Когда нельзя ходить в лес. Славянские осенние праздники: Сдвижение, Рожаницы, Семаргл, Световид и Овсень. Где и как зимуют
27.09.2017 14:13
27 сентября по новому стилю считается днем, к которому прикреплен древний праздник — Воздвиженье. Ранее этот день отмечался 14 сентября (по старому стилю), этот же день отмечается и сейчас католической церковью. А Армянской Апостольской Церковью Воздвиженье (Воздвижение) празднуется в период между 11 и 17 сентября.
Религия
Как становится понятно, Воздвиженье — это христианский праздник. Эта дата почитается церковью как праздник Воздвижения Креста Господня. Крест и Гроб Господний были найдены в 4 веке путем раскопок в Иерусалиме, на оккупированной территории Палестины. Далее он был увезен в Персию, из которой через 14 лет был возвращен обратно.
С чудесами, связанными с Крестом, связывается много легенд. Согласно одной, Крест Господа исцелил больную женщину, другой — воскресил покойного из мертвых.
Сейчас в праздник Воздвижения принято устанавливать крест в церквях, в это время проводятся церковные службы, а верующие приходят молиться.
Воздвижение — порог природы
Однако не только с религией связывают праздник Воздвижения. Согласно славянским традициям, 27 сентября — это праздник природы, граница между летом и осенью. И в это время происходит не только перемена сезонов, но и разные чудеса.
Считается, что в это время солнце играет всеми цветами радуги. А птицы именно в это время собираются покидать родные края, готовясь к перелету. Ранее люди считали, что на зиму птицы улетают в другой мир.
Наши предки-славяне верили, что в период Воздвиженья птицы выбирают себе вожаков. А те, что остаются среди людей, делают это не просто так — это происходит ради забавы людского народа или в качестве наказания.
С давних времен славяне говорили, что во время Воздвиженья земля двигается. Змеи, птицы, животные — все приходит в движение, начинается суета и осенние хлопоты.
Воздвижение и змеи
Наибольшее количество легенд, связанных с праздником Воздвижения 27 сентября, посвящено именно змеям. Наши славянские предки замечали, что именно в это время лес полон змей, которые ползут к месту зимовья. Говорят, что в этом время эти существа появляются отовсюду, сбиваются в кучки, сплетаются в клубки и прячутся в норы, уходят под землю на зимовку.
Соответственно, и по сей день говорят, что 27 сентября в лес ходить категорически запрещено, не стоит также в принципе гулять по лесу в период после праздника Воздвижения и до самой весны. Ранее рассказывали, что после этого времени нельзя и купаться, поскольку змеи иногда уходят в спячку под воду.
Запрет ходить в лес в день Воздвижения отчасти обоснован. Ведь ходить в лес, когда там наблюдается высокая активность змей, действительно небезопасно. Когда змеи сползаются к своим норам, то встретить гадюку в лесу совершенно не трудно. А с учетом того, что змеи «сдвигаются», собираются вместе, можно попасть в ловушку — оказаться на поляне, которая окружена ядовитыми змеями.
![]() |
![]() |
Однако наши предки, которые так любили волшебство, рассказывали о запрете ходить в лес в период Воздвижения не только по причине объективной опасности гадюк. Именно про змей они слагали целые легенды.
Люди верили, что змеи уходят на зимовье не просто в норы, а под землю. Будто бы змеи подползают в лесу к особым местам, где камни волшебным образом расступаются и впускают их внутрь, а после смыкаются обратно. Если же на этом месте окажется любопытный человек, который захочет узнать, куда они ползут, то он рискует оказаться под землей вместе с ними. После того, как попадешь к змеям на Воздвиженье 27 сентября, земля сомкнется, и тогда — будешь обречен зимовать среди змеиного царства. Причем царство — это не просто скопление гадюк. Славяне верили, что под землей среди змеиных клубков лежит большой и старый змей — Змеиный Король.
Впрочем, любопытные всегда находились. Люди рассказывали друг другу легенды, будто бы на Воздвиженье можно раздобыть рога короля змей, а также увидеть, какими именно волшебными силами расступается и смыкается земля перед гадами. А еще можно увидеть подземное змеиное логово, которое усыпано золотом и серебром — богатство! Рассказывали также, что под землей змеи, сплетающиеся в клубки, устраивали свадьбы.
Конечно, людям всегда хотелось хоть одним глазком взглянуть на волшебство и соприкоснуться с этим опасным, но волнующим миром. Но ходить в лес на Воздвижение все-таки не стоит. Наверное, стоит послушать предков, ведь неизвестно, что хуже — оказаться покусанным гадюками или остаться на всю зиму в царстве Змеиного Короля…
Славянские традиции на Воздвиженье
Как и другие праздники, день Воздвижения 27 сентября и дни после него проходили в своих забавах и традиционных занятиях.
Со дня Воздвиженья среди славян было принято начинать заниматься заготовкой капусты, и работа эта поручалась девушкам. А уж если девушки соберутся гурьбой вечерком — так можно представить, какое начинается веселье! Поэтому дни, начинавшиеся в праздник, посвященные капусте, назывались «капустниками», во время которых не только работали, но и устраивали посиделки, болтали и смеялись. Кстати говоря, слово «капустник» существует до сих пор, и иногда организуют мероприятия с таким названием — в школах, детских саадак или на выступления КВН.
И, конечно, в это время устраивались всевозможные гадания, которые были посвящены хозяйству: природе, грядущей погоде, урожаю и плодородию.
