Формирование познавательной активности у младшего дошкольника. Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития Развитие познавательной деятельности младшего дошкольного возраста
Марина Василенко
Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Объект
: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста
Предмет
: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста
Гипотеза
: В процессе планомерной
, целенаправленной игровой деятельности
повышается уровень развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
.
Цель
: Развивать познавательную активность детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
.
Задачи
:
1. изучить теоретические основы игровой деятельности и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
2. организовать планомерную работу с детьми младшего дошкольного возраста с целью развития познавательной активности
3. проанализировать влияние игровой деятельности на познавательную активность детей младшего дошкольного возраста
Глава 1. Теоретические основы познавательной активности и игровой деятельности дошкольников
1.1. Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста
Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина
«активность
»
, это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью
, другие — с результатом деятельности
, третьи судят, что активность
понятие намного шире по значению, чем деятельность .
Так, по мнению А. Н. Леонтьева активность – это термин
, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т. е. раздражителей
Н. Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности
:собственная активность и активность ребенка
, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем Собственную активность
ребенка автор видит в специфической и универсальной формах
. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики
: познавательной
, эмоциональной, волевой, личностной
Следовательно, можно утверждать, что активность
, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.
В активной деятельности дошкольник
выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия
: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.
Именно на собственной активности
, по мнению Н. Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности
, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.
Второй вида активности — активность
стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника
, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты
, которые были заранее определены взрослым.
Данная категория связана с процессом познания
, с познавательной деятельностью личности
. «Познание
— приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира и действительности» ; «Познание
обусловлено развитием общественно-исторической практики
, это процесс
, отражающий и воспроизводящий действительность в мышлении; это взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляются новые знания о мире» .
В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека
. Для обозначения данного явления существует множество терминов
: Г. И. Щукина — «ценное личностное Т. И. Шамова — «деятельное состояние
»
, Т. И. Зубкова — «стремление человека к познанию
»
.
С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие
«познавательной активности младших дошкольников
»
— это личностное образование, состояние, которое выражается в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания
: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний
; это готовность и желание ребенка к процессу обучения
, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т
. д.
Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка
. Главным образом это дошкольное детство
.
По мнению многих исследователей, возраст дошкольников
3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности
. Среди них Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев.
Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе
усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте
ребенок может не только познавать
и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.
Т. И. Шамова, руководствуясь особенностями развития детей в младшем дошкольном возрасте
, полагает, что познавательная активность — это деятельное состояние
, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности
.
Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста
положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами
окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность
, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира
. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать
: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации
; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания
, в дальнейшем применяя его в других ситуациях.
Игровая деятельность младших дошкольников
Деятельность
– это взаимодействие человека со средой, в которой он достигает цели, возникшие от потребностей человека. Деятельность
подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая пересадка знания прямо в голову субъекта, минуя собственную деятельность
.
Ведущая деятельность – это та деятельность
в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет высказывание и формирование
у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяются три вида ведущей деятельности
. Сначала – это эмоциональное общение, потом – предметная деятельность
, наконец, сюжетно-ролевая игра.
Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С. Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение
: игра – «это форма практического
размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого»
.
Младший дошкольный возраст
— стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 2 до 4 лет
. Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая
, поэтому и все психическое развитие детей
также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный
. В обоих случаях цель игры формируется
не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов
или способностей ребенка.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей
, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность
, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой
.
По мнению С. Л. Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса
:
Игры, возникающие по инициативе самих детей
. Это игры – экспериментирования и сюжетные самодеятельные игры
Игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры и досуговые игры
Традиционные или народные игры. Это обрядовые,тренинговые и досуговые
Сюжетно-ролевая игра, имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре
, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых
. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник
встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник
встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т. е. формируется
сознательное подчинение им
Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста
. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознает смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей
: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», – писал Д. Б. Эльконин.
Научное обоснование игры как формы
организации жизни и деятельности детей
в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей
, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе
организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.
Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.
К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.
Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.
На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.
Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.
Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.
В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.
Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.
Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.
Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».
Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».
Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».
Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»
Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик — кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.
Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.
Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.
Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.
Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.
Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.
Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно — следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.
Организацию и решение познавательных задач;
Применение экспериментирования в работе ДОО;
Использование проектирования;
в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с миром природы.
Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно — пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно — насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.
Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.
Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.
К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.
Используемая литература:
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.
4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.
5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности
. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность — желание познать
закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают
все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
3-10 слайды
В процессе развития познавательной активности детей
, одним из условий является организация развивающей среды
, которая обеспечивает развитие активной
самостоятельной детской деятельности
. В игре дети познают форму
, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами
, общаются друг с другом и взрослыми.
Но во время активного
бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми
.
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являютсяразвивающие игры В
. В. Воскобовича.
Развивающие игры В
. В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.
Например
: «Фиолетовый театр»
, ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет своюактивность и интерес в познании окружающего мира
, мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В
. В. Воскобовича как
: «Пуговицы»
, «Палочки»
, «Чудо цветик»
. Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников
, многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.
Развивать
пространственное воображение детей
, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития
не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность
, самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.
Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей
.
В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста
предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идётпознавательный
процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас,развивается память
, речь.
11-15 слайды Познавательно – исследовательская
По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой
: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность
способствует формированию у детей познавательного интереса
, развивает наблюдательность
, мышление.
«Почему дети в опытах
активны
?»
Исследовательская активность
– естественное состояние ребенка, он настроен напознание мира
, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности
. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?»
и «почему?»
. Это огромная возможность для детей думать
, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования
, где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
«Вода, бумага, камень»
. Дети проводят исследование, делают вывод
: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.
«Песок или крупа»
. Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы
: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
«Найди воздух»
1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)
. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод
: Воздух прозрачный, невидимый.
2. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают)
. Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки
Вывод
: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод
: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить наладошку
, от тепла рук снег превращается в водичку.
16,17 слайды Музыкальная деятельность
С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно
и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором.
Игровые движения под музыку развивают
у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились»
) дети познают
, и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.
18-20 слайды Изобразительная деятельность
Дети с интересом познают разные
техники и способы рисования. В своей деятельности
я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают
пространственное мышление, учит детей
свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом
, развивает чувство композиции
, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук
, творческие способности.
Поролоновые рисунки — вначале дети хаотично рисовали разные фигуры
. А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.
Метод палцеграфии — вот еще один из способов изображать окружающий мир
: пальчиками или ладошкой
. Дети с удовольствием рисуют ладошками
они раскрывают для себяразноцветный мир цветов
, бабочек, различных предметов.
Рисование крупой (манной)
– дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.
Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
Рисование на песке (манной крупе)
— удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией,развивается мелкая моторика
, интерес, внимание и усидчивость.
Доклад
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми данной группы, я выявила, что у малышей идет системная . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность — желание познать
закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают
все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»
Слайд 1-4
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми данной группы, я выявила, что у малышей идет системная
познавательная активность через все виды деятельности
. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность — желание
познать
закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники
познают
все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Во время
активного
бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с
дидактическими играми
.
Все эти ситуации воспитатель использует для
развития речи детей
.
Слайд 5
- Виды игр и их действие на познавательно-речевое развитие
- Сюжетно-ролевые игры
:
Расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога, активизируют речь ребенка
- Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов
- Игры-драматизации
:
Способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь
- Знакомят с окружающим миром через образы, звуки
- Поставленные вопросы заставляют думать, анализировать, обобщать
Слайд 6
Сюжетно- ролевые игры. сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В игре — драматизации вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
Слайд 7
Драматизация сказки
«Репка»
Цели: побуждать детей участвовать в драматизации сказки, способствовать воспитанию любви к животным.
Способствовать более глубокому пониманию смысла сказки;
Активизировать речь детей
Слайд 8
Игры-драматизации
Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей
чтение сказки; показ сказки; обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»; распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи; подготовка атрибутов
слайд 10
Игры-экспериментирования
Изучение свойств воды
Опыт 1 «
«Вода, бумага, камень»
.
Дети проводят исследование, делают
вывод
: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.
»
Цели:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; камень — тяжёлый, твёрдый; бумага- лёгкая.
- Подвести к пониманию того, что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.»
- Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, прозрачная, тяжёлый,лёгкая
Воспитывать аккуратность при работе с водой
Слайд 9 — показ
Слайд 11
Найди воздух:
Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде?
(Видны пузырьки воздуха)
. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод
: Воздух прозрачный, невидимый.
Слайд 12
Воздушная лёгкость:
Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на пёрышки. Что происходит?
(пёрышки улетают)
. Да, пёрышки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает пёрышки
Вывод
: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
Слайд 13
Нетрадиционные методики рисования(манная крупа)
Дети с интересом
познают разные
техники и способы рисования. В своей
деятельности
я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов,
развивают
пространственное мышление, учат
детей
свободно выражать свой замысел, учат
детей работать с разнообразным материалом
,
развивает чувство композиции
, колорита, цвета, объема,
развивает мелкую моторику рук
, творческие способности.
Слайд 14
Рисование манной крупой(солнце, снеговик)
Рисование на песке
(манной крупе)
— удивительное рисование. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком (манной крупой). Удивительным образом горсть песка(манной крупы) превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией,
развивается мелкая моторика
, интерес, внимание и усидчивость.
мелкой моторики рук
, творческих способностей.
Слайд 15
Потрогай и ощути дерево.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Слайд 16
Познавательное речевое развитие в игровой образовательной деятельности.(Лепка)
Лепка — художественное отображение действительности в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (глина, пластилин, солёное тесто, воск). Багодаря лепке происходит развитие творческих способностей;совершенствование мелкой моторики, самоконтроля и координации движений; воспитание культуры трудовой деятельности, практических навыков работы в коллективе; формирование предметного и пространственного мышления;развитие сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Слайд 17
Конструирование:
развивает желание и умение строить и играть со сверстниками вместе, умение уважать постройку по группе, делиться с ним материалом, участвовать в совместной уборке. Обогащает представления детей об окружающем мире и конструируемых объектах (домики одноэтажные, двухквартирные, двухэтажные, машины, мосты для людей и машин, горки, конюшни и др.); развивает умение формулировать и осуществлять собственный замысел (выбор темы, создание замысла конструкции, отбор материала); развивает умение анализировать образец и самостоятельно воссоздавать такую же конструкцию; учит сохранять порядок в строительном материале: укладывать его по определённому плану.
