Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом? Уважаемый священнослужитель,можно ли купаться в ванной и мыться вечером или ночью в воскресенье? Можно мыться в церковные праздники

Какая деятельность в дни церковных праздников под запретом? Уважаемый священнослужитель,можно ли купаться в ванной и мыться вечером или ночью в воскресенье? Можно мыться в церковные праздники

Все ли приметы одинаково верны?

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник — будешь на том свете воду пить (интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но всегда. Ругань точно не входит в перечень добродетелей православного христианина.

А вот вопрос о мытье все же требует отдельного разговора.

Итак: почему нельзя мыться в церковные праздники
?

Собственно, а кто сказал, что нельзя? Неужели так говорят священники? Так вот, они как раз ничего подобного и не говорят. Точнее, они говорят о том, что за суетными мирскими делами не следует забывать о том, что всякий церковный праздник — это повод подумать о своей душе.

Следовательно, гораздо лучше привести себя в порядок заранее, а в день праздника просто прийти в церковь и помолиться. Но это рекомендация, а вовсе не запрет. Так что не нужно слушать суеверия и — уж тем более — следовать им.

Интересно, а откуда же взялось это предписание?

Ведь кто-то же это придумал и первым сказал: почему нельзя мыться в православные праздники
?

Думается, что объяснение здесь достаточно простое. Чтобы помыться в старину, нужно было подготовиться: нарубить и натаскать дров, натопить баню, и только потом уже приступать к процедуре мытья. Что же получалось? Получалась тяжелая физическая работа. То есть, вместо того, чтобы идти в церковь, человек занимался физическим трудом. А это, понятное дело, никак не соответствовало церковным правилам.

Сегодня нам для мытья не нужно рубить дрова и топить печь. Нам вполне достаточно открыть два крана и набрать ванну воды. Или же вообще принять душ. Именно поэтому старое правило в наше время и не работает.

И нет греха в чистоте

А вообще, на Руси, в отличие от многих европейских стран, мыться любили много и часто. А какой грех в чистоплотности? Никакого.

Кстати говоря, именно католические священники в Средние века говорили о том, что мытье означает не что иное, как потеха для тела, а тешить тело — это впадать в грех. Вот и ходили люди грязными и в нестираной одежде. Некоторые вообще контактировали с водой три раза в жизни: при крещении, перед свадьбой и уже после смерти, при омовении.

Что в итоге получалось? Эпидемии чумы, холеры и прочих страшных заболеваний. Самое интересное то, что и средневековые лекари искренне верили, что при купании человек открывает свое тело микробам. Если даже и врачи, то о чем вообще можно говорить?

В итоге вывод напрашивается сам собой: уже лучше вымыться в церковный праздник, чем не делать этого вообще.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие — с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника — мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека — например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник — в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая — та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

Каждый человек, который не является атеистом, старается не нарушать церковные запреты и действовать строго с правилами, пытаясь таким образом не согрешить и не вызвать на себя гнев Всевышнего. Старые люди твердят, что в церковные праздники любая работа находится под запретом. В эти дни нельзя стирать, гладить, убирать. При этом многие утверждают, что ни в коем случае нельзя стричь ногти и мыть голову. Так ли это на самом деле? Очень часто такие убеждения не соответствуют действительности, а мы, не зная об этом, ограничиваем себя.

О праздничных днях

Обратите внимание на то, что запреты на работу в праздничные дни, в первую очередь заключаются в том, что в такой день человек должен посвятить себя служению Господу. Еще с древних времен было принято начинать день с молитвы и проводить его, посвящая Всевышнему, творить добрые дела. Вся домашняя работа отодвигалась на второй план и ждала следующего дня. При этом не стоит ошибочно полагать, что если вам придется выполнить какую-то необходимую и срочную работу, вы получите за это кару.

На самом деле нет запретов на тот вид деятельности, который нужно выполнить немедленно. Так, к примеру, постирать детские пеленки, если они закончились, помыть больного человека, который сходил под себя. Многие священнослужители утверждают, что уход за детьми, больными и старыми людьми не считается грехом. Как видите, православный праздник имеет смысл не в запрете на выполнения какой-либо работы и в уходе за собой, а в том, что этот день нужно посвятить Богу.