![]() |
![]() |
Таким образом, праздник под названием Воздвижение, который отмечается 27 сентября, — это день религии, день природы и погодных изменений. И день волшебства — порой жуткого, но всегда — захватывающего.
С праздником Воздвижения, друзья! Празднуйте, гадайте и забавляйтесь! И не ходите в лес — от греха подальше, не подглядывайте за змеями, дабы не повстречаться с реальной опасностью или змеиным колдовством…
Ваша Анастасия Черкасова,
Вы интересовались волшебными славянскими легендами про змей? Тогда вам наверняка понравится статья
В первый день сентября
на славянских землях принято было чествовать одно из воплощений бога Семаргла — земной, домашний огонь. Люди видели в нем силу сродни небесному огню, которая могла как прогнать нечисть, одарить пищей, так и наказать провинившихся пожарами. Славяне представляли огненного бога в виде крылатого волка или пса и верили, что в свой праздник он спускается на землю принять от людей поклонение и жертвы.
Земной огонь выполнял множество функций в хозяйстве наших предков. Он трудился в кузнице, обеспечивая мирных крестьян разнообразным инструментом, а воинов — оружием. Он очищал все старые вещи от скопившейся негативной энергии. Прыгнувшие через костер люди и проведенные рядом с ним домашние животные избавлялись с его помощью от порчи, сглаза или обычных болезней. Огонь погребального костра с дымом переносил души усопших в Ирий, а пламя на жертвенниках отправляло богам на небеса людские приношения и просьбы о помощи.
В день праздника волхвы разжигали новый земной огонь от искры небесного, который, по преданию, приносил на землю на своих крыльях Семаргл. Чтобы задобрить пламя, его полагалось накормить и напоить жертвенными подношениями. После проведения обряда на лугу возле деревни накрывался общий стол, на который каждая семья приносила разные кушанья. После трапезы женщины и дети уносили частичку нового огня по домам, а мужчины традиционно оставались на совет, где решались насущные проблемы общины. В домах между тем продолжалась обрядовая часть торжества. Хозяйки метлой из веток полыни выгоняли на улицу надоевших за лето насекомых, приговаривая: Кыш, мухи, к Селухе, а блохи к Явдохе. Метлу затем выставляли за порог, чтобы мухи и блохи не могли вернуться назад.
Со дня Семаргла, по приметам, начиналось полное вымирание разнообразной мошкары и очищение от нее дома. От принесенного с капища огонька зажигали свечи, которые должны были защитить хозяйство от несчастья, и пламя в очаге, которое следовало разводить, не отводя глаз, чтобы не упустить удачу. Огонь в очаге считался одним из семейных богов, которые исправно охраняли счастье и покой дома и его обитателей, дарили им благополучие и помогали в трудные времена.
Праздник Рожаницы — начало бабьего лета
8 сентября
к славянам приходил праздник рожаниц, а вместе с ним начало бабьего лета — теплые солнечные дни, напоминающие об ушедшем лете и посвященные женской силе. Считалось, что богини рожаницы не только основали род небесный, но и от них же пошел род земных праматерей. В патриархальном обществе славянским женщинам отводилось свое, почетное место: нашим предкам не приходило в голову утверждать, что они — существа второго сорта. Мужчина был главным в решении проблем общины и на войне, его мать или жена — в семье и домашнем хозяйстве. Даже ритуальные и магические практики часто имели мужскую или женскую направленность, и каждая была по-своему незаменима.
На рассвете в день рожаниц все женщины общины отправлялись на капище, к идолам богинь, которых изображали матерью и дочерью либо лосихами. Интересно, что в зависимости от возраста славянки выбирали разные праздничные наряды. Девушкам полагались белые платья, они распускали косы и украшали волосы венками. Женщины в детородном возрасте одевались ярко, дополняли головные уборы и одежду украшениями — бусами, подвесками, вышитыми поясками. А пожилые, чтобы подчеркнуть свою близость к переходу в потусторонний мир, надевали одежду темных тонов, без вышивки и украшений. И дары, приносимые богиням, были разными: девушки несли венки и букеты полевых цветов, замужние славянки — напитки, фрукты и овощи, а старухи разнообразную выпечку — хлебы и пироги.
Разжигать в этот день жертвенный огонь доверяли не жрецу, а старшей в селе женщине — большухе. Одновременно полагалось петь обрядовые песни, посвященные рожаницам и славянским праматерям. В пламя разожженного огня отправлялся один специально выпеченный жертвенный каравай, а другой такой же большуха делила на ломти и раздавала всем участницам ритуала. Особая роль в празднике отводилась беременным: считалось, что в этот день и дальше, весь период бабьего лета, они могут исцелять женские болезни и бесплодие, творить маленькие бытовые чудеса и предсказывать будущее.
После обрядов на капище женщины общины приступали к забавному обряду, говорящему о том, насколько все прошедшее лето им досаждала разнообразная мошкара, — похоронам мухи. Пойманное насекомое с песнями укладывали в гроб из морковки, длинной процессией относили за околицу и торжественно погребали в могилу. А покуда их родственницы исполняли все необходимые ритуалы, мужчины занимались домашними делами. Они брали все хозяйство в свои руки, чтобы оказать уважение женским божествам и матерям, женам и сестрам.
Праздник Сдвижение — от лета к зиме
14 сентября
природа оборачивалась к зиме, и славяне праздновали Сдвижение — день, когда земля сдвигалась от жаркой летней поры к холодам. В это время птицы улетали в теплые края, а наши предки верили, что некоторые из них летят прямо в Ирий и могут передать весточку предкам. Первой улетала кукушка, поскольку, согласно поверью, именно она хранила ключи от небесных врат. В день праздника принято было обращаться к предкам, поминать их, спрашивать у них совета. Матери, рано потерявшие своих деток, верили, что птицы отнесут ушедшим привет и материнскую любовь. А кто хотел продолжить род, просили аистов, чтобы те по весне принесли им на крыльях детскую душу, которая воплотится в новорожденном младенце.