Слайд 18
Познание через игру. Вывод
Наталья Бурдакова
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа, 3–4 года)
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
(2 младшая группа
, 3-4 года
)
Воспитатель
: Бурдакова Наталья Петровна
Ребенок раннего возраста
— настоящий исследователь. Стремление к познанию
пронизывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними — разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.
Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий
: он познаёт
.
«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной
психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми»
Развитие познавательных интересов дошкольников
является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию
и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей
: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Познавательная активность направлена на
:
Получение новых знаний, их усвоение
Овладение необходимыми умениями и навыками
Появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
У младшего дошкольника
вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста
присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому
, можно всё время стимулировать их познавательную активность
. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию
могут стать ежедневные «ритуалы»
: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений
: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается
. Познавательная
деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления
, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать.
Да! Для младшего дошкольника
характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают
все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства к пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях
, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия
, мышления, памяти и других познавательных процессов
. Наиболее ин-тенсивно развивается восприятие
. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Мышление младшего дошкольника
отличается качественным своеобразием. Ребенок — реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления
: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте
дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления
: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники
способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность
, наличие многочисленных вопросов типа «почему?»
, «зачем?»
. Их начинают интересовать причины разных явлений.
В процессе практико- познавательной деятельности
(обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.)
воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В младшем дошкольном возрасте
исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности
: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем
, – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности (один раз в неделю по пятницам)
.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи
.
Благодаря
опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей
чувство удовлетворения от проделанной работы.
В младшей группе подвели детей
к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы
: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый)
. Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной»
. Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей
интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик»
, русскую народную потешку «дождик»
и др.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили
: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз)
. Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей»
.
Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода — жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагали после дождя потрогать воду в луже – холодная, через определённое время стала теплее, вывод
: под воздействием тепла (солнце)
вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становиться тёплой, т. к. солнце её нагревает, можно купаться.
Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
В группе
проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод
: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку
, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?
Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовали в работе чтение стихотворение Е. Благининой «Снежинка»
. Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлении со свойствами льда
:
1. Рассматривание сосулек на цветной бумаге.
2. Потрогай сосульку.
3. Постучи сосулькой.
4. Резные сосульки.
Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.
В процессе работы, используя проведение опытов, убедились в том, что в младшем возрасте у детей
можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.
Познакомили детей
с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты
:
Превращение воды в лёд.
Превращение льда в воду.
После проведения ряда опытов дети легко ответили на вопросы, что произойдёт с сосулькой, если её занести в группу
? Опустить в банку с водой? и т. п. Знания, полученные в детском саду, закреплялись дома (изготовляли с родителями цветные льдинки)
. На прогулке проводили занятия в форме игры, например, со снеговиком, сделанным ребятами. Предлагали взять его в группу
, задавали вопросы
:
Можно ли это сделать?
Почему нельзя?
А может всё-таки не растает снеговик?
Нос растает или нет?
Из чего он сделан?
В заключение прогулки взяли снеговика в группу
, поместили в тазик. После наблюдений дети правильно смогли ответить на ряд вопросов
: Что случилось со снеговиком? Почему? Что тает быстрее – снег или лёд?
Познакомили детей со значением дождя
(воды, снега, льда для живых организмов.
С помощью иллюстраций выяснили
: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Снег помогает зайцу защищаться от врагов (заяц белый и снег белый, волку трудно увидеть его на снегу)
. Весной снег тает, т. к. солнце греет сильнее, чем зимой, превращается в воду, затем растения пьют её, доставая корешками из земли.
Лёд защищает рыб от замерзания, помогает людям безопасно передвигаться через реку. Рассматривали картину «Зима»
, художник Б. Г. Гущин. Читали стихотворение З. Александровой «Капель»
, «Снежок»
, И. Сурикова «Зима»
.
Исследуем и объекты неживой природы
: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Провели опыт «Тонет – не тонет»
. Определили, что не все предметы тонут в воде. Предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, в группе
создана определённая развивающаяся среда
. В уголке продуктов для режимного момента – опробование находятся разнообразные зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.)
Для активизации
детской исследовательской деятельности используется оборудование
: – разнообразные емкости (кружки, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т. д.)
; – шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые)
– измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.)
; – жгут, бинты, салфетки, пипетки; – губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.
Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей
с теми или иными материалами.
К концу младшей группы у детей
обогатился словарный запас, произошло интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начали логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников
, развивая их познавательную активность
.
Литература
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста
: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. М. Павловой. – М. ; Просвещение, 1986.–176с.
2. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте/ Л
. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1997.
3. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников
. / В. Б. Голицын// Советская педагогика, 1991, — №3.
4. Педагогика – методики и технологии обучения.
5. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников/ А
. А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984.