О мытье головы

Многие люди интересуются от том, можно ли мыть голову в праздничные дни, поскольку для большинства женщин это является ежедневной процедурой, без которой обойтись очень сложно, так как волос начинает жирнеть и ложится некрасиво, что создает эффект грязных локонов. Да, конечно, помыть голову можно и перед праздником, но и здесь есть свое «но». Волосы наиболее красиво смотрятся после того, как их помыли и хорошо уложили, используя для данной цели фен или же какие-то другие инструменты. Так можно ли мыть волосы в праздничные дни?

Приметы и мнения священников, относительно купания в православные праздники.

Сейчас существует огромное количество поверий относительно церковных праздников. До наших времен дошло мнение, что в большие церковные праздники, такие как и Троица, Благовещение, даже «птица гнезда не вьет». В статье мы разберемся, можно ли купаться в праздники.

Можно ли мыться, купаться в большие православные церковные праздники взрослым?

Многие оправдывают свою лень и прикрываются божественными праздниками. На самом деле это неправильно, так как мнение священнослужителей в этом вопросе достаточно определенные. Священнослужители считают, что все рабочие дела, физический труд, какие-то неотложные работы в церковные праздники делать можно. Но выполнение этих дел не должно быть вместо посещения храма. То есть верующий человек должен посетить храм.

После молитвы и богослужения, можно приходить домой и заниматься своими делами. То есть, можно шить, вязать, стирать, мыться, купаться.

На Руси Христианство народу навязывалась, поэтому одним из способов заставить людей приходить в храм, было осуществить запрет. Сказать, что если вы не будете посещать храм, Бог вас накажет.

Можно ли мыть голову, ходить в баню в православии: приметы, мнение священника

В те времена не работали бани и парикмахерские в Прощенное, Вербное и, вообще, любое воскресенье. Это было сделано для того, чтобы люди вместо какой-то физической работы, отдыха, приходили в храм. Точно также дела обстояли не только с воскресеньями, но и с православными праздниками. Такими как Троица, Благовещение, Пасха.

Мнение священника:

  • Сейчас вера никому не навязывается, поэтому верующие люди самостоятельно в православные праздники идут в церковь. Они свое время тратят на то, чтобы помолиться и осуществить богослужение. Соответственно этот день полностью посвящается молитвам и служению Богу.
  • Ну если в этот день есть какие-то неотложные дела, вы посетили храм, помолились, то все домашние дела, такие как стирка, готовка, уборка, и купание осуществлять можно. То есть мыться, купаться, мыть голову в православные праздники можно. Священнослужители приветствуют приход в храм чистого человека.
  • Ни в коем случае нельзя оправдывать свою лень и откладывать какую-то физическую работу, труд на огороде из-за православного праздника. Это делать запрещено.

То есть все традиции относительно запрета на физический труд, уборку в доме, приготовление пищи, вышивание, шитье, является не больше чем приметами и традициями, которые пришли к нам еще со времен Руси, когда христианство навязывалось.

Можно ли купать детей в большие православные церковные праздники?

К сожалению детям не объяснишь, что в православный праздник, такой как Рождество, Сочельник и Радоницу пачкаться нельзя, копаться в грязи тоже не стоит. Особенно дети 1-3 лет могут шкодничать, пачкаться. Откладывать на следующий день мытье или купание ребенка не стоит.

Перед посещением храма в Покров день, перед Рождеством ребенка нужно помыть, привести в порядок, причесать и прийти с ним на богослужение. После этого, если ребенок запачкается, его можно мыть и купать независимо от того, какой это день. В православные праздники гигиенические процедуры осуществлять необходимо.

Как видите, священнослужители разрешают заниматься домашними делами, уборкой, приготовлением еды, купанием, мытьем головы в православные праздники. Это можно делать в том случае, если эти дела не осуществляются вместо посещения храма. После посещения церкви, вы можете заниматься чем хотите.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.


Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» — так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней.
Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день.
Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» — так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII
веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом.
Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике.
А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки.
А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.