Начиная со Сдвижения все змеи ползли в леса и укладывались там в глубокие норы в спячку. Потому на это время запрещались любые походы в лес, чтобы не повстречаться с гадами, а хозяйки накрепко запирали двери всех домашних построек, дабы змея не заползла в дом или овин и не устроилась там спать до весны. Одновременно со змеями разбредались по берлогам и медведи, а они грозили забредшему в лес грибнику куда большей бедой, чем змеи. Кроме того, в этот же день устраивал досмотр своему хозяйству леший, и мешать ему считалось непозволительным.
На Сдвижение, согласно поверьям, нельзя было начинать никакие новые дела — их ожидала неудача. Можно было лишь продолжать или завершать начатое раньше. Ко дню торжества в каждой семье заканчивали заготовки из яблок и орехов, и все заготовленное припрятывали в погреба на зиму. Погода становилась все холоднее, недаром до наших дней сохранилась пословица: Свиту на Сдвиженье снимай, а тулуп надевай.
Световид и Овсень — рождество осеннего солнца
В конце месяца, 25 сентября
, славяне чествовали сразу двух божеств. Одним из них было осеннее воплощение солнца — Световид. Его изображали в виде четырехликого мужчины, разные лики которого смотрели в прошлое и будущее, на небеса и землю. Этот суровый бог следил, чтобы во всех мирах соблюдались законы Прави и не нарушался порядок всеобщего бытия. Если же где-то нарушалась гармония мира, он приходил на помощь обиженным и сурово карал ослушников воли небес.
Световид считался одним из покровителей воинов, причем он помогал им не только в бою, но и в мирное время. По легенде, он приезжал на землю на белом коне вместе с рассветом и без устали бился с врагами дня. Поэтому в капище возле идола Световида постоянно держали лучшего белого скакуна, а рядом с ним — седло и упряжь. Только волхвы имели право ухаживать за конем, кормить его и выводить на прогулку, чтобы не застаивался и всегда был готов послужить своему небесному всаднику. Птицей, посвященной Световиду, считался петух, и в день праздника на капище его приносили в жертву богу осеннего солнца.
Другим божеством, которому отдавали почести в этот день, был Овсень — распределитель материальных благ и устроитель единства славянских родов. Овсеня почитали как своеобразный мост из лета в лето, его чествование связывали с окончанием сельскохозяйственных работ, началом общинных праздников и сезона свадеб. Изображали бога в виде богато одетого всадника, в правой руке несущего богатые плоды урожая, а в левой — сухую траву и ветки.
Трудолюбивых и честных Овсень щедро одаривал богатством, а нечистых на руку и ленивцев наказывал бедностью и неприятностями. На Овсеня непременно устраивалось богатое застолье, главным украшением которого был огромный, специально выпеченный калач. Он символизировал богатство славянской общины и одновременно — несущее людям урожай сильное и мудрое осеннее солнце. Согласно приметам, после Овсеня ясных дней становилось все меньше, начинались затяжные дожди, и осень окончательно вступала в свои права.
Сегодня вот о чем. На выходах, нам все чаще встречаются эти удивительные создания природы — Змеи. Вот и в этот раз случилось так:
Солнце припекало и, идя по грунтовой дороге, нам то и дело встречались гадюки, которые томно грелись и не собирались уходить, не смотря на наше приближение! Эта наглость нас несколько удивила- раньше такого не было. Особенно одна, довольно крупная гадюка, совсем не обращала на нас внимания, разомлев под солнцем и уползать не желала. Причинять ей вред нам не было нужды. Провизия, слава Небесам, у нас имелась, так что в качестве пищи данный субъек не рассматривался. И тем не менее, пройти было надо, но она не уползала!! Лишь после того, как мы стали кидать в нее шишки, красавица неохотно уползла с дороги, потому хочу заметить, камрады: ходить сейчас надо очень аккуратно даже по дороге, и смотреть под ноги, так как гадюки очень сливаются с дорогой и их сложно заметить перифирическим зрением. Одну мне пришлось даже перепрыгнуть, моментально среагировав на предупреждение супруга, когда я зазевалась, любуясь природой вокруг..
в связи с этим, хорошо знать
1. КАК ОНА ВЫГЛЯДИТ И ГДЕ ВОДИТСЯ
2 .КАЛЕНДАРЬ АКТИВНОСТИ ГАДЮКИ ПО МЕСЯЦАМ ГОДА.
3. ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ГАДЮКИ. ПРОТИВОШОКОВЫЙ НАБОР.
ИТАК, НАЧНЕМ…
1. ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ.
В лесах средней полосы довольно часто можно встретить небольшую пестро окрашенную змею — гадюку обыкновенную.
Обычно длина ее бывает около 50 сантиметров, но встречаются экземпляры, которые достигают даже 90 сантиметров.
Как правило, у гадюк на спине имеется характерный зигзагообразный рисунок. Общий фон окраски может быть серый (светлого и темного оттенков), бурый, рыжий, вишнево-красный.
Зигзагообразный рисунок на спине гадюки очень похож на изломанную тень от листьев папоротника и различных мелких кустиков. Такая окраска позволяет змее сливаться с рисунком солнечных бликов и теней.
