Вариант 1

: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют

его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки

вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и

ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2

: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают

движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи:

совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты:

корзина,картинки фруктов

Ход игры:

дети по очереди берут картинку из корзинки,называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи

: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,

закреплять знания о форме,цвете и размере,развивать слуховое и зрительное

восприятие.

Атрибуты

: осенние листья разного размера,цвета и формы.

Ход игры

: дети стоят по кругу,в центре-листья (их количество по количеству детей и

подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут

по кругу со словами: « Раз,два,три — лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару — листочек такого же цвета.» (Другие
задания:составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
размером:большой и маленький,или листья одного размера с одного дерева..)

Примечание

:для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней
цветной бумаги меньшего размера по сранению с теми,что раскрашивали дети.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

.

Задачи

: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты

: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры

: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
.

Примечание

:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

.

Задачи

: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать
прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты

: корзинка,осенние листья.

Ход игры

: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,говорят
, с какого он дерева и образуют
прилагательное
.
Например: это лист сберёзы- берёзовый лист.

Подвижная игра «Белкины запасы»

.

Задачи:

совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание,память,устную речь.

Атрибуты

:маска белки,муляжи грибов,орех,ягод,шишки.

Ход игры:

выбирается ребёнок — белка,ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки.Дети идут по кругу со словами:«Раз,два,три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети содинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок — белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и гово
рит: « Сегодня я буду есть орех
(грибы,ягоды,шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

Дидактическая игра « Парные картинки»

.

Задачи:

учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать
логическое мышление, внимание,наблюдательность, устную речь.

Атрибуты:

набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на

одной нарисовано целое изображение,а на другой его отдельная часть в виде

отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры:

играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-

картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,

а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй

выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание:

игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши».

Задачи:

закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты:

предметные картинки по теме

Ход игры:

читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам
морковка


Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам
репка


И огурчик крепкий,

Солнцем п озлащённый.

На рядах
капусты


Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот
горошек

сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

По грибы

Все зверюшки на опушке

Ищут
грузди

и
волнушки.

Белочки скакали

Рыжики

срывали.

Лисичка бежала
Лисички

собирала.

Скакали зайчатки

Искали
опятки.


Медведь проходил,

Мухомор

раздавил..

***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки


душистые,
Персики

пушистые,
Груши

золотистые,
Осень принесла.
В. Волина

Чудо-огород

У
дивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь
редис

есть и
салат,


Лук, петрушка

и
шпинат.


Помидоры

,
огурцы


Зреют дружно — молодцы!
И
картофель

, и
капуста


Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».



Буду делать я салат…

Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы

,
порей, шпинат,


Помидоры

и
редиску.

Мелко порублю
укроп

,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.

Овощная считалка:

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки

и
баклажаны.

Ты посадишь
патиссон,

Выходи из круга вон

***

Стала
тыква

нас просить:

Жарко!Дайте нам попить! —

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы —

Кабачки

и
огурцы

,

— Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

***

Словно в заячьей столовой

На полянке- пень сосновый,

На пеньке стоит обед

И чего там только нет

И
капуста


картошка

,

Горка свежего
горошка.


И
петрушечки

немножко.

А зайчишкам-ребятишкам

Травка сладкая горой,

По
морковочки

одной.

Ведь
морковка

с грядки

Слаще шоколадки!

***

В огороде много гряд
Есть и
репа

, и
салат

.

Тут и с
вёкла


горох


А
картофель

разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

***
Летом
огород

— что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,


кабачок

и
баклажан.

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём
слива

есть и
виноград

На ветках, как игрушки,

И
яблоки


груши

.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем

«Спасибо,осень!» скажем.

У. Рашид

Летний сад

Как хорош он, летний сад,

Фруктами всегда богат.



Вишен

стройных целый ряд —

Рубином ягоды горят.

Рядом здесь растёт и
слива

,

Плодами сочными красива.



Груш

и
яблок

аромат,

Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами


Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый
банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим
лимон

,
апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин



***

В огороде нашем

Нет
редиски

краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка

тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

***

Посадила в
огороде

;



Помидоры

и
картофель,



Чуть
моркови

,
огурцов

.


Для братишек сорванцов.


Помидор

сорвал Алешка


Вот и сыта стала кошка.


А Максим ест
огурец.



Наш мальчишка молодец.


Он на грядке сидит ловко


Вот и вырвана
морковка.



Ест
морковку

кошка, кот,


Кто зашел к нам в огород.


Всех мальчишки угощают.


Витамин есть заставляют.

А. Максаков


***


Что растет на нашей грядке

Огурцы

,
горошек с

ладкий.

Помидоры

и
укроп

Для приправы и для проб.

Есть
редиска

и
салат,

Наша грядка — просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин


Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Задачи

: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры

: взрослый читает,а дети добавляют слова.

— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

— Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

— Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку).

— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

— Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

— Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

— Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

— Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!