Ни человек, ни животное не замечают гадюку, лежащую неподвижно, и приближаются к ней на слишком близкое расстояние. Испуганная змея прибегает к самозащите — кусает неожиданного гостя.
В каких еще случаях может укусить гадюка?
Если, конечно, ее вдруг прижмут рукой или ногой.
А вообще поведение змей при встрече с человеком зависит во многом от степени разогрева.
В прохладную, пасмурную или дождливую погоду, когда гадюки охлаждены, движения их вялые, медленные, неуверенные.
Серьезной опасности они не представляют, потому что от них легко увернуться.
Другое дело в сухую и жаркую погоду. Однако даже активная змея, заметив человека, обычно старается уползти в ближайшее убежище. Вскоре она снова появляется и, осмотревшись, укладывается на прежнее место.
Когда же активную змею преследуют, а скрыться ей негде, она начинает обороняться: сжавшись в комок, с шипением выбрасывает голову в сторону преследователя. Но и в этом случае она стремится приблизиться к любому убежищу и скользнуть в него.
При настойчивом преследовании гадюка свирепеет и становится довольно опасной. Быстро сжимаясь в комок и тут же расправляясь во всю длину, словно подскакивая над землей, она старается приблизиться к человеку. Движения ее настолько стремительны, что за ними трудно уследить.
Чтобы избежать нежелательной встречи, то при прогулках по лесу, и по густым зарослям, имейте в руках палку, которой можно их раздвигать впереди себя. змея уползет и встречи не случиться. во всяком случае, неожиданной.
Так уж сложилось давно, что каждый, увидевший гадюку, выносит ей беспощадный смертный приговор. Но вправе ли он подобным образом поступать? Конечно, нет!
Во-первых, из яда гадюки изготовляют замечательные лекарства.
Кроме того, змея эта является естественным регулятором численности грызунов: лесных и полевых мышей — переносчиков и хранителей опасной болезни — туляремии.
В нашей стране принят закон, запрещающий бесцельное истребление ядовитых змей, в том числе и гадюки обыкновенной.
Чтобы не происходило неприятных столкновений, надо знать, где поселяются они, куда ползают кормиться, в каких местах любят погреться на солнышке, — словом, знать календарь их жизни. Вот он.
2. КАЛЕНДАРЬ ГАДЮКИ:
ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Гадюки находятся в убежищах, расположенных в моховых кочках верховых болот, гнилых пнях и стволах давно упавших деревьев, норах мышевидных грызунов, ходах сгнивших корней, кучах прелого сена, расселинах скал… Обычно змеи выбирают такие места, в которых не может промерзнуть грунт и которым не страшны вешние воды. На зимовки гадюки прячутся и по одной, и целыми группами.
МАРТ. В последней декаде месяца на проталинах лесных полян и просек, на моховых болотах, склонах возвышенностей, возле куч камней, на обогреваемых солнцем и укрытых от ветра участках появляются первые змеи. Они малоподвижны, иногда лежат группами.
АПРЕЛЬ. Змеи лежат на кочках, сухих листьях и сухой траве, вдоль лесных дорог и просек, на полянах, моховых болотах, вырубках, вдоль кромки леса, по берегам рек и озер. В ясные солнечные дни змеи выбираются погреться утром, примерно до 10 часов, и вечером, после 18 часов.
Во второй декаде у змей начинается пора спаривания. Гадюки собираются на сухих полянках среди кустов тальника, открытых верховых моховых болотах с редким мелким сосняком, полянах в лесу, кучах камней на склонах оврагов, холмов и гор.
МАЙ. Гадюки расползаются по местам кормления. Вблизи летнего пребывания змей обязательно есть источник воды, удобное место для прогрева, надежное убежище — кучи прелого сена, сухих сучьев, высокая сухая кочка, пень.
ИЮНЬ. Все змеи находятся на кормовых местах. В это время можно наткнуться на «змеиную тропу», которая проходит по гривам на берегу реки или озера, по просеке в лесу, краю болота или поляне в сыром лесу. На таких «тропах» гадюки появляются ежедневно.
Прогреваться змеи выходят рано утром до высыхания росы и вечером перед заходом солнца. После дождя они лежат на солнце 15—20 минут, выползая для этого на кочки, кучи сухих сучьев, пни, пригорки.
Любят даже грунтовые дороги, где редко есть движение. если солнышко припекает и змею разморило, с дороги она уходит неохотно.. В пасмурные дни и перед дождем гадюки долго нежатся на открытых местах. Идет массовая линька змей и выползки встречаются часто.
ИЮЛЬ. Змеи по-прежнему на местах летнего обитания. На лугах во время сенокоса они часто используют в качестве временных укрытий валки и копны сена, поэтому если вы решите отдохнуть в таких местах, будьте осторожны. Надо быть внимательными и при сборе земляники: гадюки часто устраивают лежки на земляничных полянках и пригорках.
АВГУСТ. По мере поспевания малины, черники и гонобобеля часть змей перемещается в ягодники. Здесь гадюки охотятся на травяных лягушек, в свою очередь привлекаемых обилием насекомых, которые слетаются на аромат спелых ягод. Ягодники обычно сильно зарастают травой, и, прежде чем сорвать ягоду, прощупайте траву палкой.
Во второй половине месяца у гадюк начинает появляться потомство. В среднем одна самка рожает 8-10 гадючат, но бывает, что крупные самки приносят их более 20. Обычно роды происходят на земле, но иногда гадюки заползают на невысокие кустики.
СЕНТЯБРЬ. Основная масса змей постепенно перемещается к местам зимовок. Первым на зимовку уходит молодняк, затем взрослые змеи. Если зимовки размещаются в моховых кочках на верховом болоте, то можно наткнуться на группы змей. Осенью у гадюк бывают такие же скопления, как и весной в период спаривания.
Ещё в детстве мне моя бабушка, Анастасия Дмитриевна Власенкова(Гришина), рассказывала разные истории из своей жизни. Однажды она поведала про то, как её отец ходил за грибами в осеннюю пору и было это на православный праздник, который в народе называют — сдвиженье, а по-православному — это праздник Воздвижения Креста Господня и отмечают его 27 сентября. И этой истории уже больше ста лет…
Отца моей бабушки звали Дмитрий Тарасович. Человеком он был смелым и потому меньше всего верил разным приметам и байкам и всегда по-доброму подшучивал над суеверными людьми. Накануне 27 сентября, когда семья села ужинать, он объявил о своём желании и решении идти утром в лес с кем-либо из старших детей. Двое из шестерых детей были уже подросткового возраста. Мать моего прадеда и его жена всполошились.
Считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. В этот день змеи собираются все в одно место. И встречаться с ними крайне опасно для жизни… И стали уговаривать его отказаться от задуманной затеи. Но всё было напрасно.
Прадед мой был человеком упрямым. Тогда они сказали, что пусть он идёт один, а ребят не берёт с собой. И настроены женщины были более чем решительно. В конце концов так и порешили.
И вот утром, едва солнце выглянуло из-за горизонта, он наскоро перекусив, чем Бог послал, обувшись в сапоги, взял корзину и отправился в лес. Поначалу всё было хорошо. Грибы ему попадались и корзина уже была наполовину с грибами, но ему попадались ещё и… змеи, которые все ползли куда-то в одном направлении.
Моему прадеду стало интересно и отправился следом за ними. Вскоре он
понял, что змеи направляются к большому оврагу. Их число становилось всё больше и больше. Это его не остановило, а только распалило интерес.
Вскоре он подошёл к тому самому оврагу, к которому ползло змей уже видимо -невидимо. Откуда столько их взялось? Со всех сторон слышался уже не только шорох от движения этих ползучих гадов, но и их шипение, словно бы они разговаривали между собой.
И тут моему прадеду стало по-настоящему страшно, потому как ступить уже было некуда. Везде были змеи… Он воскликнул:»Господи, спаси и сохрани меня!» — и бросился опрометью назад, где-то наступая на ползущих змей, которые, как ни странно, в эти минуты не обращали на него никакого внимания.
Говорят, что этот день считается днём змеиных свадеб*. Происходит спаривание змей, а потом они расползались по своим норам и впадали в спячку до весны, когда травка зазеленеет и солнце станет прогревать землю. Потому они и спешили на зов своей змеиной природы.
Домой прадед прибежал, не помня самого себя, бледный и дрожащий. Потом, когда он успокоился, то сказал, что больше никогда не пойдёт в лес в этот день и всем своим родным и близким закажет также не ходить. Ещё он сказал, что глянул он в этот овраг, а там змеи то сплетались в клубки, то расплетались, и шум от их шипения был таким, что ничего не было слышно…
Через два дня он пошёл опять в лес, где и нашёл свою корзину с грибами неподалёку от большого оврага. Всё было как обычно. Щебетали птицы, осенний ветерок поигрывал кронами деревьев… И вокруг ничего не напоминало о тех жутких минутах, которые пережил мой прадед 27 сентября 1906 года.
* Самец, который обычно значительно крупнее самки, агрессивно преследует ее, пытаясь схватить зубами за спину или шею. Когда ему это удается, он обвивается вокруг ее тела и спаривается. В течение месяца спаривания повторяются неоднократно. К концу этого срока все тело самки бывает покрыто многочисленными укусами и ссадинами. Кроме того, у самцов змей есть два половых органа, причем довольно внушительных размеров. У королевских змей, длина которых около полуметра, половой член может достигать 7-10 см! При спаривании змеи постоянно пользуются одним органом, правым или левым. Второй — запасной. Органы расположены в хвостовой части и вылезают в отверстие — клоаку
И ещё одна заметка с форума в интернете: У них процесс спаривания происходит так: самка (как правило, сначала одна, потом подтягиваются ещё штук 10-20) раскрывает своё «хозяйство» нараспашку и выделяет призывный секрет: «Налетай! «. Я ранее отмечал — у змей суперобоняние: на запах секрета слетаются все самцы Ужа, которые есть поблизости. И начинается самый настоящий группен-секс. Самцы выделяют свою бесценную жидкость и начинают втирать её в самок. Трутся часами друг об друга. Таким образом, втиранием, и происходит оплодотворение.
Люди часто, без труда обнаруживают по характерным звукам эти змеиные свинг-вечеринки — отсюда и идут поверия, что змеи «в клубках» собираются. При приближении человека эти греховодные змеи разбегаются в панике — тикают веером во все стороны, в том числе и в направлении потревожившего их гражданина. Из-за этого говорят: при клублении змеи бросаются, атакуют человека — караул!! !
Обычно в одном таком «агрессивном» кублЕ от 40 до 150 змей. Это, надо признать, производит впечатление: всё в клубке движется, мокрое, липкое, шипящее — фу-у-у, жуть. Тут стороннему наблюдателю не до точного определения, кто участвует в оргии: гадюки или Ужи. Вот и приписывают эту сомнительную славу гадюкам (так выглядит более устрашающе и романтично, что ли) .
Источник: http://talks.guns.ru/forummessage/80/212651-6.html
Рецензии
Здравствуйте! Писал рассказ о встрече со змеей и забил в поиске Сдвижение,что бы уточнить бабушкины рассказы. И нашел, помимо прочего, Ваш рассказ.
Здорово написано! Нужно к вам в гости зайти — еще почитать. А это мой новый рассказ о давнем событии www..
Заходите в гости!
Добрый день, Валерий!
С праздником Вас!
Спасибо, что зашли ко мне на страницу и оставили свой положительный отзыв!
Обязательно загляну в гости к Вам.
С уважением,
И Вас с праздником! Заходите — всегда рад гостям. У меня там немного пока рассказов, но на разные темы, и все на основе реальных случаев в далекие времена. Воспоминания то есть.Есть про людей,животных, родные места. Есть даже эротическая проза, хотя это вовсе не она, а просто далекие пикантные детские воспоминания.
С уважением,Валерий.
Еще с давних времен существует поверье, что на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября, лучше в лес не ходить. В этот день змеи собираются со всех сторон, выпускают яд и уходят на зиму под землю, поэтому не стоит их тревожить и мешать им.
Очень давно я прочла в каком-то журнале странную историю, связанную именно с этим днем. Стояла очень теплая осень, конец сентября, а еще косили траву. Люди возвращались с сенокоса, по дороге им встретилась змея. Один из мужчин отсёк косой голову у этой змеи и повесил ее на свою косу, продолжая путь домой. В это время змеиная голова сползла с лезвия косы и укусила обидчика в шею. Не дойдя несколько шагов до своего дома, мужчина упал и мгновенно скончался.
А эту историю нам рассказал Дмитрий Михайлович Соколов, о котором упоминал мой супруг Валерий Афанасьевич в своем рассказе про Шарика. Дмитрий Михайлович когда-то был заядлым охотником. И вот в очередной раз он засобирался на охоту, как раз 27 сентября. Бабушка не пускала его, говорила, что опасно идти в этот день в лес. Но он не верил в такие приметы и предсказания. Взял ружье и отправился.
Уже при входе в лес ему встретилось несколько змей, и дальше, куда бы он ни заходил, везде были змеи. Охота не заладилась, и он решил возвратиться домой, тем более, что тревога уже поселилась в его душе.
И вдруг на одной из полян Дмитрий Михайлович увидел дикое зрелище: там было бесчисленное множество змей, наверное, сотня или больше. От увиденного он просто окаменел, но быстро сориентировался и выстрелил в это змейство. И тут началось светопредставление! Змеи пронзительно зашипели и поползли на него. Дмитрий Михайлович быстрым шагом начал уходить от этого места, но змеи скрутились в колеса и с невероятной скоростью начали его преследовать. Эти змеиные колеса уже почти стали его настигать, и тогда он начал сбрасывать с себя одежду: сначала куртку, потом свитер, рубашку. Змеи сразу же набрасывались на одежду, дав Дмитрию возможность убежать дальше. Он даже бросил им свои сапоги. Наконец добежал до лесной дороги. И здесь почему-то гадюки перестали его преследовать.
С тех пор Дима охоту забросил, а на праздник Воздвижения даже на рыбалку не ходит — не хочет нарушать законов природы.
Другой случай произошел с моим супругом в прошлом году. Он себя называет лесным человеком, потому что когда наступает ягодно-грибной сезон, он целыми днями пропадает в лесу. Уезжает на велосипеде, оставляет его в укромном месте и идет в свои заветные места вглубь леса. Поздним вечером возвращается с полными корзинами грибов и ягод. В этот раз он тоже быстро набрал корзину белых грибов, а брусники было только полведра. Поставил корзину с грибами на старый трухлявый пень с большим дуплом и начал собирать бруснику. Ягод было много. Он довольно быстро набрал ведро брусники и вернулся за корзиной с грибами.
Когда уже подходил к пню, то чуть не упал от неожиданности. Пень обвивала огромная толстая змея и спокойно грелась на солнце. Тогда Валерий Афанасьевич взял веточку и погладил ею змею. Он — человек творческий, а такие люди даже в подобных ситуациях видят прекрасное. Змея от прикосновения веточкой зашипела, раскрутилась и сползла с пня. Человек и змея какое-то время смотрели друг на друга. Потом змея взвилась перед Валерием Афанасьевичем, снова опустилась на землю и снова взвилась. Так продолжалось минут пять. Змея словно вошла в раж, все танцевала, и танцевала. Это было и страшно, и жутко, и красиво. Супруг знал, что в таких случаях говорят: «Иди своей дорогой, а я пойду своей». После этих слов змея медленно заползла в дупло, а Валерий Афанасьевич взял корзину с грибами, ведро с брусникой и отправился домой.
Потрясенный увиденным, он несколько дней в лес не ходил. Потом тревога притупилась, и он опять до самых заморозков пропадал в лесу. Вот такие тайны и загадки хранит наша природа и ее обитатели.
Народные приметы 27 сентября.
Сегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Воздвиженье. Сдвиженье. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Воздвиженье. Сдвиженье.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
, как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви. С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом. Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем». Воздвиженье — постный праздник. Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.
На Воздвижение у доброго молодца – капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту – Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.
С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты. Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.
На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных дел — все прахом пойдет. Устраивались вечеринки – капустники. Заканчивалось «бабье лето» и приходила настоящая осень. Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.
Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинется, последний воз с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся. Все звери и насекомые ложатся на зиму, в том числе и медведь залегает в берлогу. В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ — рубка капусты и заготовка ее на зиму.
В этот день часто бывают небольшие утренние морозцы.
Западный ветер дует несколько дней подряд — к плохой погоде.
Красноватый круг около луны на восходе, скоро пропадающий — к ясной и сухой погоде.
Журавли летят высоко, не торопясь, курлыкают — к теплой осени.
Приметы сентября.
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.
Много тенётника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Осенний тенётник — на ясную погоду, на вёдро.
Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снега перед Рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья.
Русские народные приметы и суеверия.
Домового можно увидать во время светлой заутрени, в хлеву, в заднем углу.
Оберег внаи бережет (арх. очень, весьма).
Перчатку потерять — к несчастью.
Пустить галку (поджечь). Посадить красного петуха на крышу.
Сверчок по избе летает — к смерти либо к пожару.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
Через порог не здороваться, не беседовать.
В сознании простого народа, незнакомого с историей религии,
Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется
скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением).
«Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод
надвигает», «Воздвиженье- хлеб с поля на гумно движется», «на
Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».
«Кто на Воздвиженье
постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели
капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у
крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили
люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а
далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой
капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках,
которые сопровождались шутками и байками.
По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу
тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного
дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.
Однако именно на Воздвиженье ставили обетные
церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за
избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день
совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные
поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась
одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во
Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай,
баба, про капусту — Воздвиженье пришло».
Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на
день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые,
обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя
дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую
вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на
праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень
влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко
мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце
добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы
этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не
тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как
железо!»
Между прочим, число семь — величина не простая —
магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось
семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в
Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит
Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».
Да и вообще, как во время любых народных
праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса.
Например, «синицы- придворные птицы летели с песней из лесов», а
подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо,
на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.
А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается
только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под
землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте
заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него
источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на
камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле
уснуть, а нам забыться.
«Русский народный календарь» издательство «Метафора» 2004
Христианский праздник Воздвиженья честного и
животворящего креста Господня, справляемый 27
сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник
«Сдвиженья» и оказался «посвященным» «гадам».
Согласно народным
представлениям, «в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все
пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к
своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего
грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из
чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья,
или, по крестьянскому выражению, «Сдвижения», мужики на весь день
тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады,
ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор
и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне
верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая
гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю
осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя
себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы» . В
русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27
сентября: «Гад сдвигается… Будешь идтить, и оны прямо хапками,
хапками. — И оны прямо вот дорогой идут».
Энциклопедия суеверий
Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в
чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения.
В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как
начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей,
некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья,
поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу
надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка
надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время
оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму
сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался
«Сдвижением».
По народным поверьям , на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в
отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот
день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или
забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются
в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем
замыкается до Благовещения (или
Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV).
В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются
в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого
весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам
выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных
пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться
запрещалось.
Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку,
связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник
Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки,
опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли,
заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в
соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не
боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не
кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею,
ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не
примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу
ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут
мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может
подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о
том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник,
провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до
весны, пока земля вновь не «отворилась».
Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на
Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие
«нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот
день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в
одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед
наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось
даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот
день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то
могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их
владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на
«тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот
праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные
дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу
можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой
силой.
Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой
для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки
кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на
Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их
как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко
делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири,
на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те,
являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником.
Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и
приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У
доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно
заканчивающийся песнями и плясками.
В начале этой недели православные владимирцы отметили
Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста
Господня – таково полное название праздника,
который обычно коротко называют Воздвижением. Но и люди, от веры далекие,
о нем слышали: из года в год в эту пору среди охотников,
грибников, рыболовов, туристов и дачников постоянно идут
разговоры о неком «сдвижении змей» в среднерусских лесах.
В пригородных электричках в последние годы часто слышатся жалобы, что змеи-де совсем одолели, уже сами приползают на участки. А дачники из Москвы и этому рады: «Какое экологически чистое место -даже змеи есть!». Что же представляет собой гадюка – наша единственная ядовитая змея?
Каинов знак
Вся путаница в наших немногочисленных змеях, а их всего-то три вида – уж, медянка и гадюка – произошла, думается, от изменчивой окраски последней. Она бывает сероватой, почти бурой или красно-бурой с темной зигзагообразной полосой вдоль спины, нередки сплошь черные экземпляры. А вот голубоватые и почти зеленые встречаются у нас очень
редко.
Черноватый рисунок на спине немецкий натуралист К.Линк назвал «каиновой печатью», его конфигурация тоже не постоянна у разных гадюк – то зигзагообразная или волнистая полоска, то ромбики или ряды точек, поперечные полосы и другие сочетания. На голове заметен иксообразный темный рисунок, а через глаз, как прицел, проходит темная полоса. Брюхо почти всегда темнее спины или сплошь черное.
Размеры змеи небольшие, старые особи могут достигать до 80 см длины. В отличие от других змей центра России туловище гадюки кургузое, хвост короткий, голова треугольная, почти копьевидная, ясно отграничивается пережимом от коротенькой шеи.
Место встречи
изменить
нельзя
Во Владимирской области, которая заселена гадюками довольно неравномерно, подходящими местами являются леса – ельники и сосняки с моховым покровом, дубравы, ольшаники, пойменные луга, болота, зарастающие гари и вырубки.
Гадюку можно обнаружить на обочинах дорог, на просеках высоковольтных линий, у мелиоративных каналов и даже в огородах. Днем легче всего ее встретить на прогреваемых солнцем местах, причем выползает греться она в течение дня на это место несколько раз. Поваленное сухое дерево, большой пень с южной экспозицией – прекрасные солярии для принятия солнечных ванн гадюкой.
Людям важно знать: человека гадюка кусает, будучи внезапно потревоженной или если он не позволяет ей скрыться. Первая она никогда не нападает! В любом случае предупреждает довольно громким шипением. При этом характерно изгибает переднюю часть тела. Одним рывком она может выбросить немногим более трети длины туловища. Прыгать «как пружина» гадюка не в состоянии, равно как и «катиться колесом, ухватив себя зубами за хвост».
Как часто мы устремляемся к кочке с кустарничками черники и сизым ягодам, забыв, что кочка, может, несколько лет уже служит прибежищем гадюке! В сумерках, собирая ветви для костра, тоже можем случайно прижать змею рукой. Часто гадюки кусают, когда на них наступают ногой в легкой обуви. Но за многие десятилетия в нашей стране известно всего несколько случаев гибели людей, укушенных гадюкой. При своевременном же и правильном лечении укушенные выздоравливают через 7-14 дней, хотя слабость чувствуется еще в течение 2-3 месяцев.
Если все-таки
укусила
Главное правило после укуса – сразу же, не позднее 15 секунд (!), начать выдавливать яд, нажимая на края ранки. К сожалению, много времени тратится на ругань, слезы, призывы «убить эту мерзость» и т.д. У гадюки мало яда, но он сильно токсичен (примерно в 20 раз сильнее, чем яд гюрзы), поэтому он достаточно быстро всасывается, и действовать нужно без промедления.
Естественно, от змеи надо отойти, чтобы не получить еще «порцию». В первые секунды капелька яда сидит в тканях как в капсуле, а ранки от зубов еще полностью не закрылись. Достаточно одного нажатия, и до 80 % яда можно выдавить, он появится в виде ярко-красной капли, и его можно просто стереть рукой. Продолжать выдавливать можно в течение не более 20 минут, после чего на ранку можно наложить водочный компресс на 1-2 часа. Никакой водки вовнутрь, как учит «народная мудрость», рекомендуется только обильное питье. На всю укушенную конечность нужно наложить эластичный бинт и немедленно доставить пострадавшего в больницу.
Осенние
собрания гадюк
Гадюки в некоторых местах своего распространения образуют так называемые «змеиные очаги», и в подобных «гадючниках» при пешей прогулке их можно насчитать довольно много. Размещение змеиных очагов обычно определяется подходящими для зимовки условиями. Осенью гадюки, стремясь к местам своих зимовок, могут проползать расстояния от 2 до 5 км и переплывать озера и реки. Иногда змеи зимуют поодиночке, однако в подходящих местах находили скопления до 300 змей.
Зимними квартирами гадюкам служат норы грызунов и кротов, ходы сгнивших корней деревьев, пустоты торфяников, стога сена. На зимовку змеи окончательно уходят в сентябре-октябре. Зимуют они в почве ниже слоя промерзания, спускаясь на глубину от 40 см до 2 метров. Температура в местах зимовок не падает ниже 2-4 о С, что позволяет этой змее безбедно зимовать даже за Полярным кругом. Поэтому мы чаще и встречаем осенью гадюк, находящихся в поиске подобных подходящих мест.
Около Владимира такой змеиный очаг был известен в окрестностях пос. Мостострой, нередки были гадюки в районе Долгой Лужи (экземпляр, хранящийся в музее природы, происходит как раз оттуда). Этим жарким летом гадюки встречались в близком пригороде, одна из них укусила собаку в районе озера Семязино, несколько лет назад мужчина получил укус недалеко от моста через Клязьму. Периодически видят гадюк и в районе парка «Дружба».
Трудная жизнь
неприятных
созданий
Все приспособления и природные хитрости иногда очень условны. Несмотря на ядовитость гадюки, у нее много врагов. Поедают гадюку различные млекопитающие, например, еж, который к яду ее мало восприимчив. Причем защищающаяся гадюка наталкивается лишь на иглистый панцирь зверька, и, улучив момент, еж просто перегрызает змее позвоночник, а потом съедает ее.
Не брезгуют гадюкой лисицы, барсуки, горностаи, енотовидные собаки. Но шутки с ней все же опасны. В Камешковском районе мне пришлось увидеть мертвую молодую енотовидную собаку, около которой лежала перекушенная пополам гадюка: видимо, змея изловчилась и все-же успела ужалить зверя в нос. Поедают гадюку и птицы: серая ворона, журавли, луни, сойки и очень редкий у нас змееяд, получивший свое название за склонность питаться змеями (хотя и ест он не только их).
Но главный враг гадюки человек. Он не только разрушает места ее обитания, но и просто уничтожает гадюку, оправдывая избиение или стрельбу по змее ее ядовитостью. Конечно, вблизи детских лагерей и дачных участков убийство змеи сложно осуждать, но надо помнить, что гадюка – важный член природных биоценозов, а яд ее используют для изготовления различных медицинских препаратов. В этом году сильные лесные пожары подорвали и уничтожили многие места ее обитания. А сколько змей погибло в огне, мы никогда так и не узнаем. Много гибнет гадюк и на автодорогах, прорезающих лесные массивы. Так что до своего предельного возраста, который у гадюк составляет всего 15 лет, доживают единицы. И надо помнить: убивая гадюку, мы нарушаем мудрое, сбалансированное тысячелетнее течение лесной жизни. Так что, если любишь природу и заботишься об экологии, лучше этого не делать.
Денис ДУДЕНКОВ, научный сотрудник отдела природы ВСМЗ.